«Не хорошо человеку быть одному» (Быт. 2,18) - говорит Господь Бог. Однако по нынешним временам выходит, что, пожалуй, и хорошо. С точки зрения санитарного ведомства самым лучшим образцом поведения во время эпидемии является разделение людей по одиночке. Нельзя собираться группами, ходить парами, сидеть в транспорте рядом с друг другом. Необходимо соблюдать дистанцию. От человека до человека должно быть не менее полутора метров, а лучше - побольше.
Конечно, если люди живут семейно, то они друг друга всё равно уже инфицировали. А если нет? Не разумнее ли держаться подале? Если в квартире вдруг обнаруживается заболевший, остальным домочадцам рекомендуется немедленно перебраться в другое жилище.
Апостол Павел говорит: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим., 5:8). И что мы теперь слышим? Под страхом нарушения режима самоизоляции запрещено посещать своих родственников. Если к моменту пришествия коронавируса ваши престарелые родители, как это было у нас принято, жили отдельно, то теперь они - как отрезанный ломоть. Как жители на другом берегу реки, через которую нет моста. В качестве заботы предложено заказывать им продукты через службы доставки. Курьер - чужой человек (роботов у нас пока ещё не сделали, не успели к коронавирусу) - может доставлять им продукты, родные дети - нет. Общаться с родителями тоже можно - дистанционно. Надо звонить по телефону или использовать современные средства интернет-связи. Если родители освоили такие программы, то они могут увидеть своих детей (и внуков), а если нет - остаётся утешаться лишь их голосом.
У нас ещё недавно было принято пугаться виртуальности. Утверждалось, что увлечение социальными сетями и дистанционными формами общения - это плохо. Люди теряют человеческий контакт, вместо подлинного общения происходит обмен имиджами. И что теперь? Сегодня виртуальное общение - в фаворе. Собственно, это единственная допустимая, правомочная форма общения. Оказаться лицом к лицу - и страшно, и запрещено. Выходит, социальные сети - не беда, а благо? Ценности меняются прямо на глазах.
Мы читали в Евангелии, что, когда Господь, сидящий на Престоле славы Своей, будет отделять овец от козлищ, Он скажет тем, которые по правую сторону: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф 25:34-36). Могут ли быть адресованы эти слова к нам сегодняшним? На что из этого списка мы способны? В режиме самоизоляции мы не можем ни накормить, ни напоить, ни приютить, ни посетить. Всё, что у нас осталось - это перевести деньги на карту или заказать интернет-доставку на адрес нуждающегося.
Опять-таки, ранее считалось, что непосредственная забота о ближнем - более правильная, чем перечисление какой-то суммы на счет благотворительного фонда. Ибо в первом случае ты вкладываешь некую часть себя, да и помощь твоя может быть более конкретной… И что теперь стоит подобное мнение?
Приближается праздник всех праздников - Пасха. В стихирах Пасхи поётся: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем». Кому это будут петь в этом году? Даже если православный народ и допустили бы на пасхальную службу, как можно представить, что люди вдруг начнут обниматься, презрев установку держать дистанцию? Или вдруг решат похристосоваться? Уже здороваться за руку выглядит не очень приличным. Хорошо, если руки у обоих в перчатках, а если нет?
Тут очень интересный момент. Мы все надеемся, что эпидемия рано или поздно пойдёт на спад и карантин снимут. Но ведь микробы никуда не денутся. Не коронавирус, так что-нибудь другое обязательно витает в воздухе и осаждается на поверхностях. А мы получили такой замечательный урок сангигиены (сан в данном случае нельзя интерпретировать как «святой»? или всё-таки можно - «святая гигиена»…). Теперь мы знаем, что надо мыть руки каждый раз, как что-то потрогал, и не менее 40 секунд. А ещё можно, когда подходишь к людям, надевать маску. Целоваться теперь - почти что подвиг. С санитарной точки зрения брак - дело весьма опасное. А дети могут быть переносчиком заболеваний. Чем больше детей - тем больше потенциальных источников заражения. В будущем это следует учитывать и пожилым: бабушке надо взвесить все риски, перед тем как соглашаться посидеть с внучкой или погулять с внуком. Да и вообще, хотя гулять и полезно для иммунитета, с прогулки можно принести не только здоровый цвет лица, но и какую-нибудь заразу. Меньше выходить за пределы как следует продезинфицированной квартиры - это залог здоровья. Правильная работа - это работа на удалёнке. И пусть будут платить немного, в новых условиях всё равно тратить будет особенно не на что… Обычно копили на выезд в отпуск, но выезжать теперь - полнейшая социальная безответственность.
Вся эта реклама красивых видов, солнечных пляжей, различных туристических маршрутов должна уйти. Вообще очень многое должно уйти. «Вместе весело шагать по просторам» - эта легкомысленная песенка достойна забвения. Так же, как и всякие фильмы, где герои сходятся группами без масок и перчаток. Так же, как и привычка влюблённых держаться за руки. Как и набившие оскомину открытые улыбки продавцов (конечно, если сделка удалась можно и улыбаться - но только для себя, под маской). Рукопожатие больше не годится как символ, надо придумать иное обозначение сделки. Множество сомкнутых рук («друзья, прекрасен наш союз») - тоже недопустимо. Все союзы отныне - только в сети интернет. Конференции - по скайпу. Уроки - в форме дистанционного обучения. Добро пожаловать в предельно разделённый мир.
Говорят, что «дьявол» можно перевести и как «разделяющий». Он всегда работал над тем, чтобы разделить людей. Как говорится, «разделяй и властвуй». Там, где резко выросло разделение, вырастает и власть того, кто это разделение организовал. А кто организовал? Не коронавирус же.
На сайте:
http://culturolog.ru/content/view/3823/20/