Путинская Перестройка 2.0: каковы шансы на успех?

Jan 24, 2020 14:30



Начало здесь. Плешивый диктатор может позволить себе легкомысленно жить одним днем под лозунгом «После меня - хоть потоп». Но правящий класс состоит не только из старперов вроде Шойгу, Матвиенко и совсем уже забрежневевшего Зюганова. В силу входит поколение 35-45-летних деток нынешней элитки, которых потоп после смерти Путина совсем не устраивает. Они желают продолжения банкета по крайней мере до своей смерти. А для этого нужно подшаманить основательно загнившую систему управления. Однако поскольку самым естественным образом нынешняя элита является консервативной, то и реформы, проводником которой является Путин, направлены не на модернизацию системы, а всего лишь на придание ей устойчивости и минимизацию рисков нестабильности. Она архаизируется, принимая давно отжившие формы. Вопрос знатокам: что представляет для авторитарного устройства власти главную угрозу скаральной стабильности?

Нет, не силы извне, не общество в целом, и даже не диссиденты с политзеками, агенты Госдепа и прочие несогласные блохеры. Всегда для подобных режимов самая страшная угроза исходила изнутри, от самой элиты. Для диктатора, если он слишком засиделся на троне, слишком оборзел, слишком одряхлел, утратил адекватное восприятие реальности и перестал отвечать интересам правящего класса, вероятность получить нож в спину от своего ближайшего сподвижника достигает 90% и 10% остается на все остальные угрозы.

В тырнетах принято гоготать над трусливым Предводителем Стерхов, который даже в сортир ходит с шестью бодигуардами, а встречах с «глубинным народом» рыбаков и рабочих изображает оперсостав ФСО - мол эвон как он опсается собственных подданных. Ну, ребята, вы сами верите в то, что фюрер боится этих овощей, которые норот? А со своим термосом на саммите G20 этот параноик зачем приезжает? Там-то благодарные сограждане его никак не достанут. Но полоний-210 в чай плеснуть могут только в доску свои, допущенные к телу, которые всегда за спиной.

Давайте бегло вспомним историю устранения российских властителей имперского периода. Петра III свергла и приказала убить собственная жена при помощи гвардейский полков, созданных для охраны самодержцев (аналог сегодняшней ФСО и Росгвардии). Гвардейские же офицеры выступили палачами Павла I и Иоанна Антоновича. Последний был свергнут «тетушкой» Елизаветой Петровной, занявшей престол, а умершвлен по намеку Екатерины II. Александр II, убитый террористами - единственное исключение во всей истории династии Гольштейн-Готторп-Романовых. Его внук Николай II был отрешен от власти и лишен свободы собственными генералами.

Нити покушения на Ленина явно тянулись к внутривластной проэсеровской фракции, в версию с полуслепой Фанни Каплан никто серьезно не верил. Ее слепили именно потому, что к тому времени короткий роман большевиков с левыми эсерами закончился и последние перешли в разряд врагов. Единственный антисталинский заговор, о котором мы можем говорить с уверенностью, вызрел в среде высшего военного руководства. С триумвиратом Хрущев-Берия-Маленков решительно и кроваво покончил лысый кукурузник, от которого никто не ожидал подобного коварства. В результате Хрущев стал единоличным вождем, сконцентрировав всю полноту власти. Но ненадолго: свои же коллеги по Политбюро технично обнулили его полномочия и отправили на пенсию (спасибо, что не на кладбище), им новый вождь, да еще и такой непредсказуемый пришелся не по нраву. Власть Горбачева фактически рухнула в результате путча ГКЧП, организованного его ближайшими сподвижниками. Формально выкинул его из кремлевского кабинета Ельцин - бывший коллега по ЦК КПСС, возглавитель «демократического» крыла элиты, элиты второго эшелона, сделавшей ставку на сепаратизм, как средство обретения высшей власти.

Даже в новейшей истории России можно говорить хотя бы о зачатках дворцовых заговоров: на власть Ельцина пусть даже только мысленно, покушались генералы Рохлин и Лебедь. А вот вполне реальный вооруженный конфликт возник у царя Бориса со своими ближайшими подельниками - Хасбулатовым и Руцким, объявившим о его низложении в сентябре 1993 г. Единственная реальная угроза самодержавному алкоголику в первые годы его власти исходила от парламента, представлявшего интересы той части элиты, что ратовала за олигархическую парламентскую республику, не желая узурпации власти в руках очередного диктатора. Путин, только взойдя на престол, решительно покончил с тем, кто его, собственно, и привел его к власти - с Березовским, возомнившим о себе, что теперь сможет кукловодить невзрачным питерским уголовником. В дальнейшем правитель раздавил всех, кто представлял хотя бы потенциальную угрозу его самовластию в верхах и жестко нагнул региональные элиты во время своего второго срока.

