C 8 января 1838 года началось правление киевского военного губернатора генерал-лейтенанта Дмитрия Гавриловича Бибикова.
Оригинал взят у
starovinaв
Однорукий деспот-ловелас. Дмитрий Гаврилович БибиковАлександр АНИСИМОВ
О нашем герое еще при жизни ходило по стране множество анекдотов, а уж после смерти им стало несть числа. Типичный солдафон николаевской эпохи, талантливый администратор и отпетый бабник "пиарил" себя самолично, придумывая разные нелепицы о "себе любимом", а верные слуги разносили их "из дома в дом, из края в край".
Сын погибшего в Отечественную войну 1812 года героя, генерал-майора Гавриила Ильича Бибикова от второго его брака с Екатериной Александровной Чебышевой, Дмитрий родился 18 марта 1792 года в Москве. В 16 лет Бибиков - красавец-корнет Белорусского гусарского полка, в 18 - офицер лейб-гвардии Драгунского полка. Участвовал в русско-турецких войнах, героически сражался с французами под Витебском и Смоленском в кампании 1812 года, причем в Бородинской битве лишился левой руки, был ранен в грудь и правую руку... После этого был произведен в чин штабс-капитана и награжден орденами Святой Анны 2-й степени и Святого Георгия 4-й степени.
Уволенный с военной службы "за ранами", он ревностно служил на гражданском поприще и добился больших успехов прежде всего как... душитель демократии и великодержавный шовинист.
Дмитрий Гаврилович Бибиков слыл личностью незаурядной. Свидетельство этому - высокие должности в его послужном списке: вице-губернатор во Владимире, Саратове и Москве, директор Департамента внешней торговли... Пребывая на этой должности, он довольно крутыми мерами искоренил разные злоупотребления в таможенном ведомстве. Нам бы так!
Сенатор и тайный советник, генерал-лейтенант, Киевский военный и Киевский, Подольский и Волынский генерал-губернатор, коим наш герой стал в 1837 году, оставил о себе недобрую славу, хотя и внес большой вклад в развитие Киева. Находясь на этой должности 15 лет, Бибиков за свои труды был пожалован в генерал-адъютанты и награжден чином генерала от инфантерии. Его мундир украшали ордена Александра Невского и Святого Станислава 1-й степени, звезда Святого Владимира 1-й степени - все эти награды высочайшей пробы...
Став членом Государственного совета, Дмитрий Гаврилович побывал и в кресле министра внутренних дел, где активно искоренял любое противление самодержавию. Однажды Дмитрия Гавриловича спросили: "Какая польза от чрезмерно широких улиц в городах?" - "Невозможно делать баррикады", - ответил предусмотрительный палач поляков...
Управляя Юго-Западным краем, генерал-губернатор был энергичным исполнителем воли государя, который напутствовал Бибикова, "дабы западные губернии были душою и телом воссоединены с древним отечеством и чтобы он держал панов в ежовых рукавицах".
В 1840 году Дмитрий Гаврилович добился отмены действия Литовского статута в Юго-Западном крае, причем кроме сугубо политических оснований ссылался и на то, что "действие статута является вопиющею несправедливостью в отношении к массе населения, ибо законы во всем покровительствуют знатного и богатого". То же стремление отделить народные массы от "шляхетства" побудило Бибикова "улучшить и обеспечить положение крестьян мерами, исходящими прямо от Его Величества". С этой целью в 1845 году казенные крестьяне были переведены на оброк, а в 1847-м Бибиков ввел "инвентарные правила", определявшие отношения крепостных крестьян к помещикам. Хотя эти правила "с точки зрения науки" не выдерживали никакой критики и были, по словам современника, "работой, самой грубой и топорной, но они значительно стеснили произвол помещиков и стали важным шагом в деле раскрепощения крестьянства". В докладе 1844 года Бибиков писал государю: "Нельзя ручаться за будущее спокойствие края и его безопасность, доколе положение крестьян не будет улучшено и обеспечено мерами, исходящими от верховной власти".
