Продолжаю свой рассказ о поездке вдоль красной линии на картинке ниже.
.
Предыдущую
часть можно прочесть по ссылочке. Итак остановился на том, что в конце дня приближался к селу Тоцкое,
как показано на картинке ниже.
Хотелось бы именно сегодня, а не завтра, не теряя сутки, посетить полигон. Еще не думаю, как попаду на полигон, мне сейчас главное дотянуть до него.
.
Чтобы не утомлять читателя весь день была сплошная гонка.
Если в сухом остатке, то дважды заправлялся, смотрел «интенсивную» работу ДПС - не покладая жезла вечером энтузиасты из ДПС нагло подбираются на дорогах. (Жаль, что в России запрещен отстрел таких работников.) Если не брать во внимание ДПС, отмечу хороший асфальт, волнение из-за туч на небе. А еще бесконечные степи, которыми можно любоваться бесконечно. Чувствуешь свое ничтожество, по сравнению с этой величественной красотой. К сожалению, фотографий именно степей с автотрассы не сохранилось. Поэтому ниже вставил фотографии, сделанные на Тоцком полигоне. В какой-то степени они передают безграничные просторы.
.
Да села Тоцкого я доехал около 6:00 вечера. Село находится в паре километров от трассы. До темноты оставалось 3-4 часа. Я порядком устал за день, весь день не ел.
Около этого села мне интересно посмотреть памятный знак на месте первого ядерного взрыва в Советском Союзе.
Полгода назад я узнал про этот уникальный, единственный в своем роде памятник и поддался соблазну его посмотреть. А то ведь может не повториться такой случай. Но его посещение осложняется тем обстоятельством, что памятник расположен на территории действующего военного полигона. Гражданских и прочих туристов туда не пускают. Памятник, скажем так, ведомственный. Но мы же в России.
.
К памятнику есть две дороги. Одна напрямую с трассы через несколько КПП. Но это нереальный вариант - всех желающих «просочиться» посылают «по кругу» за пропуском и … на том весь энтузиазм туристов заканчивается. Мало у кого из отпускников есть желание потратить полдня-сутки-двое на выбивание заветной бумажки. Фантастический скажем так вариант пробиться «напрямую». Второй вариант это дорога в обход села по грунтовке. Это дополнительные 30 км по степи без GPS, без каких-либо координат и указателей - тоже авантюра, хоть и без бюрократии.
Мои обстоятельства не в пользу второго. Впрочем, и первый вариант я тоже забыл. Все вылетело из головы, ибо занят был суетными мыслями о желудке, ночлеге и дожде. Все что произошло далее, случилось спонтанно и без подготовки. Импровизация. Но сначала поясню, что чем известен этот полигон, немножко истории.
.
В начале 50-х всерьез готовились к третьей мировой войне. После проведенных в США испытаний, никакой конкретной информации СССР не знал - секретность. А ведь Америка проводила много учений с ядерными взрывами. Пять из них произошли до Тоцких учений.
.
С 1949 по 1953 год советские военные направили в «высшие инстанции» свыше 20 представлений о проведении войсковых учений с реальным применением ядерного оружия. После долгих сомнений и согласований все же решили опробовать ядерную бомбу на открытой местности.
Сначала общевойсковые учения с реальным ядерным взрывом планировалось провести на ракетном полигоне Капустин Яр, - между Волгоградом и Астраханью. Но весной 1954-го была проведена оценка Тоцкого полигона, он и был признан лучшим по условиям обеспечения безопасности и как самый малонаселённый. Смотри карту ниже - вдали от населенных пунктов и около тогда безлюдного Казахстана. Табличка ниже про интенсивность американских испытаний.
.
А еще он был интересен за сходство с западноевропейским ландшафтом. Испытаний в такой среде в СССР ещё не проводилось. Целью испытаний было изучить воздействие атомного взрыва на инженерные сооружения, военную технику, животных, выявить влияние рельефа местности и растительного покрова на распространение ударной волны, светового излучения и проникающей радиации. Узнать, насколько проходимыми будут лесные завалы в типичной европейской местности, уровень запылённости и задымления, и т.д.. , Смогут ли советские солдаты подняться в атаку после ядерного удара.