Непосредственную угрозу трону собственно народ потенциально создавал лишь дважды - в ходе пугачевского восстания и во время революции 1905 г. Внешняя угроза правящему режиму серьезной оказывалась лишь в 1812 и в 1941 гг. Все остальное время властители должны были бдеть не за явными врагами, а ближайшими друзьями.

Важнейшая задача начавшегося сегодня в РФ трансферта власти, как масштабного процесса - зачистка элиты РФ. Во-первых, нужно привести число элитариев в соответствие с сократившейся кормовой базой. Во-вторых, и это самое главное, надлежит ее атомизировать, не дать консолидироваться. Ведь организованная элитарная группировка, обладающая властными полномочиями, экономическими активами, а иногда и немалыми силовым ресурсом (боевики бандитских бригад, ЧОП, ЧВК, полугосударственные военизированные формирования кадыровского типа), представляет угрозу для верховного правителя. По крайней мере, она заставляет считаться со своими интересами.

Путин, как опытный аппаратчик, хорошо понимает систему отношений в этом террариуме, и уже не раз устраивал перетряску бюрократических кадров. Сначала, сразу после воцарения - в верхних эшелонах власти («семейных» подвинули «питерские», кое-кто вообще пошел под нож), в 2004 г. было покончено с относительной независимостью региональных элит (отмена губернаторских выборов после Беслана). И вот теперь начинается масштабное прореживание номенклатуры по всей вертикали и не менее значительное перераспределение полномочий внутри нее. Всякий «высокопосадовник» (нравится мне это укромовное слово) должен дрожать за свою шкуру и во всяком коллеге видеть опасного конкурента. Элитарии будут воевать друг с другом за место у кормушки, а не дружить против верховного вождя. Разделяй и властвуй - все в рамках этой стратегии. В такой атмосфере царь-батюшка может не опасаться ни дворцового заговора, ни регионального сепаратизма, ни даже поверхностной номенклатурной фронды. Если, конечно, не перегнет палку в репрессиях против элиты и не сделает ее своим врагом. Тут даже самые заклятые конкуренты смогут создать временный альянс, движимые инстинктом самосохранения.

Особенно нервные времена наступили для губернаторского корпуса. С одной стороны, региональным царькам накинули формальных полномочий. С другой - Кремль всех их берет в заложники. Малейшее проявление «неправильного» поведения или даже подозрение в нелояльности - пиши пропало. У 100% гауляйтеров есть недвига в Европах, ВНЖ, а то и гражданство. Раньше это формально не запрещалось, хотя светить свою «прописку» в бездуховных странах НАТО считалось моветоном. Ибо непатриотично. А теперь это - реальный повод для репрессий. Выборочных, разумеется. Кто свой - тот пусть дальше обустраивает запасные аэродромы в стане геополитического противника. А кто не оправдал доверия - того, значит, опустят по всей строгости закона.

Тут уже простой отставкой не отделаешься. Многие главы регионов и рады бы свалить на пенсию добровольно, отойти от дел и наслаждаться жизнью в уютном австрийском шале, как Лужков. Но не тут-то было. Из мафии нельзя уволиться по собственному желанию, тем более, с правом выезда. А вдруг тебя тамошние спецслужбы вызовут на беседу - а ты, дружок, все схемы знаешь. Поэтому с точки зрения Кремля лучше тебе, братан, устроить передержку лет на 10 в Мордовии.

Многие обратили внимание на беспрецедентную спешку с проведением конституционной реформы (именно эта стилистика спецоперации дает основание говорить о конституционном перевороте). 15 января подданные узнают о грядущих свершениях, 20 января законопроект внесен в Думу, 23 января он ЕДИНОГЛАСНО (привет идиотам, которые веруют в существование парламентской оппозиции) принимается в первом, основном чтении. Тут же началась вакханалия столь же единогласного одобрения со стороны региональных парламентов, причем в формате заочного (!) голосования, не подразумевающего ни обсуждения, ни внесения предложений по поправкам.

