Стоит ли грузинам бояться русских понаехов?

Dec 20, 2022 23:33

image Click to view



Меня иногда спрашивают, есть ли в Грузии русофобия? Конечно, есть. Где ее теперь нет? Слово «русский» ныне ассоциируется не с Большим театром. И даже не с малым, а с большой или малой ракетой, что сносит очередной жилой дом где-нибудь в Кривом Роге. К счастью, в Грузии русофобия проявляется в основном в государственной политике по отношению к беглецам из рейха. Но государство в Грузии весьма слабое, а еще больше глупое, и только поэтому эффективно отравить жизнь эмигрантам, осевшим в стране, не способно. Но, полагаю, на выборах в 2024 г. попытки разыграть популистскую русофобскую карту ожидать стоит.

Побеседовал под запись в пресс-клубе «Кавказского дома». Как водится, самые интересные вопросы обсуждались после записи. Например, грузинская русофобия: стоит ли грузинам опасаться русской эмиграции? Если совсем кратко, то эмиграции бояться не стоит, она несет для Грузии только пользу. Гипотетическая угроза исходит не от эмигрантов, а от стихийного наплыва беженцев. Если миллионы жителей Скрепостана, похватав детей и кошек, ломанутся с родных пепелищ туда, где нет риска словить головой шальную пулю головой, где можно обогреться и получить миску каши - тогда да, это станет проблемой. Но от подобной катастрофы Грузию в какой-то мере спасает Кавказский хребет.

Основной аргумент грузинских русофобов заключается в том, что у нас маленькая страна, наплыв инородцев размоет нашу культурную идентичность. Как русфоб русофобам отвечу со всей присущей мне еврейской прямотой, то есть вопросом на вопрос: а что есть культурная идентичность и в чем она? К сожалению, проблемой культурной идентичности чаще всего озабочены люди с явным недостатком общей культуры и гуманитарного образования, потому ее они воспринимают, как нечто раритетно-древнее, завещанное дидами, требующее сохранения в неизменном виде за пыльным стеклом серванта.

На самом деле пресловутая культурная идентичность (самобытность, ментальность, национальный характер) - субстанция поразительно изменчивая. И никогда она не являлась продуктом внутреннего генезиса. Есть масса примеров изолированного существования племен в горах, джунглях или островах, когда никто не мешал пестованию самобытности. И много ли эти ребята создали и сохранили столь великого и вдохновляющего, что мир с удивлением приподнял хотя бы одну бровь? Увы, но любой замкнутый социум вырождается. Развитие происходит только на стыке культур, иногда даже враждебных друг другу.

Грузинская идентичность - результат исторического процесса. Грузинский школьный учебник истории столь же смешон мне, как украинский или казахский. Это просто набор идеологизированных мифов, из которых формируется совершенно сказочная этноцентрическая реальность. Нация, воспитанная в кривых зеркалах этноцентризма, не способна объективно оценивать себя в реальности. Тут нужен либо убедительный внешний наблюдатель (а какой народ любит, когда кто-то со стороны указывает на его слабые места?) либо хорошая прививка национального гиперкритицизма. Для русских этой спасительной инъекцией являлась внутренняя русофобия - только она давала возможность более-менее объективно оценивать свое текущее состояние и анализировать исторический генезис.

Блестящий пример аналитической русофобии дает нам Чехов. Ладно, Антон Палыч, допустим, интеллигент, можно обвинить его в идолопоклонстве перед Западом. Но Шолохов, например, имел самое подлое (то есть низкопробное) происхождение, однако его «Тихий Дон» - вовсе не лубок, а зрелый критический взгляд на гнилую архаику посконной русской жизни. В итоге получается, что современную русскую культурную идентичность формировали не патриоты-охранители, а русофобы. Что вполне логично: любое развитие происходит через отрицание, а не консервацию своего текущего состояния. Без этого невозможен переход к новому, а без поиска нового невозможно накопление культурного багажа.

Вернемся к грузинской культуре. Поскольку я не являюсь ее носителем, то не могу критически ее переосмысливать. Однако мой взгляд ценен именно как точка зрения стороннего наблюдателя. Лишь полная свобода от оков этноцентризма дает мне возможность понимать исторический контекст формирования грузинской идентичности. Фундаментальным фактором является существование Грузии в сени трех великих империй прошлого - Персидской, Османской и Российской. Единого грузинского государства за пределами грузинской исторической мифологии не существовало.

Оффтоп. Если у каких-то ультрасвидомых картвел, читающих эти строки, сейчас подгорел диван, то разъясняю: любое «великое прошлое нашей нации» ™ - политическая проекция в ретроспективу, позволяющая компенсировать чувство национальной неполноценности в дне текущем. Американцы, например, прекрасно обходятся без побасенок о великом прошлом. У них и в настоящем все неплохо.

Так вот, поскольку у грузин не было своего мощного государства, способного противостоять экспансии извне (многочисленные картвельские царства и княжества, враждующие между собой, были весьма плохими союзниками), грузинская элита приобрела характерную черту, я бы даже назвал ее выдающейся - способность мимикрировать под своего сильного сюзерена. Те грузинские князья, что оказались под властью турок, с готовностью перенимали нравы и обычаи своих покровителей. Те, что стали вассалами персов - соответственно впитывали в себя персидскую культуру.