Поэтому весь конец лета 54-го на маленькую станцию Тоцкое со всего Союза шли воинские эшелоны с солдатиками. Обстановка строжайшей секретности. Никто из прибывающих - даже командование войсковых частей - понятия не имел, зачем они здесь оказались. Эшелоны на каждой станции встречали женщины и дети. Вручая нам сметану и яйца, бабы причитали: «Родимые, небось в Китай воевать едете?»
Палаточный лагерь под Тоцким растянулся на 42 километра. На учения прибыли представители 212 частей - 45 тысяч военнослужащих: 39 тысяч солдат, сержантов и старшин, 6 тысяч офицеров, генералов и маршалов. Отобрали самых крепких ребят. Им выдавали личное табельное оружие - модернизированные автоматы Калашникова, скорострельные десятизарядные автоматические винтовки и радиостанции Р-9.
Подготовка к учениям под кодовым названием «Снежок» длилась три месяца. К концу лета огромное боевое поле было буквально испещрено десятками тысяч километров окопов, траншей и противотанковых рвов. Построили сотни дотов, дзотов, блиндажей.
Накануне учений офицерам показали секретный фильм о действии ядерного оружия. Для этого на полигоне был построен специальный кинопавильон, в который пропускали лишь по списку и удостоверению личности в присутствии командира полка и представителя КГБ. Тогда же прозвучало: «Вам выпала великая честь - впервые в мире действовать в реальных условия применения ядерной бомбы». Стало понятно, для чего окопы и блиндажи мы накрывали бревнами в несколько накатов, тщательно обмазывая выступающие деревянные части желтой глиной - они не должны были загореться от светового излучения.
Жителям деревень Богдановка и Федоровка, которые находились в 5-6 км от эпицентра взрыва, было предложено временно эвакуироваться за 50 км от места проведения учения. Их организованно вывозили войска, брать с собой разрешалось все. Весь период учения эвакуированным жителям платили суточные.
Подготовка к учениям велась под артиллерийскую канонаду. Сотни самолетов бомбили заданные участки. За месяц до начала учений ежедневно самолет Ту-4 сбрасывал в эпицентр «болванку» - макет бомбы массой 250 кг.
«Эпицентр» был в старой дубовой роще, окруженной смешанным лесом. Посреди рощи был нанесен белый известковый крест размером 100х100 м. В него-то и метили тренирующиеся летчики. Отклонение от цели не должно было превышать 500 метров. Кругом располагались войска. Тренировалось два экипажа.
.
Для исключения поражения войск световым излучением, личному составу было запрещено смотреть в сторону взрыва до прохождения ударной или звуковой волны, а подразделениям, наиболее близко расположенным к эпицентру атомного взрыва, для защиты глаз были выданы специальные затемненные пленки к противогазам. Для предотвращения поражения ударной волной войска, располагающиеся наиболее близко (на удалении 5-7,5 км), должны были находиться в укрытиях, далее 7,5 км - в траншеях в положении сидя или лежа.
На одной из возвышенностей, в 15 км от запланированного эпицентра взрыва построили правительственную трибуну для наблюдения за учениями. Накануне ее выкрасили масляными красками в зеленый и белый цвета. На трибуне были установлены приборы наблюдения. Сбоку к ней от железнодорожной станции по глубоким пескам проложили асфальтированную дорогу. Никакие посторонние автомашины военная автоинспекция на эту дорогу не пускала. За трое суток до начала учения на полевой аэродром в районе Тоцка стали прибывать высшие военачальники: маршалы Советского Союза Василевский, Рокоссовский, Конев, Малиновский. Прибыли даже министры обороны стран народной демократии, генералы Мариан Спыхальский, Людвиг Свобода, маршал Чжу-Дэ и Пэн-Дэ-Хуай. Все они размещались в заранее построенном в районе лагеря правительственном городке. За сутки до учений в Тоцке появился Хрущев, Булганин и создатель ядерного оружия Курчатов.
Руководителем учений был назначен маршал Жуков. Вокруг эпицентра взрыва, обозначенного белым крестом, была расставлена боевая техника: танки, самолеты, бронетранспортеры, к которым в траншеях и на земле привязали «десант»: овец, собак, лошадей и телят.
