Вместо предисловия.
На самом деле, эти заметки-воспоминания написаны уже около года назад, но вот все руки не доходили дополнить их фотографиями и в целом довести до ума. В показаниях я порой могу путаться, ибо времени уже прошло немало, а путевого дневника я там не вела. Дополнения и поправки к тексту от непосредственных участников событий приветствуются. Ну а самого автора не судите строго:-)
Однако, удивительно, что по-прошествии стольких лет я так хорошо помню эту поездку. Нарисовалась на горизонте она как-то очень спонтанно, пролетела быстро и феерично, и возможно потому засела в памяти таким ярким пятном... на всю жизнь. А случилось все тогда очень просто. После похода в Архыз в 2004 году у нас сложилась теплая компания. Мы еще несколько раз куда-то выбирались вместе, а с новой весной у активистов возникла идея полететь к черту на рога на Камчатку "для прогулок по вулканам". Ну и в итоге, сумасшедшая идея стала-таки явью! Отдельное большое спасибо за это надо сказать моей мамочке, которая резонно тогда рассудила, что больше такой возможности ее дитю в жизни может и не представиться (хотя соглашаться с ней в этом факте я еще до поездки яростно не желала), и отпустила меня туда, предварительно дав денег на билет:-) Удовольствие сие тогда, кажется, стоило около 17 тыщ рублей...
Итак, в конце июля 2005 года четверо нас (Виталик, Антон, Ира и я) уселось в большой самолет, ну и дальше по тексту известной песни уважаемых мной Алексея Иващенко и Георгия Васильева... На такие дальние расстояния к тому времени я летала впервые в жизни, да и вообще моя полетная биография была весьма скромна. Надо сказать, что летать самолетами я откровенно боялась. Не до дрожи в коленках, конечно, но вот 9 часов в воздухе страшили... Пролетели они небыстро, но безболезненно. Странное было чувство: смотреть на часы и не понимать, сколько сейчас РЕАЛЬНО времени. Этого измерения как такового не ощущалось впринципе.
Самолеты заходят на посадку в аэропорт Елизово как правило со стороны океана, т.е они пролетают над всем полуостровом, разворачиваются и садятся. Виды из окна при этом потрясающие. Все "домашние" вулканы как на ладони. Небо в тот день было хмурым, но с высокой облачностью. Больше всего меня поразил цвет сопок. Они были лиловыми. В комплекте с яркой зеленью у подножья и шапками снежников они смотрелись совершенно нереально!
(фото из сети, что удивительно, датировано августом 2005г)
Аэропорт Елизово мне совсем не запомнился при прилете, пассажиры, замученные долгим путешествием, стремительно высыпали на площадь перед зданием аэровокзала и дышали свежим камчатским воздухом. Воздух действительно освежал, о летнем зное на три недели можно было забыть. До конца я заставила себя поверить, что я именно на Камчатке, а все вокруг - не сон, только в машине, по дороге до съемной квартиры. За окном автомобиля вдоль трассы виднелись все те же сопки и Домашние вулканы. Помню, что товарищ, который нас вез, что-то рассказывал по дороге про полуостров и жизнь на нем, кажется даже провез нас по каким-то интересным местам в городе, но толком я этого не помню. Да и слушала ли я его вообще?... У меня не укладывался в голове всего один факт: вот мы летели 9 часов, тысячи километров, 9 часовых поясов, а все равно находимся в нашей родной стране, тут все так же, такие же люди и говорят на том же языке! Непостижимо!!!
После заселения в квартиру мы направились на разведку местных магазинов с целью купить еды на вечер. Так я полностью прониклась "домашностью" местных ближних вулканов. На всю их троицу открывался прекрасный вид прямо рядом с соседним торговым центром.
Авача и кусочек Козельского вулкана.
Корякский вулкан.
К сожалению, высокая облачность на Камчатке - не повседневное явление и уже на следующий день "халява" закончилась. Правда, такой роскоши как наблюдение за вуканами из окна квартиры позволить мы себе все равно не могли, т.к. жили на первом этаже рядовой пятиэтажки, причем где-то в низинке. Уже в Москве я смогла себе живо представить все зимние прелести обитания в этой квартирке, когда снега на полуострове наваливает до второго этажа (мне на глаза попался сюжет
в ЖЖ с зимними фотографиями Петропавловска-Камчатского). Но о городе я обязательно замолвлю пару слов позже, ибо он того стоит!