Человек с большими природными способностями, но без научного образования, обладавший сильным характером и крутым нравом, Бибиков особенно энергично боролся с влиянием польских дворян и помещиков в крае и отстаивал интересы крестьянства. Его главной заслугой в этом направлении было введение "инвентарей", регулировавших отношения крестьян и помещиков. Этой мере Бибиков придавал большое политическое значение. Были приняты и "энергичные меры против евреев и эксплуатации ими местного населения", что привело к противостоянию между иудеями и православными, ибо никакой "эксплуатации" не было, зато появилась пресловутая черта оседлости.
Особенно заботился Бибиков о воспитании юношества, имея намерения "водворить в училищах вообще и особенно в Университете святого Владимира нравственный дух покорности". Но все сводилось только к внешней дисциплине; о каком-либо нравственном воздействии не было и речи; напротив, сам генерал-губернатор, на шестом десятке лет не перестававший "неотвязчиво" ухаживать за дамами, видел в разгуле противоядие политическим увлечениям.
Дмитрий Бибиков много сделал для благоустройства Киева, для изучения древностей и природы нашего края. "По личным настояниям" генерал-губернатора были образованы Центральный архив, Временная комиссия для разбора древних актов и Постоянная комиссия для описания Юго-Западных губерний, издавшая ряд печатных трудов. Но несмотря на эти благодетельные стороны его управления, "безрукий", всюду разъезжавший верхом в сопровождении двух казаков, являлся грозою для киевлян и сам творил расправу на чисто "отеческих основаниях".
По словам писателя и общественного деятеля Юрия Федоровича Самарина, "ближайшая его (Бибикова. - Авт.) обстановка была далеко не безукоризненна, и выборы его не все удачны; часто он доверялся людям, во зло употреблявшим его доверие; часто политическое давление власти на элементы, враждебные правительству и русской народности, превращалось в личные притеснения в руках исполнителей и служило поводом к безнаказанным вымогательствам со стороны орудий этого давления".
8 мая 1852 года, навсегда покидая Киев, Бибиков не без иронии сообщал местным помещикам: "Когда я приехал, застал здесь, что все были дворяне: помещик ехал в карете - дворянин, кучер на козлах - дворянин, сторож - дворянин, в кухне стряпал дворянин, подавал барину сапоги дворянин, и когда он, рассердясь, хотел взыскать с него, тогда служитель отвечал ему: "Не имеешь права, я тебе равен...". За годы правления Бибикова в Юго-Западном крае была восстановлена субординация в отношениях господ и слуг, что, конечно же, вызывало недовольство широких слоев населения.
Его богатая библиотека (14 тысяч томов) была впоследствии пожертвована дочерью Киевскому университету святого Владимира...
Покинув Киев, Бибиков перебрался в Петербург, где возглавил министерство внутренних дел. Пост министра внутренних дел Дмитрий Гаврилович занимал в тяжелое время, когда к внешней (Крымской) войне присоединялись постоянные неурожаи и эпидемии холеры, а также крестьянские волнения. Министерство принимало обычные "решительные меры", делало "пояснения и наставления", имевшие, по официальным сведениям, успех. Во внутреннем управлении министерством Бибиков стремился "к сокращению штатов и переписки". Желая дать чиновникам "легкое и подручное средство для справок и соображений", Бибиков, не чуждый мелочных и неблагодарных занятий, придал исключительно "официальный характер" журналу министерства внутренних дел и выпустил 4 тома "Сборника циркуляров"... Это его "литературное наследие" - ярчайший образец канцелярита.
7 сентября 1855 года Бибиков ушел в отставку по состоянию здоровья. Отставка Бибикова была принята обществом как показатель торжества дворянских интересов по вопросам о крепостном праве. Бибиков умер 22 февраля 1870 года и со всеми почестями был погребен в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. Могила его сохранилась по сей день, хотя революционно настроенная толпа и хотела стереть ее с лица земли, как, впрочем, и саму святую обитель...