Для проведения мероприятий по обеспечению безопасности населения район учения в радиусе до 50 км от места взрыва был разбит на пять зон:
зона № 1 (запретная зона) - до 8 км от центра взрыва,
зона № 2 - от8 до 12 км,
зона № 3 - от 12 до 15 км,
зона № 4 - от 15 до 50 км в секторе 300- 110 градусов и
зона № 5 - расположена к северу от цели по боевому курсу самолета-носителя в полосе шириной 10 км и глубиной 20 км, над которой пролет носителя осуществлялся с открытым бомбоотсеком.
Зона № 1 полностью освобождалась от местного населения. Жители населенных пунктов, скот, фураж и все движимое имущество выводились в другие населенные пункты, расположенные не ближе 15 км от эпицентра. В зоне № 2 за три часа до атомного взрыва население отводилось в естественные укрытия (овраги, балки), расположенные вблизи населенных пунктов; за 10 мин до взрыва по установленному сигналу все жители должны были лечь на землю лицом вниз. Общественный и личный скот заблаговременно был отогнан в безопасные районы. В зоне № 3 за 1 ч до взрыва население выводилось из домов на приусадебные участки на удаление 15-30 м от строений, за 10 мин до взрыва по сигналу все ложились на землю. В зоне № 4 предусматривалась защита населения только от возможного радиоактивного заражения местности по пути движения облака. За 2 ч до взрыва население этой зоны укрывалось в домах. Население зоны № 5 было вывезено за ее пределы в безопасные районы за 3 ч до взрыва.
В общей сложности на учение привлекалось около 45 тысяч человек личного состава, 600 танков и самоходно-артиллерийских установок, 500 орудий и минометов, 600 бронетранспортеров, 320 самолетов, 6 тысяч тягачей и автомобилей. Вся техника после взрыва осталась навсегда «на войне» - списали.
За 10 мин до нанесения атомного удара был дан сигнал «атомная тревога», по которому личный состав участвующих в учении войск ушел в укрытия и убежища. Экипажи танков и самоходно-артиллерийских установок заняли свои места в машинах и задраили люки. В 9 ч 33 мин самолет-носитель с высоты 8 тыс. м сбросил атомную бомбу, через 45 с на высоте 350 м от поверхности земли последовал взрыв. Через 5 мин после атомного взрыва началась артиллерийская подготовка, затем был нанесен удар бомбардировочной авиацией. Заговорили орудия и минометы разных калибров, «катюши», самоходные артиллерийские установки, танки, закопанные в землю. Плотность огня на километр площади была больше, чем при взятии Берлина. Картинка ниже про американский взрыв, но общее представление можно составить.
.
Во время взрыва, несмотря на закрытые траншеи и блиндажи, где находились солдаты, проник яркий свет, а через несколько секунд звук в форме резкого грозового разряда. Никто не выходит из убежищ. Лишь через 3 часа был получен сигнал атаки. Самолеты, нанося удар по наземным целям через 21-22 мин после ядерного взрыва, пересекали ножку ядерного гриба - ствол радиоактивного облака.
После взрыва на месте дубовой рощи остались лишь сожженные от корня до верхушек стволы. Рядом покореженные колонны техники, обгоревших животных. В самом эпицентре - в радиусе 300 м - не осталось ни одного столетнего дуба, все сгорело… Техника в километре от взрыва была вдавлена в землю… горели поршневые самолеты, автомобили и штабные машины, везде валялись останки коров и овец. Земля напоминала шлак и некую чудовищно взбитую консистенцию. Местность после взрыва трудно было узнать: дымилась трава, бегали опаленные перепелки, кустарник и перелески исчезли. Кругом голые, дымящиеся холмы. Стояла сплошная черная стена из дыма и пыли, смрада и гари. Сохло и першило в горле, в ушах стоял звон и шум…
В последний момент ветер переменился: он отнес радиоактивное облако не в безлюдную степь, как ждали, а прямо на Оренбург и дальше, в сторону Красноярска. На картинке ниже, пишут, что воронка "родная", после Тоцкого взрыва, не американская.
.
«Генерал-майор приказал мне измерить дозиметрическим прибором уровень радиации у догорающего рядом костра. Я подбежал, открыл заслонку на днище прибора, и… стрелка зашкалила. «В машину!» - скомандовал генерал, и мы отъехали с этого места, оказавшегося рядом с непосредственным эпицентром взрыва…»(с)
Два дня спустя - 17 сентября 1954 года - в газете «Правда» было напечатано сообщение ТАСС: «В соответствии с планом научно-исследовательских и экспериментальных работ в последние дни в Советском Союзе было проведено испытание одного из видов атомного оружия. Целью испытания было изучение действия атомного взрыва. При испытании получены ценные результаты, которые помогут советским ученым и инженерам успешно решить задачи по защите от атомного нападения». Войска выполнили свою задачу: ядерный щит страны был создан.