(фото с просторов сети)
Учитывая разницу во времени в первый день нам предстояло героически сражаться со своим биологическими часами и не давать организму уснуть как можно дольше. И мы сражались. Как сейчас помню, бурными дебатами о судьбах русской интеллигенции на кухне, поедая пельмени... К конценсусу мы, разумеется, не пришли (откуда он может быть по такой-то теме?), но цель была достигнута - нам удалось частично акклиматизироваться к местному часовому поясу (тогда в Петропавловске-Камчатском еще "была полночь", т.к. сокращения часовых поясов еще не произошло).
Следующий день (а может и два) мы провели в подготовке к активной части нашего маршрута, мотались по городу в поисках провизии и газа. А план прогулок у нас был таков: в первую очередь мы решили восходить на Авачинский вулкан. В Москве у нас были другие мысли на счет восхождений: сначала Горелый и Мутновский, читая отчеты про Вилючинский вулкан, мы тоже облизовались, но необходимость применения там ледовой техники из наших грандиозных планов его вычеркнула (с кошками большинство из нас к тому времени обращаться еще не умели). Первоначальные планы были обоснованы тем, что Горелый и Мутновский ниже Авачи, а резко набирать большую высоту без акклиматизации не хотелось. Еще до приезда на Камчатку главный идеолог нашей поездки Ира познакомилась в сети с местным камчатским туристом-альпинистом Александром. Он здорово нам помог в технических вопросах, а так еще рассказал и показал много чего интересного в городе и его окресностях. Он же нас и отговорил начинать активную часть путешествия с Горелого и Мутновки. Доводы его были резонны: на Авачу есть натоптанная тропа, в целом залезть на нее гораздо легче, чем на дальние вулканы, и вообще "все всегда начинают с нее". Его доводам мы вняли, нашли и заказали "микрик", он же "бусик" на Авачу на следующий день.
Наша "карета" пришла к подъезду вовремя и мы познакомились с ее кучером, ой простите, водителем Сергеем - еще одним активным участником событий,происходивших с нами на Камчатке (тогда Сергей еще не догадывался об этом, ха-ха!:-)). Транспортное средство, на котором нам предстояло добираться по руслу Сухой речки максимально близко к подножию Авачи, представляло собой старенькую, потрепанную жизнью дизельную японскую тойоту. Внешне она была не очень презентабельна, но зато мы не раз впоследствии убеждались, что это "зверь-машина", а ее водитель - мастер своего дела! Правда у Сергея все же был один недостаток: он очень любил музыкальную группу "Фактор-2". Вы не знаете этой группы? Я тоже бы не узнала никогда, если бы не он. Но за время поездок с нашим бравым водителем единственный альбом этой чудо-группы, звучавший в машине с завидной регулярностью, мы практически успели выучить наизусть (а некоторые даже подпевали!;-)). Я же тем творчеством так и не прониклась, поэтому и считаю эту необъяснимую любовь Сергея его милой слабостью...
...Как быстро мы добрались до русла Сухой речки я конечно уже не помню:-) Зато отлично помню, как мы по нему ехали. Серега мастерски рулил по многочисленным высохшим рукавам широкого русла (весной тут, бурный поток, но к августу воды не остается, поэтому речка и называется Сухой), а я с удивлением отмечала, насколько широки возможности маленького тойотовского "микрика". Наконец мы добрались до начала снежника, дальше проехать было под силу только снегоходу или ратраку (но тогда я еще не знала такого волшебного слова!), и мы с Сергеем расстались, обещая созвониться как соберемся возвращаться в город. Дальше мы пошли пешком. Вокуг таял снег и распускалась первая зелень. Дул сильный ветер, кажется, спускался туман.
Сколько мы шли до турбазы, расположившейся аккурат у подножий Авачи и Корякского вулкана, я тоже не припомню. Добрались мы туда уставшие, а я уже активно к тому времени подозревала, что простудилась (самочувствие оставляло желать лучшего). Поселились в приюте в одном из сарайчиков ("балков"). Интерьеры его не отличались богатством убранства: двухэтажные нары, типичная лампочка в потолке, окошки были затянуты полиэтиленовой пленкой, которая на ветру пугающе хлопала... Главным преимуществом нашего маленького домика было то, что в нем не дуло, и можно было оставить вещи во время восхождения. Прогулка к вершине Авачи же была намечена на следующий день, "если позволит погода". А вечер мы коротали, отгоняя полчища комаров (которые умели прокусыпать даже полар!) и наслаждаясь великолепными видами Авачи и на океан, открывавшимися с ее склона. Только ради них однозначно стоит ехать за тридевять земель!
К сожалению, в те далекие времена на вооружении у меня была только старая папина пленочная мыльница, хотя и вполне приличная, даже с минимальными ручными настройками. Но мыльница есть мыльница, тем более в юных кривых руках, поэтому мои немногочисленные фотографии не могут передать всей грандиозности пейзажей.
