Новая цивилизация, или "Собачье сердце 2.0"

Nov 19, 2014 22:14



Автор Анатолий Бахур

Можно приводить различные варианты определений такого понятия, как нравственность, а также множество комментариев к ним, но невольно возникает вопрос: как отличают человека нравственного от безнравственного, люди, не знающие определений этого понятия и не читавшие учебников по философии? А ведь отличают, и безошибочно. Потому как, нравственность предполагает наличие вполне определенных человеческих качеств: бескорыстность, честность, справедливость, милосердие, целомудрие, если еще проще,- человек совершающий добрые бескорыстные поступки будет восприниматься окружающими, как человек нравственный. Нравственный человек творит добро и правду, и ненавидит зло, несправедливость, ложь. Достаточно точное и емкое определение нравственности дал В.Шукшин:" Нравственность есть правда". Нравственность явление вечное незыблемое, независящее ни от времени, ни от пространства,-единое для всех времен и народов, потому что в основе нравственности лежат вечные добродетели: любовь, справедливость, целомудрие, правда,- близкие и понятные каждому человеку. Нравственность жертвенна по своей природе. Нравственность от Бога!

Мораль, в отличии от нравственности, есть продукт человеческий, и как некая система правил и норм, зависит от исторических, социальных и человеческих факторов. По этой причине, мораль различных народов и цивилизаций может значительно отличаться, и изменяться во времени. Мораль бывает общественной, корпоративной, коммунистической, либеральной, криминальной и др. В учебниках рассматривают, как правило, общественную мораль в сильно идеализированном варианте, что делает эти знания оторванными от реальности, и в этом можно усмотреть некий злой умысел. Качество морали в основном зависит от соотношения в ней нравственности и эгоизма. Если эгоизм преобладает, то мораль будет двойной; одна мораль для «своих», другая - для «чужих». Следствием двойной морали являются двойные стандарты.

Эгоистичные цивилизации стремятся к мировому господству и агрессивны по своей сути. Более нравственные цивилизации стараются выстраивать добрососедские отношения с окружающими народами, и прибегают к оружию с целью обезопасить свой мир или в случае внешней агрессии, а также для оказания помощи дружественным народам.

Чем выше нравственность общества, тем оно духовно здоровее, тем менее подвержено различным порокам. Нравственность общества зависит не столько от количества нравственных людей- в реальном мире таких людей, к сожалению, крайне мало,-сколько от количества нравственных поступков, совершаемых в данном обществе, казалось бы, обыкновенными людьми. Количество нравственных поступков, в свою очередь, напрямую зависит от уровня нравственного воспитания в обществе в целом.



Николай Богданов-Бельский "В церкви", 1939

Основными институтами нравственного воспитания людей, являются семья и церковь. Даже те родители, которые не отличаются высокой степенью нравственности, невольно будут внушать своим чадам высокие нравственные принципы, желая увидеть в своих детях те идеалы, которые так и не совершились в жизни самих родителей.

Церковь же проповедует нравственные ценности в силу того, что они являются неотъемлемой частью доктринального учения церкви, и эти ценности являются руководством для всякого истинно верующего человека.

Хорошие результаты в нравственном воспитании достигаются в тех странах, в которых государство поддерживает в этом вопросе семью и церковь. Но совершенно уникальным является опыт СССР, во времена которого задачу нравственного воспитания человека взяло на себя государство, используя для этого колоссальные государственные ресурсы и различные общественные механизмы:систему образования и воспитания, дошкольные учреждения, школы, ВУЗы, средства массовой информации, телевидение, театры, кинематограф, на решение данной задачи были нацелены союзы творческой интеллигенции, в трудовых коллективах создавались товарищеские суды, за нравственностью в рядах КПСС следили органы партконтроля и т. п. Нравственные принципы, которые Советское государство старалось привить советским людям записаны в Моральном Кодексе строителя коммунизма, который по сути являлся частью программы КПСС.

Не все получалось, советское общество было не идеальным, тем не мене достигнутые достижения были очевидными и бесспорными.

Прочесть статью полностью на сайте CULTUROLOG.RU>>>

Неототалитаризм, Сценарии нашей жизни

Previous post Next post
Up