Еще через какое-то время после учений, жители окрестных, на две трети сгоревших, деревень по бревнышку перетащили выстроенные для них новые дома на старые, обжитые и уже зараженные места. Потом собрали на полях радиоактивное зерно, запеченную в земле картошку… И еще долго старожилы Богдановки, Федоровки и села Сорочинского помнили странное свечение дров. Поленницы, сложенные из обуглившихся в районе взрыва деревьев, светились в темноте зеленоватым огнем.
...
Спустя пятьдесят лет, в 1994 году на Тоцком полигоне в эпицентре взрыва установили памятный знак - стелу с колоколами, звонящими по всем.
пострадавшим от радиации. Его и хочу посетить.
...
На современной яндекс-карте все упомянутые выше и обозначенные на схеме деревни присутствуют. Но я их не посещал, хотя и интересно. У меня вообще не было никаких координат или схем дорог. Навигатор был, но никаких памятных знаков на полигоне он не знал. Вообще, весь район полигона был обозначен большим зеленым пятном - тайна. А после вьезда в Тоцкое-2 и вовсе дата и геолокация пропала. Но об этом я узнал позже - в тот момент было не до телефона.
.
Я катался по Тоцкому, расспрашивая дедушек и бабушек на скамеечках, как мне попасть к памятному знаку на месте ядерного взрыва. Трое из шести опрошенных очень удивились моему вопросу: «Какой-такой ядерный взрыв?». Трое других послали меня в Тоцкое-2.
Туда я доехал за 5 минут. Итак, ещё раз мои исходные: время 6:30 вечера. Низкие тучи, конец рабочего дня, я голодный, повсюду грунтовые дороги, которые раскинуть через 10 минут после начала дождя, местность, на которой я первый раз. А еще, - где находится искомая цель - не имею понятия, полбака бензина. После таблички «Тоцкое 2» я упёрся в часовых на въезде. Оба-на! «А зачем тут часовые?» - я аж удивился.
А те с восторгом смотрели на мой красный мотоцикл и не замечали меня в упор. Я задал обоим часовым глупый вопрос про памятный знак и они как завороженные открыли передо мной шлагбаум: «Мы не знаем, так шо - ехай, ищи». А сами продолжали смотреть на мой мотоцикл . Что с их взять, с 18-летних.
Это я вьехал в Муниципальное образование тоцкое-2. Следующие, вторые бдительные часовые были похожи на первых, но стояло КПП на въезде в военный городок. Ситуация с проникновением за шлагбаум повторилась в точности. Я лишь уточненил, что тутошние мои родственники пригласили мя к себе и я еду в гости. Поэтому пропуск (как у каждого, кто вьезжал-выезжал), с мя не спросили - больно уж моц у мя красного цвета. Заехал - военной формы вокруг меня стало в разы больше. Куда еду - понятия не имею. Главное не останавливаться, держать уверенную морду и не озираться понапрасну. Морду под шлемом с темным визором видно плохо, но остальные пункты надо выполнять в точности. Бодро рулю на малой скорости, куда не знаю. Но рулю куда-то.
.
Но теоретически мне надо на полигон, то есть куда-то на окраину. Сделал круг по городку, выбрал направление - типа один из вьездов в воинскую часть. Это был уже третий шлагбаум с часовыми были перед казармами. Мне повезло - как раз передо мной с работы домой отъехала две машины с офицерами, поэтому солдатики расслабились и были в благодушном настроение - даже не закрыли шлагбаум. Так я просочился на территорию воинской части. Я попал не на плац и не перед штабом, но в какую-то техническую зону воинской части. Солдатики ходят, удивленно на меня смотрят. Надо уезжать, не привлекать внимание. К счастью в полусотне метров от часовых были открытые выездные ворота, за которыми виднелось поле. Я интуитивно рванул в сторону поля/полигона. Ибо это напомнило мне «детство», когда я служил в подобной Учебной части - сразу за казармами у нас было учебное поле полигона. Поэтому и тут сразу рванул на полигон. Никто меня не хватал за колесо, не бежал и не пытался остановить. Итак я куда-то просочился.