Восприимчивость к культуре завоевателя не была следствием духовного насилия (сказки о гонениях за веру мы опустим, церковный фольклор всегда замешан на крови), а являлась весьма эффективной стратегией выживания. Более того, она со временем из стратегии выживания трансформировалась в стратегию преуспевания. Не буду описывать примеры успешных карьер представителей грузинской знати в Стамбуле и Тегеране, это мало что даст неискушенному в истории Закавказья читателю. Факт, что по меньшей мере полтысячи лет идентичность грузинской элиты (у простолюдинов никакой идентичности в старину не существовало) носит двойственный характер - она защищает свою самобытность, не противостоя чужой, а беря ее в качестве внешней защиты.

Чтобы тебя не считали врагом - будь своим для того, кто в настоящий момент имеет статус владыки мира (шах это или султан - не важно) - говори на его языке, цитируй его поэтов, одевайся, как он, следуй придворному этикету - твоя верноподданность всегда будет щедро вознаграждена.

Но тут возникает нюанс: если ты берешь чужую культуру, пускай даже в качестве утилитарного доспеха или инструмента придворной карьеры, она перестает быть чужой. Она дополняет твою, обогащает ее. Собственно то, что называется грузинской культурой - есть продукт многовекового переваривания заимствований. Любая великая культура процентов эдак на 90 состоит из заимствований и перепевок. Чем была русская культура до того, как психически неуравновешенный царь Петя под угрозой кнута не напялил на нее европейские ботфорты? Всего через сотню лет появился Пушкин, который стал писать на варварском языке с такой же легкостью как на французском. А еще через полвека заблистал Толстой, окончательно европеизировавший русскую литературу.

Грузинская культура в обозримом прошлом всегда была двуязычной, более двух столетий картвельская идентичность обогащалась за счет симбиотического сосуществования с русской культурой. Как пример успешного взаимодействия, могу привести, например, феноменальный успех грузинского кинематографа в советское время. Именно возможность существования в рамках надэтнического русского культурного пространства обеспечила ему и широкую аудиторию, и признание.

В свете вышесказанного страх местных свидомитов перед размытием культурной идентичности понаехнутыми чужаками выглядит, мягко говоря, глупым. Если современная грузинская идентичность - продукт двух веков кипения в одном котле, то как русские могут ее размыть? Уж если строго следовать фактам, то как раз политически мотивированная дерусификация 90-х годов привела, например, к фактической кончине грузинского кино, которое почему-то было интересно носителям русской культуры (не только русским), но совершенно не задевает европейцев.

Теперь давайте представим, как это будет выглядеть чисто технически. Скажем, такой сценарий: сбежавшие из Москвы хипстеры, открыли посреди Тбилиси свои блинные и разорили рестораны грузинской кухни, подсадив местное население на пельмени и заставив отказаться от хинкали. Как-то я это слабо себе представляю. Наоборот, вижу, что грузинская кухня, как весьма важный столп картвельской культуры, получает стимул для развития. Что действительно убивало кулинарную индустрию, пусть и опосредованно - туристический трафик. Турист - лицо непритязательное, любой кусок теста сыром посыпь - ему будет мням-мням-экзотика. Поэтому в период туристического сезона качество общепита проседает так, что плинтус гнется. Но всякий уважающий себя русский эмигрант через месяц жизни в Грузии уже не спутает имеретинский хачапури с мегрельским и неликвидный сулугуни, припахивающий заплесневелыми носками, ему под видом кулинарного изыска не впарить.

Может быть, понаехи убьют грузинское виноделие и вытеснят чачу своей бездуховной менелеевской водкой? Да, сюжет фантастический. Может, они заставят всех гурийцев забыть о своем многоголосном пении, научив их матерным частушкам под балалайку? Или русские эмигранты заставят грузин разлюбить рэгби (самый популярный вид спорта в стране), а рэгбийные стадионы потребуют перепрофилировать под игру в городки? Слабо себе это представляю. Кстати, рэгби и футбол - это же, вроде, не очень грузинские виды спорта? Почему тогда ревнители грузинской идентичности не требуют их запрета? Играли бы все в лело бурти - вот была бы лепота.

В том-то и дело, что национальная идентичность в изоляции деградирует, а всякое развитие происходит через усвоение инородного. Поэтому если в грузинских кинотеатрах вновь станут показывать фильмы на русском языке (хоть и голливудские) это сразу повысит их рентабельность, на треть - точно. А если будет развиваться киносеть, то грузинские кинематографисты снова получат возможность снимать фильмы для зрителя, а не только для фестивалей (если спонсора найдут). То есть даже в этом смысле сотня тысяч понаехавших русских может поддержать, пусть и косвенно, развитие грузинской культуры.

Так же, как и гастроли Дмитрия Быкова (которого чуть было не турнули из аэропорта обратно в страну вылета). Оцените иронию: русские эмигранты платят деньги за билеты, и недешевые, в грузинских филармониях, чтобы послушать лекцию о грузинском поэте Важе Пшавеле. А недалекие свидомиты считают это угрозой своей самобытности и требуют не допускать в страну агентов влияния из страны-агрессора.

Подскажу вам, идиоты, более опасную угрозу. Быков как приехал, так и уедет. Но эти злокозненные лица оккупантской национальности создают в Сакартвело настоящие очаги перековки тутошней идентичности - всякие IT-школы для детишек и курсы робототехники. Ваймэ, какой ужас! Если так пойдет, то лет через 20 грузинские дети, презрев родную речь, будут говорить друг с другом на Джаве и Пайтоне.

В общем, я честно пытался серьезно проанализировать угрозу русификации Грузии беглыми московскими хипстерами. Извините, но всерьез обсуждать этофобии в XXI веке - это выше моих сил.

эмиграция, культорология, грузия

Previous post Next post
Up