«Фауст» поволжских немцев

Jul 05, 2020 20:05


Автор: Томан И.Б.


В данной статье мы рассмотрим легенду поволжских немцев о человеке, продавшем душу дьяволу. Тема отнюдь не новая в немецком фольклоре и литературе, однако интересно, как отразилась она в сознании немецких крестьян, из поколения в поколение живших в центральной России.

Данная легенда была изложена в форме поэмы в «Школьном листке поволжских немцев» (Wolgadeutsche Schulblatt) за 1929 год. Несмотря на скромное название, журнал этот - неисчерпаемый источник информации об истории и культуре поволжских немцев. Как известно, 1920-е годы считаются золотым веком краеведения в нашей стране. Отчасти это связано с тем, что многие видные историки, не желавшие иметь дело с коммунистической идеологией, нашли в нем временное пристанище. Главная же причина - в активной поддержке краеведения Наркоматом народного просвещения, возглавляемым А.В.Луначарским. Краеведение считалось главным средством воспитания и образования, цель которых в то время виделась в развитии самостоятельности и творческого начала в подрастающем поколении.

В АССР Немцев Поволжья к рекомендациям Наркомпроса относились крайне серьезно, ибо они отвечали устремлениям местной интеллигенции. Сельские учителя с помощью школьников активно занялись краеведением, которое в 1920-е годы почти полностью было лишено какой-либо идеологической или атеистической направленности. «Школьный листок поволжских немцев» периодически публиковал методические рекомендации по сбору краеведческого материала, в которых определялся круг тем для исследования. Это история колонии, фольклор, народные обычаи и праздники, уровень жизни и состояние здоровья населения и т.д. В каждом номере публиковались результаты исследований, записи фольклора, мемуары, документы из семейных архивов. Большинство авторов были сельскими учителями или местными историками, вышедшими, как правило, из среды сельских учителей или пасторов. В конце 1920-х годов идеологической риторики на страницах «Школьного листка» стало больше, однако еще в 1929 году журнал сохранял свое лицо, публикуя ценнейшие исторические материалы, и среди них - очередная версия легенды о продаже души дьяволу.

Автором поэтического изложения этой легенды был некто К.Юнгманн. Место действия - его родная деревня Альт-Беренгейм (Alt-Beerenheim). Существовала ли в действительности подобная деревня, трудно сказать; во всяком случае, в четвертом томе энциклопедии «Немцы России», где перечислены населенные пункты, где компактно проживали российские немцы, она не значится. Неизвестна личность и самого К.Юнгманна.

Автору статьи принадлежит сокращенная публикация данного произведения и его поэтического перевода в газете «Нойес Лебен» (Neues Leben) в 2000 году и сборнике «Немецкие поэты в России», куда вошел только перевод. [3, c.69-77] Впоследствии Роберт Корн изложил содержание поэмы в статье, посвященной фольклору поволжских немцев.

Итак, о чем же повествует легенда?

Ее герой - Йоханн Мюллер - трудолюбивый крестьянин без вредных привычек: «Работал неустанно / И не жалея сил, / И даже в воскресенье / В лесу дрова рубил. / Не пил вина и пива / И трубку не курил. / Почти не тратил денег, / А все добро копил». Однако переросшие меру достоинства Йоханна Мюллера стали причиной его пороков и гибели. Он не отличался гостеприимством и был постоянно мрачен даже в кругу семьи. «Стремлением к наживе / Всецело поглощен, / Других стремлений в жизни / Не ведал больше он», - выносит автор приговор своему герою. Да, стремление к наживе было главной причиной его гибели, однако непосредственным ее поводом стала работа в воскресенье, то есть пренебрежение религиозными установлениями. Не случайно встреча с нечистым произошла именно в воскресенье и именно в лесу, где он рубил дрова, вместо того, чтобы находиться в церкви. Черт предлагает крестьянину кучу золота в обмен на его душу; договор, как и полагается, должен быть подписан кровью. Йоханн Мюллер долго колеблется, но в конце концов соглашается.

С точки зрения искушенного читателя, Йоханн Мюллер, продав душу дьяволу, явно продешевил. Из середняка он превратился в кулака. И только. Он построил новый дом, купил имение, завел красивых лошадей, множество коров и овец и добился рекордных урожаев ржи и пшеницы благодаря активному вмешательству нечистой силы. Вся деревня догадывалась, кто помогает Мюллеру, однако его социальный статус заметно вырос: гордый пастор здоровался с ним за руку, а люди, которые прежде его едва замечали, стали навязываться в родню. Даже в соседнем городе узнали о богаче Мюллере, однако он никогда не помогал бедным.

Спокойная жизнь Мюллера продолжалась недолго. Вскоре нечистая сила, прежде лишь незримо помогавшая ему в земледелии, стала настойчиво заявлять о себе: диковинные птицы блеяли, словно козы; играл невидимый оркестр; раздавались плач и смех; черные кошки, словно дети, кричали в темноте; какие-то существа, напоминавшие то ли людей, то ли медведей, то ли быков, появлялись во мраке; деревья качались в безветренную погоду, гром грохотал средь ясного неба и дрожала мать-земля (Mutter-Erde). Однако, несмотря ни на что, Мюллер оставался самым уважаемым человеком в деревне.

Прошло много лет. Предчувствуя приближение смерти, Мюллер потерял сон и долгие часы просиживал у своего дома, неотрывно глядя перед собой, как будто видел впереди нечто ужасное.

И вот свершилось. В полночь за Мюллером приехал сам Сатана в карете, запряженной тройкой вороных. Первоначально он хотел бросить грешника в колодец, однако усердные молитвы крестьян, все видевших и слышавших, предотвратили осквернение источника воды. И тогда Сатана повез Мюллера дальше, исчезнув в неизвестном направлении.

Через несколько дней Мюллера нашли на дне запруды. Он был одет в воскресное платье (в котором полагалось ходить в церковь) и в руке держал, вместо молитвенника, завернутый в шелковый платок слиток золота. Получив разрешение от пристава похоронить утопленника, вдова пошла к пастору, который, однако, наотрез отказался совершить заупокойную службу и выделить место на освященной земле.

Могила Мюллера, где он ждет Страшного Суда, находится вне кладбища и бдительно охраняется по ночам чертом.

Нечистая сила не оставила семью Мюллера и после его смерти: «Доились кровью козы, / Бесились табуны, / И трясся дом богатый / От плясок Сатаны. / Безвременно скончались и сын его, и дочь, / И от вдовы несчастной / Бежали люди прочь». Кончается история о Йоханне Мюллере суровым назиданием: «За грех отцов потомки / Осуждены страдать. / Четыре поколенья / Несут его печать».

Большинство читателей «Школьного листка поволжских немцев», получивших первоначальное образование в церковных школах, наверняка узнали скрытую цитату из Библии, а именно, вторую из десяти заповедей: «Не делай себе кумира (…); ибо я Господь (…), за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода». (Второзаконие, гл.5)

Полный текст статьи на сайте: http://culturolog.ru/content/view/3465/98/

Культурология, Фольклор, История

Previous post Next post
Up