.
На самом учебном полигоне всё оборудовано в стиле восьмидесятых годов: учебные места, стенды, домики, площадки, обнесенные низенькими заборчиками, наглядные пособия и прочая ерунда. В том числе боксы, эстакады для техники, площадки для машин и так далее. Тут же офицерская парковка и что-то типа площадки для техобслуживания машин. Все парадно, покрашено, намарафечено, как это бывает в показательных учебных частях. В паре сотнях метрах от меня, выезд в поле преграждает четвертый шлагбаум. Метрах в 20 от шлагбаума пара офицеров склонились над капотом и пытаются завести жигуленка. На меня внимательно посмотрели и не более того. Идентифицирую их как работников полигона, которым по большому счёту на меня наплевать . Ну и слава Богу. На картинке ниже - дорога на окраине полигона. Желтые казармы, какие площадки, но уже полигон и никого нет!!
.
Итак, сам выезд на полигон перекрыт шлагбаумом. Надежный покрашенный серьезный шлагбаум, способный выдержать удар грузовика Урал. Подъезжаю с волнением и недоумением - как проехать через закрытый шлагбаум? Часовых около него нет. Да и зачем в это время они тут? Шлагбаум надежно закрыт на тяжёлый замок. Все серьезно. Но беспроблемно объехать его можно в метре - через полузасыпанную канавку, что я и сделал. Это была четвертая, «самая сложная» преграда на пути к цели.
Так я преодолел все четыре преграды почти без остановок и пропусков. Более никаких преград на моём пути нет.
.
Судя по звуку, двое позади сумели завести машину и уезжают. К 6:00 вечера. Впереди по курсу видны какие-то это строения, но догадываюсь, что там никого нет. Позже узнал, что там живут бродячие (или "щтатные", полигонные) собаки.
Дорога разветвляется на две. По какой ехать? Время на раздумья нет. Да и мелькать в зоне обзора возможных людей/офицеров не желательно. Выбираю ту, что справа. По описанию помню, что около 10 километров надо проехать. Еду. Я остался один. До утра на полигоне никого не будет. Я один на десятки километров вокруг. Над головой тучи и полбака бензина. Через пару часов начнёт темнеть. Ночевать на полигоне нет никакого желания. Под дождём таскать мотоцикл по грязи тоже нет желания. За два часа мне надо найти памятник/знак и вернуться на оренбургскую трассу.
Поехали. Судя по указателям и колее, въезжаю на танкодром. На площадке для танков живут собаки которые попытались соревноваться со мной в скорости. Полигонные собаки за мной далеко бежать не стали - не положено им по уставу. Собаке проиграли. За очередным холмом теряется из вида воинская часть. Въезжаю в степь. Или это лесостепь? В низине река Самара. Ни одной души на километры. Солнышка нет. Лёгкий ветерок. Высокая трава. Глиняная пыль с камнями под колесами. Дорога опять разветвляется на два рукава. Тот который я выбрал, через километр разделяется ещё на двое. Стою в стойке, насколько позволяет мой мотоцикл - ищу глазами памятник. Но знака нигде нет. Признаков военных тоже нет. Дикая степь.
.
Но в паре километров от меня холм, на вершине которого какое это строение напоминающее знак. Еду к нему. Мотоцикл внизу, сам карабкаюсь наверх. Знак оказывается мишенью для танковой стрельбы. Зато с вершины холма вижу следующее необычное строение вдалеке. Еду к нему. Оно оказывается входом в бомбоубежище. Но с холма вижу вдали следующее подобие памятника. Еду к нему. От негор к следующему холму. Так и ношусь по полигону.
Людей нет. Вечер. Я один катаюсь по холмам. Хоть бы не заблудиться, а то кручусь, теряя ориентацию. В какой стороне находится воинская часть? Куда мне ехать? Ведь половина людей в мире едут и идут по неверному пути в поисках счастья. Не хотел бы и я забудлиться сегодня вечером.
