Подводная лодка - самое сложное техническое сооружение, когда-либо изобретённое человечеством. В сравнительно малом герметичном пространстве сконцентрированы передовые достижения науки и техники.
- советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б «Сом», установленная 26 июля 2006 года в музее ВМФ в парке «Северное Тушино» на берегу Химкинского водохранилища в Москве.
Четвертый отсек - жилой, аккумуляторный. В отсеке две палубы: верхняя и нижняя.
Дизель-электрическая подводная лодка - подводная лодка, оснащённая дизельными двигателями для надводного хода и электромоторами для передвижения под водой.
Образовавшаяся при этом схема движения - дизельный ход на поверхности и электромоторы под водой позволила достичь одновременно высокой автономности плавания.
Подводные лодки проекта 641Б - серия советских дизель-электрических подводных лодок (Tango по классификации НАТО).
По конструкции лодка выполнена двухкорпусной, имеет семь отсеков: первый - (носовой) торпедный; второй и четвёртый - носовой и кормовой аккумуляторные; третий - центральный пост; пятый - дизельный; шестой - электромоторный; седьмой - агрегатный и жилой.
Пятый отсек - дизельный.
В реальном виде показан дизель правого борта с обслуживающими системами и линией валопровода, а также центральный пульт управления дизелями (пост ДАУ).
В отсеке показаны механизмы, устройства дизель-генераторной группы, системы главных механизмов. Оборудование, пост ДАУ, устройства отсека восстановлены в реальном виде.
Проект 641Б спроектирован в ЦКБ МТ «Рубин». Главный конструктор З.А. Дерибин, с 1974 Кормилицин Ю.Н.
С 1973 по 1982 год на судостроительном заводе «Красное Сормово» (г. Горький) было построено 18 подводных лодок этого проекта.
Подводные лодки проекта 641Б предназначены для ведения боевых действий на океанских коммуникациях и у отдаленных военно-морских баз и пунктов базирования сил противника.
Шестой отсек - электромоторный
В отсеке имеется электродвигатель правого борта с обслуживающими системами и линией валопровода в реальном виде.
Над электродвигателем и линией вала для осмотра в палубе сделан вырез с ограждением безопасности.
В число задач лодок этих проектов входит уничтожение надводных кораблей и средств противника, ведение дальней оперативной разведки, прикрытие своих конвоев и осуществление активных минных постановок.
Основные характеристики подлодки Тип корабля многоцелевая ДПЛ Обозначение проекта 641Б «Сом» Кодификация НАТО Tango Скорость (надводная) 13 узлов Скорость (подводная) 16,5 узлов Рабочая глубина погружения 240 м Предельная глубина погружения 300 м Автономность плавания 80 суток Экипаж 78 человек, в том числе 17 офицеров
Размеры подлодки Водоизмещение надводное 2 770 т Водоизмещение подводное 3 600 т Длина наибольшая (по КВЛ) 90.2 м Ширина корпуса наиб. 8.6 м Высота 12,2 м Средняя осадка (по КВЛ) 6.7 м
Силовая установка Дизель-электрическая, трёхвальная Дизели: 3 х 1900 л.с. типа 2Д42М Электродвигатели: бортовые 2 х 1350 л.с. типа ПГ101 средний 2700 л.с. типа ПГ102 экономического хода 140 л.с. типа ПГ104 4 аккумуляторные батареи 60СУ по 112 элементов.
Торпедно-минное вооружение 6 носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм боезапас 24 торпеды, или 44 мины.
Седьмой отсек - кормовой, жилой.
В отсеке представлены общекорабельные системы, механизмы и устройства, оборудованы спальные места команды.
Обеспечен проход к дейдвудным сальникам и осмотр валопровода.
На подволоке отсека расположен штатный кормовой люк с водолазным тубусом для аварийного выхода команды.
Дополнительно в подлодке можно разместить 12 торпед (или 24 мины) во II отсеке,
...за счет ухудшения обитаемости.
Для наиболее полного восприятия внешнего вида подводная лодка установлена на подводное гидротехническое основание, что позволило приподнять корабль на 4 метра и сделало открытым для обозрения винто-рулевой комплекс.
Все лодки этого проекта выведены из боевого состава ВМФ.