Скала "Верблюд". У ее подножия виднеется базовый лагерь МЧС.
На следующее утро мы отправились к вершине Авачинского вулкана. Погода с утра была вполне "покорятельная", тропа нашлась очень быстро и оказалась она действительно не сложной. Наверное можно найти в сети описание классического восхождения на Авачу и попробовать вспомнить, все ли было "точно по тексту"... Но я пожалуй не буду, а опишу только то, что из памяти не стерлось...
Ира на фоне Корякского вулкана. Облако над его макушкой висело почти все наше восхождение, пока не слилось с остальной сгустившейся облачностью...
До "жандармов" (известные характерные скалы на склоне, у которых все отдыхают и перекусывают) мы дошли легко и спокойно. Я себя с утра чувствовала сносно, мне как-то шлось. Смущало то, что погода неуклонно портилась, небо затягивало, сумрак над Мордором сгущался... В итоге в какой-то момент к сильному пронизывающему ветру добавился противный снег с дождем. Было это почти перед финальным подъемом к самому кратеру. Характер склона становился уже совсем противно-сыпушный, да и вообще восхождение для меня к тому времени перестало быть удовольствием, плюс простуда добавляла свои "пять копеек" в эту безрадостную картину. В общем, в какой-то момент я приняла непростое для себя решение забить на вершину большой болт и возвращаться. Однако, меня парило, что ребята меня не отпустят одну, и кому-то из них тоже придется жертвовать восхождением. Но именно на этом месте своего повествования я упомяну об очень колоритных персонажах, с которыми мы вместе восходили на Авачу. Товарищами этими была группа судебных приставов из Петропавловска (кажется, я могу ошибаться с городом). Бодрости их тел и душ можно было только позавидовать. Пока мы тепло одетые под холодным ветром спокойно пешком шли к своей высокой цели, их инициативная группа взбежала до "жандармов" в шортиках и маечках, подгоняя друг-друга: "-Машенька (Наденька, Ирочка?), шевелим ножками, ножками, давай, давай! Ну что вы все, прямо как городские!" (эта фраза стала с тех пор в нашем узком кругу крылатой). Подгоняли и взбадривали они и всех окружающих. Отличные попались судебные приставы! И мне очень с ними повезло: они возвращались с вершины как раз в тот момент, когда я приняла решение туда не ходить:-) В итоге, ребята меня вручили им "в нагрузку", попросив "присмотреть за девочкой" на спуске, а сами отправились наверх. Подробностей спуска я не помню тоже, но вернувшись в наш сарайчик, я заснула как убитая под отчаянное хлопанье полиэиленовой пленки на вертру в нашем единственном окошке. Проснулась я раньше прихода ребят с вершины и стала их дожидаться. В лагерь они вернулись наверное часа на 4 позже меня, к тому времени непогода разыгралась окончательно. По их рассказам, до вершины (вернее, кратера) они-таки добрались, но там дул такой сильный ветер, что пришлось залезть в кратер и отдыхать там, красивых видов увидеть им так и не удалось. Зато народ набрал кучу серы, желтой, кристаллической, до сих пор куски ее лежат где-то у меня дома. А еще ребята рассказали, что в кратере Авачи тоже живут комары. Чем они там питаются при отсутствии туристов - тайна покрытая мраком.
Еще одно яркое впечатление прогулки на Авачу - это евражка. Евражка - это дальневосточный суслик. Толстенький, рыжий, весьма прожорливый зверек. Людей он не боялся и с удовольствием доел оставленный в кане суп, вылизав кан изнутри целиком. Я все ждала, когда он объестся и заляжет спать пузом кверху на дне кана... Не залег, а вылез и продолжил попрошайничать. Видимо закон о то что "желудок котенка не больше котенка" на него не распространялся... впрочем, он и не котенок.
Еще народ рассказывал, что в этот день случилось небольшое короткое землятресение. Может и было, я склонна верить людям:-). Однако, сама я ничего не почувствовала. Даже как-то обидно... Дорога обратно до Сухой речки не была чем-либо примечательна, и я не помню, как мы с Серегой в итоге отыскали друг друга. Хорошо, что все закончилось благополучно. К вечеру мы вернулись в ПК, чтобы подготовиться к следующей поездке на Горелый и Мутновку.
Мутновский, Вилючинский и Горелый вулканы. Внизу - Петропавловск-Камчатский.
Часть 2: О Петропавловске-Камчатском.
Часть 3: Горелый и Мутновский вулканы и Тихий океан.