До горизонта лишь холмистая равнина. Наверно, я уже 15 км отъехал от воинской части, а не 10. Интернета нет. Геолокации нет. Карты тоже нет. Сколько же времени я уже езжу по полигону? Через сколько стемнеет? Или уже темно? Или это только тучи темные? Еду дальше от одного холма к другому. По моим ощущениям и распаханному полю - я на краю полигона. В этом месте, как и читал в описании, вижу искомое - явно рукотворный крутобокий холм со шпилем наверху. Этот пятиметровый шпиль идентифицирую как искомый памятный знак. Холм очень крутой, карабкаться на него сложно и долго, а я уже устал. Поэтому лишь фотографирую его с нескольких ракурсов. Цель достигнута. Знак нашёл путем нарушения пропускного режима. Кто сможет, пусть вывложит в нет лучшие снимки и репортаж. Мне же надо выбраться на трассу.
Полного счастья нет, если оно с тревогой; полное счастье спокойно, как море во время летней тишины. Так и я с волнением в груди выгребался с полигона. Знать бы в какой стороне эта трасса находится. Теоретически, в пыли на дороге остались мои следы, но я неоднократно пересекал их вдоль и поперёк, так что возвращаться по своим следам не самый лучший вариант. Но другого варианта нет. После нескольких попыток и ошибок, выбрался, скажем так, к людям. Правда, не в то место из которого вьехал на полигон. Выехал на «незнакомое» мне КПП. Но не стал возвращаться, искать то я где был. Поэтому подьехал к воротам и напрямую спросил уже женщины военнослужащей, преградившей мне путь: «как мне выехать на трассу?» Своим вопросом поверг её в растерянность. Представьте себя на ее месте - тихое КПП на задворках, никого нет и вдруг с пустого танкового полигона, где никого не может быть в это время, выезжает красный мотоцикл и задает вопросы, вместо того, чтобы показать пропуск. От такой неожиданной ситуации, явно не прописанной в ее должностной инструкции, она обратилась за помощью к двум майором, разговаривающим неподалёку, типа - «тут какой-то шпион на красном мотоцикле ищет оренбургскую трассу. Куда мне его послать? Чо мне с него требовать?».
Те тоже удивились, но решили в этот прекрасный вечер не усложнять себе жизнь. Поэтому меня/террориста/вражеского разведчика/шпиона выпустили за ворота, показав направление. Через 15 минут я был на трассе. Так закончились мои тоцкие похождения.
.
Кратко резюмируя: мне повезло. Особенно благодаря первым лопоухим часовым, которые засмотрелись на мою хондочку. Да, и дальше в этот день звёзды сложились удачно для меня. На халяву, без всяких усилий я попал туда, куда не пускают.
Да, можно было бы реализовать второй вариант - ехать по кругу, через соседние деревни. Но этот вариант мне не подходил по времени и трудозатратам. Тем более, у меня нет никаких точных координат цели, а в округе не видно людей. А тут своей шпионской выходкой для меня открылось закрытое.
Время полдевятого вечера. Получается, мой прохват по полигону длился три часа - как одна секунда пролетело это время на кураже. Теперь, можно сказать, что день кончился во всех смыслах. На полигон попал, километраж дневной прошел, дождь не намочил, в комендатуру, как шпион, не попал, ужинать в кофрах есть что, еду по маршруту и по графику - все хорошо.
Трасса до Оренбурга, по-прежнему, пустая. Крайне редкие легковушки в конце дня исчезли. Большегрузы, редкие днем, к вечеру и вовсе все спать пошли. Поэтому еду один одинешенек, не торопясь, обдумывая увиденное, любуюсь бесконечными полями. Они великолепны. Огромные - от дороги и до горизонта ровные, ухоженные. Разноцветные: вспаханные, колосящиеся желтой пшеницей или зеленые подсолнухами, или с точками комбайнов на бесконечной ниве. Но есть свой минус в бескрайних полях - сложно найти место для ночлега. Лесопосадок между полями почти нет. И с дороги съехать невозможно ибо на насыпи. Ищу совмещённые отворотку и лесополосу. Нашёл на краю хлебного поля, в километре от трассы лесополосу. Единственная неприятность - грунтовая дорога которая моментально раскиснет в случае дождя. А пока мягкая красная глиняная пыль сохраняет след моего протектора.
.
Вот и закончился день. Срочно снимаю сапоги, ибо ноги гудят и ставлю палатку. На ужин вода с хлебом, то есть кофе с булочкой. Легкий ужин. А вот завтра мне будет нужен очень плотный завтрак - какая-нибудь каша, овощи, что-нибудь ещё, ибо завтра мне надо добежать до Аркаима, а это более 500 без остановок.
Продолжение следует.