Задумайтесь: к чему такая бешеная спешка? Сопротивления со стороны ширнармасс Кремлю точно ожидать не приходится. Социология подтверждает очевидное: 80% быдла благосклонно восприняло царские инициативы. А показушная порка «плохих бояр» (отставка токсичного правительства Медведева) еще более усилила одобрямс «доброго царя» и надежды, что теперь то выйдет и холопам послабление. Ну, и подачки, пусть даже виртуальные (маткапитал, пособия, школьные завтраки) сыграли свою роль. Купить быдло проще простого - оно ведется всего лишь на сладкие обещания.

Внесистемная «оппозиция» ни малейшей угрозы не несет, о чем я писал в предыдущем посте и в чем всякий сможет убедиться, наблюдая 1 февраля беспомощное протестное махание шариками великовозрастных инфантилов на проспекте Сахарова. Ожидается аж 10 тысяч протестующих - это менее 0,01% жителей столицы. В регионах желающие протестовать вообще себя никак не проявили.

Так зачем спешит Путин? Даже откровенно людоедская пенсионная реформа проводилась довольно неспешно. В июне 2018 г. правительство внесло в Госдуму законопроект, через месяц депутаты приняли его в первом чтении. Пропаганда вовсю убеждала массы, что именно этого они и ждали от власти. В региональных заксобраниях было развернуто широкое обсуждение инициатив правительства. Губернаторов заставили выступить с публичной поддержкой. Потом нацлидер выступил со своим обращением к нации (когда такое вообще бывало?) и пообещал послабление. И только в сентябре закон приняли в окончательном виде.

А тут меняют саму Конституцию, перекраивают десятки действующих законов, выстраивают новую модель управления - и даже имитацию общественного обсуждения не допускают, пропагандистская обработка массового сознания не проводится. Вот потому и не проводится, что конституционный переворот направлен не на нагибание овощных масс (они и так уже в правильной позиции), а против элиты. Тут уж пропаганда ничем не поможет. А делается все в форсированном режиме, пока эта самая элита деморализована.

Мне один зек в екатеринбургской пересыльной тюрьме рассказывал о том, как действуют бабаи в Ираке, где он жил в 2010-2015 гг. Врываются в дом люди в масках, ставят на колени, упирают дуло автомата в затылок и спрашивают «Ты за кого?». И хрен поймешь кто это - то ли игиловцы, то ли шиитская милиция, то ли суннитское ополчение то ли иранцы, то ли еще какие залетные молодцы. Правильно ответишь - предложат «добровольно» вступить в свои ряды. Неправильно ответишь - либо тут же пулю словишь, либо придется выкупить свою жизнь всем имуществом (как вариант - отдать в рабство членов семьи). Все вопросы решаются прямо на месте, пока «клиент» в ступоре - он ни сообразить толком ничего не может, ни соседей на подмогу позвать.

Вот примерно в таком положении нынешняя россиянская элита и оказалась - полностью парализованной, не знающей, чего ждать, на что надеяться. Все понимают, что грядет зачистка, всякий дрожит за свою шкуру и готов на все, чтоб остаться в числе хозяев жизни. Таким образом решается задача диалектического характера - с одной стороны фюреру надо опереться на элиту и остаться выразителем ее интересов; с другой - надо ее ославбить и подчинить своей воле.

В своем посте по итогам послания Ботоксного я несколько погорячился, посчитав, что конструкт власти трансформируется по иранскому образцу, где есть верховная светская власть и сверхвласть в лице Рахбара и Совета стражей. Статья 57 Конституции Исламской Республики Ирана, гласит: «Управление Исламской Республики Иран осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями, которые функционируют под контролем абсолютного правления религиозного Лидера и согласно нижеследующим статьям Конституции, указанные власти независимы друг от друга». Формально Рахбар подотчетен Совету и по конституции может быть в любое время снят им с должности, но фактическое положение дел исключает подобную ситуацию, ибо выше Рахбара только Аллах.

Ознакомившись с законопроектом о конституционной реформе, оставляющим Путину широчайшее поле для маневра, я делаю другой вывод: иранский путь - это одно из возможных направлений дальнейшей мутации правящего режима, но далеко не единственное. Вполне возможно, что Путин пойдет на пятый (фактически - шестой) срок, поскольку изъятие из ч.3 ст. 81 Конституции РФ оговорки о том, что «одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков ПОДРЯД» формально обнуляет все предыдущие путинские сроки. Поэтому в 2024 г. нынешний хозяин Кремля может пойти на ПЕРВЫЙ срок уже по новой Конституции. Другой вариант: он объявляет, что раз Конституция новая, то он уходит в отставку досрочно и вновь идет на выборы с чистого лица. Это возможно, если у царя не будет уверенности, что выборы через четыре года пройдут гладко.

