Огромный талант
Натана Рахлина сделал его легендой среди музыкантов.
Он родился в Сновске (ныне - Щорс, Черниговской области). Произошло это в 1905, но возможно в 1906 году. Доподлинно этого не знает никто. Мама его прекрасно помнила, что это произошло зимой: очень холодно было… Из-за этого «пробела» выдающемуся дирижеру не дали звание «Герой Соцтруда» - для КГБ такая неточность была абсолютно недопустимой. Дата рождения появилась, когда нужно было достойно отметить 50-летний юбилей. Ее централизованно установили - 28 декабря 1905 года. Потом, правда, придумали перенести день рождения на 10 января - якобы по новому стилю. Из-за этого возникли разночтения, которые вносят путаницу до сих пор, - то 1905-й, то 1906 год.
***
Семья в которой появился на свет будущий «Моцарт дирижирования» была не самой зажиточной еврейской семьей. И от рождения у Натана было три радужные перспективы в жизни: стать сапожником, портным или кузнецом, как дедушка. Но музыкальные способности проявились рано и сильно. В 3,5 года он уже умел играть на скрипке, к 4 годам овладел альтом и флейтой и начал играть в местном клезмерском оркестрике. С 7-ми лет работал музыкантом в кинотеатре. А в 13 лет убежал из дома - к Котовскому, в его дивизии числился трубачем-сигналистом.
***
Именно Котовскому Натан Рахлин считал себя обязанным своей музыкальной биографией и жизнью. Котовский также был от природы необычайно музыкальным человеком. Он постоянно возил с собой оркестр, чудом добывал инструменты, следил, чтобы музыканты были сыты.
Как шутил Натан Григорьевич, памятник в Украине ему поставили еще при жизни. Это скульптурная композиция под названием «Голая атака», установленная в селе Малая Вильшанка недалеко от Белой Церкви. Эта история о героизме котовцев в интерпретации Рахлина выглядела следующим образом:
Как-то Котовский раздобыл огромные барабаны, которыми необычайно гордился. Музыканты в то смутное время без дела не сидели, свадьбы в селах все равно игрались регулярно. На одной из них, в Малой Вильшанке, и играли до ночи. А отряд вместе с Котовским расположился на ночлег в соседней Володарке. Вдруг под утро прибегают мальчишки и кричат, что приближается большой отряд белых. Музыканты решили потихонечку, огородами, уходить к своим. Но вот незадача - барабаны пришлось бросить. Риск грохнуть нечаянно в барабан и тем самым привлечь внимание был слишком велик.
На рассвете явились к Котовскому, докладывают: мол, все живы. Котовский орлиным оком обозрел всех и спрашивает: «А барабаны где? А ну, Нонка, труби сигнал к бою! Будем барабаны вызволять!». Рахлин с перепугу так грянул сигнал, что бойцы повскакивали с постелей как есть, почти голые, и сразу на коней - помчались выручать барабаны… Белых из села выбили, барабаны забрали.
***
В Киев Рахлина тоже привез Котовский - на конкурс полковых трубачей. Рахлин занял первое место. Он единственный умел подать любой сигнал при любом аллюре лошади. Тогда же Натан впервые услышал симфонический оркестр. И потерял сознание от переполнивших его чувств.
По направлению Котовского в 1923 году Рахлин был отправлен в Киевскую консерваторию. Преподаватели были смущены его юным возрастом, но его приняли сразу на третий курс по классу скрипки, хотя он сдавал экзамен на трубе-баритоне. Рахлин сумел изумить приемную комиссию исполнением скрипичного концерта Мендельсона в собственном переложении для трубы.
Click to view
***
Рахлин до сих пор считается единственным в мире дирижером, который мог показать и струнникам, и духовикам, и ударникам, что он от них хочет, поскольку в совершенстве владел практически всеми инструментами. Например, одна арфистка доказывала Рахлину, что сыграть на ее инструменте то, что он требует, - невозможно. Натан Григорьевич сел за арфу и своими коротенькими пальчиками показал, как нужно.
***
Легенды ходят и об исполнительском таланте Рахлина. Говорят, что он мог исполнить крупные симфонические произведения на обычной шестиструнной гитаре. По воспоминаниям великого тенора ХХ века Ивана Семеновича Козловского, однажды он договорился с Натаном Григорьевичем встретится накануне концерта. Встреча должна была состоятся в гостинице, где остановился певец. Козловский был уверен, что они просто обсудят детали совместного выступления, так как никаких инструментов, кроме старого полуразбитого пианино в гостинице не было. Однако Рахлина это не смутило. Он быстро сел за инструмент, начал играть и... Козловский услышал весь оркестр!
***
После окончания учебы в консерватории и дирижерского факультета Музыкально-драматического института им. Н.В.Лысенко Рахлин дирижировал оркестрами в Харькове и Донецке. Его заметил Хрущев и спустя несколько лет, в 1937 году, назначил художественным руководителем Государственного симфонического оркестра Украины. На этом посту он проработал до 1962 года, а в годы войны Рахлин возглавлял Государственный симфонический оркестр Союза ССР.
***
В Киев он вернулся в 1946, вновь возглавив Государственный симфонический оркестр Украины. И вскоре его знал весь Киев!
Был даже такой случай. Как-то Рахлин получил зарплату, сунул ее в карман, вышел из филармонии, сел в троллейбус. Проехал остановку, как вдруг влетает мальчишка 12-13 лет, подбегает, протягивает пачку денег и говорит: «Натан Григорьевич, нате, это ваши! Кладите их лучше!». Для современных киевлян все это выглядит странно. Даже не то, что вернули деньги, а то, что обычные мальчишки знали дирижера симфоническрнр оркестра в лицо и по имени и отчеству. А вот представители старшего поколения прекрасно все помнят и поймут.
В годы послевоенной разрухи далеко не каждый мог позволить себе пойти в театр или на концерт. У многих на еду и одежду не хватало. Единственными передышками в нелегком труде и скудной жизни стали тогда для киевлян футбол и музыка. Футболисты наши, однако, играли тогда плохо - только в 1954-ом впервые кубок Союза зазимовал в Киеве. А вот музыканты под руководством Рахлина всегда играли прекрасно, играли каждый летний выходной день на открытой парковой эстраде. И послушать их можно было совершенно бесплатно, и наряжаться не надо - как будто ты просто проходил мимо по своим делам, и остановился на мгновение. Влюбленные пары и старички, расстроенные футбольные болельщики и сорванцы-мальчишки приходили в Городской сад. «На симфонию», где дирижировал Рахлин. собиралось до 10 000 человек. На музыке Натана Григорьевича воспитаны поколения людей.
Click to view
***
В Европе и Америке имя Натана Рахлина не было хорошо известно из-за того, что ему не только не разрешали выезжать за границу, но и препятствовали распространению его записей. Однако те немногие любители музыки, которым довелось его слышать, называли его «Моцартом дирижирования».
По материалам:
Великая киевская династияВладимир Серебряков - Своя песня (мемуары) ГЕНИЙ ДИРИЖИРОВАНИЯ НАТАН РАХЛИНСИМФОНИЯ ДЛЯ ТРУБАЧА КОТОВСКОГО