Nov 06, 2016 16:29
Всякий раз, когда натыкаюсь на реплики так называемых "простых россиян", надрывно требующих, чтобы искусство творилось в соответствии с их представлениями о прекрасном (полученными в стенах профессионально-технического училища в 1972 году) и не оскорбляло их такие возвышенные "религиозные чувства", настаивающих на необходимости какой-то там "нравственной цензуры", вспоминаю, как год назад на фестивале "МАРШАК" смотрел красивый и трогательный спектакль по сказке Андерсена "Русалочка", а потом, стоя в фойе в очереди за курткой, случайно подслушал, как рядом тётка лет тридцати жалуется в телефон: пришла в театр, а там опять это современное искусство, ничего не понять, да ещё сплошной секс! Тогда я лишний раз убедился в том, что мнения значительной части "простых россиян" (избегаю слова "большинство" в том числе потому, что нету никакого "большинства", а есть отдельные люди, образующие множество разнообразных "субкультур") о чём бы то ни было представляют интерес исключительно для психиатра ("Доктор, где вы такие картинки берёте?"), совковому дремучему хаму, плоду веков отрицательной селекции (в двадцатом веке ускоренной), бессмысленно что-то доказывать, с ним бессмысленно о чём-то спорить: сравнивать эстетический опыт сюрреалистов с тюремным опытом обэриутов и поэзию русских символистов с виршами из журнала "Молодая гвардия"; рассказывать о погубленных мединскими и ямпольскими 1970-х постановках режиссёра Любимова...
Вы им что-то говорите, а они вроде бы на вас смотрят, но видят приблизительно то же, что главный герой фильма "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", когда, обдолбавшись, пытался зарегистрироваться в гостинице.
Возможно, в нынешней ситуации было бы эффективнее, если б каждый продвинутый российский интеллигент запасся шприцами с галоперидолом на случай, если, пытаясь попасть на спектакль, концерт или выставку, встретит у входа пикет любителей русской духовности с иконами Сталина, Берии и Николая Второго.
Но, кстати, о концертах...
Я вчера в Event Hall'е сидел на заключительном концерте фестиваля "Джазовая провинция", огромный зал был заполнен, на сцене выступали музыканты из Америки, а перед ними атташе по вопросам культуры посольства США в России говорил о диалоге культур. Всем долго аплодировали, никто не орал: "Пиндосы!" и не требовал, чтобы вместо саксофониста к микрофону вышел балалаечник батюшка. Потом, когда мне пришлось уйти, другие американские музыканты появились в компании с российским фольклорным коллективом. Могу предположить, что успех был не меньший. Ещё одна, пусть крошечная, победа цивилизации над скотством.
А в это время какой-нибудь студент, сидя в общаге, написал стихотворение или сочинил песню. И начинает казаться, что здесь уже не так пахнет говном и блевотиной.
Конечно, одного стихотворения недостаточно.
духовность,
полемика,
георгиевская ленточка,
музыка маршруток,
политика