Примерно то же самое было и с губернаторами: некоторые политические долгожители правили, сначала будучи избранными облсоветами, потом - став назначенцами президента, далее - получив дважды поддержку электората на выборах. Потом выборы отменили, что дало возможность получить ярлык на княжение еще пару раз из рук царя. Наконец Кремль вернул «выборы» глав регионов, обнулив все предыдущие срока, даровав возможность изрядно засидевшимся во власти, но правильным пацанам посидеть у руля в своих улусах еще.

Каковы шансы на успех консервативных реформ Путина? Многие уверенно заявляют, что Перестройка 2.0 погребет под своими обломками бессменного кормчего точно так же, как первая Перестройка похоронила политическую карьеру своего инициатора Горбачева. Подобная точка зрения выглядит довольно убедительно. Строго логически рассуждая, реформа системы управления, осуществляемая в ситуации системного кризиса - практически гарантированное самоубийство.

В феврале 17-го. заговорщики хотели всего лишь заменить затрахавшего своей неадекватностью царя Колю на его более покладистого брата Мишу. Последний, осознавая свое хлипкое положение не троне, стал бы царствовать, но не править, что устраивало и императорскую фамилию, и генералитет, желавший выиграть войну, и либеральных думцев, жаждущих трансформации абсолютной монархии в конституционную. Но в условиях затяжного системного кризиса даже такая умеренная реформация закончилась обрушением всей конструкции и гибелью империи.

Шансы на успех горбачевских реформ выглядели куда более убедительными, но и здесь попытка генсека перенести опору своей власти с партии на парламент (Михаил Сергеевич являлся главой Верховного Совета СССР, председательствовал на Съездах народных депутатов) и исполнительную власть (выборы президентом СССР в 1990 г.) закончилась для него не только личным фиаско, но и гибелью сверхдержавы. Причина все та же: системный кризис требует смены системы, а не косметических реформ, заточенных на сохранение власти конкретного лица. Кто этого не понимает - будет сметен.

Да, стратегически любые реформационные потуги Путина обречены. Труп РФ не оживить ничем, можно лишь продлить период его разложения. Но тактически позиции чекиста выглядят практически беспроигрышно. Спасти собственную власть, пусть даже в дальнейшем за это придется расплатиться гибелью политической системы и страны, он имеет весьма неплохие шансы.

Очень важный нюанс ускользает от внимания экспертов. Горбачевская Перестройка при всей своей половинчатости и нерешительности носила модернизационный характер, то есть ее итогом должны были стать глобальные социальные сдвиги. Горбачев шел в направлении наращивания того, что называется системной сложностью. В случае гипотетического успеха реформ мы бы получили гораздо более сложное по сравнению с унитарным федеративное или конфедеративное устройство страны, гораздо более сложную демократическую модель управления, в обществе возникли бы новые социальные группы, однопартийная диктатура преобразовалась бы в многопартийную демократию. В общем, произошел бы прогресс.

Перестройка 2.0 им. Путина - консервативная, а не модернизационная. Ключевой момент: она не подразумевает ни малейших изменений ни в чем для широких слоев общества. Перекраиваются только отношения внутри правящего класса, в результате чего системная сложность не возрастает, а сокращается. От имитиационной демократии страна окончательно перейдет к феодальной монархии, при которой правитель стоит не только над народом, но еще и над элитой, над законом, над обычаем и церковью. Модернизация общества требует колоссальных энергозатрат, потому что создать что-то новое можно только путем наращивания усилий на развитие. Именно поэтому модернизационный рывок в большинстве случаев происходит через кризис старого мироустройства.  Консервативные реформы направлены как раз на энергосбережение, сохранение стабильности, что достигается путем архаизации как общественных отношений, так и системы управления.

Образно это можно представить так: для того, чтобы из телеги сделать автомобиль, надо совершить технологическую революцию - добавить к ней двигатель и энергоноситель. Это и есть модернизация - она требует громадной затраты ресурсов и сил. А вот инволюция (архаизация) системы осуществляется гораздо проще. Это так же легко, как превратить автомобиль в телегу. Достаточно выкинуть из него лишний двигатель, соорудить оглобли и запрячь лошадь. Ну, если совсем уж по простому варианту - одну лошадь заменит четыре раба.

Вот такую Перестройку 2.0 готовит для вас Путин. И теми рабами, кто потащит дальше скрипучую телегу, сооруженную из обломков сверхдержавы, будете вы, дорогие россиане.

история, кризис, путинизм, эволюция, диктатура, монархия, трансферт

Previous post Next post
Up