О том, как мы наконец решили покататься на велосипедах:)
19.07.2015 День девятый. Наконец-то Памирский тракт.
После баньки и ночи в комфортном и просторном домике встали не очень-то рано. Однако покатилось сразу бодро - до моста через Кара-суу дорога идет под горку, а в спину дует бодрый ветерок. Погода продолжает хмуриться, небо затянуто низкими плотными облаками. Пересекаем Алайскую долину по почти прямому как стрела шоссе. Старый, еще советский асфальт вполне неплох, хотя уже не так прекрасен, как на вчерашней «китайской» дороге, зато автомобильного движения тут практически нет.
Вид на Кара-Суу с моста
Пересекаем Алайскую долину с севера на юг
Периодически к нам подъезжают пообщаться пастухи на лошадях или прибегают дети. Почти незаметно въезжаем на маленький перевальчик (под названием Ширт, если верить генштабу), с него уже видны домики киргизской погран-заставы Бардоба. Справа мощные разливы водных потоков на всю долину, впереди ледники Памира (лед. Атджайло), и все это на фоне буро-малиновых скал со снежными шапками, поросших у подножья ярко-зеленой травой - очень красиво, только успеваем фотографировать!
Киргизскую границу прошли быстро. Пока ждем оформления паспортов, знакомимся с «интуристами», это - байкеры из США, которые на прокатных мотиках завершают кольцевой маршрут по Памиру из Бишкека в Бишкек. После границы на дороге асфальта все меньше, один раз пришлось преодолевать «микро-брод», дорогу смыло. У погранцов мы узнали, что источник чистой воды - ручей через три километра после заставы, последний по дороге почти до перевала Кызыл-Арт. И на лужайке вблизи этого рекомендованного погранцами ручья устроили обед с японскими супчиками и час сна. (Ручей хорошо заметен на склоне слева от дороги, координаты - N39° 28.792 E073° 15.750)
Ручей после пограничников, на котором мы обедали.
Вид с обеденного привала на лед. Атджайло.
После обеда поворачиваем по дороге на восток в ущелье реки Кызыл-Арт, подъем становится более выраженным, но все же по ощущениям обещает быть скорее долгим и нудным, чем крутым. Асфальт окончательно сменился грейдером, местами с гребенкой. Погода продолжает хмуриться, порой накрапывает противный дождик, но приятно, что крепкий ветер продолжает дуть в спину.
Характер дороги до пер. Кызыл-Арт
После «пограничного ручья» вся вода по дороге до перевала была подобной мутности!
Зеленые реки на фоне красных камней - что-то нереальное!
Перед финальным перевальным серпантином немного переводим дух у домиков дорожных рабочих (обитаемы). На перевале были в 18.30 (UTC +6). Надеваем теплые шмотки, прячась от ветра за скульптурными композициями, делаем групповое фото на память и летим вниз к таджикским пограничникам. Мы, не зная их графика работы и боясь появиться поздно вечером, еще внизу попросили обгонявший нас питерский микроавтобус предупредить пограничников о нашем вечернем визите. Но посты, к счастью, работают круглосуточно.
Группа на перевале Кызыл-Арт, н/к - авто, 4230м.
На таджикской границе наши велосипеды «дезинфицируют» каким-то жутко вонючим раствором, за который еще хотят кучу денег. Вова сбавляет цену вполовину. Зато приятным бонусом от погранцов была туристическая обзорная карта Таджикистана с отмеченными интересными достопримами. Интересуемся источниками воды, нас огорчают, что до оз. Каракуль питьевой воды скорее всего не будет, но после некоторых сомнений «угощают» небольшими запасами своей привозной, литров 8 на ужин и завтрак нам хватает.
Продолжаем стремительный спуск вниз в «Долину смерти» р. Маркансу, внимательно оглядываясь по сторонам в поисках укромного безветренного места для ночлега. Через 2,5 км после погран-поста находим ложбинку пересохшего русла между холмом и дорожной насыпью, и надеемся, что наводнения этой ночью не случится. Пейзажи вокруг марсианские, растительности нет, только голая рыжая высокогорная пустыня…
Красочная «Долина смерти»
Укромное русло ручья
20.07.2015 День десятый. Памир во всей красе, озеро Каракуль.
С каждым днем ранние подъемы даются группе все тяжелее. К тому же и погоду совсем выключили - вокруг никаких снежных вершин, только обложные облака. Как только тронулись в путь (около 8 утра, UTC +6), еще и мелкий противный дождик начал накрапывать. Дорожное покрытие - гребенчатый грейдер, иногда внезапно сменяется хорошим асфальтом. Слева, почти вплотную от дороги - забор «новой» китайской границы.
Встречаем сначала французскую пару на тандеме-полулигераде, потом немцев на микроавтобусе. Вчера кроме мотоциклистов из США и питерцев были кто-то из велосипедистов, мото-румыны и не помню уже кто еще. Проходной двор, короче…
Даже яки в этой суровой долине из металла!
Идеальный асфальт? Не на долго...
Французская пара на тандеме-полулигераде.
А вот и гребеночка)))
Не особо напрягаясь, по инерции после спуска забираемся на перевал Уйбулак (4232м). В хорошую погоду с него бы открылись великолепные панорамы на окрестные вершины на фоне оз. Каракуль, но нам приходится довольствоваться только озером. После перевала дорога вновь покрылась асфальтом. Теперь до поселка Каракуль только вниз. Я как-то умудрилась порвать рубашку переднего переклюка (протерла нарульной сумкой, видимо) и пытаюсь изо всех сил на первой передней звезде догнать ребят. По дороге встретили еще несколько парных и одиночных иностранных путешественников. Ну а пейзажи вновь поменялись. На горизонте бирюзовое озеро, вокруг микро-барханы, песком заносит дорогу.
Группа на перевале Уйбулак.
На фоне озера каракуль, сразу после спуска с перевала.
На генштабе этот участок дороги отмечен, как "заносимый песком".
Кладбище в районе останков селения Караарт.
В поселок Каракуль приехали как раз к обеду, нашли чайхану по правую руку сразу при въезде в поселок. Так же было замечено несколько хоум-стеев - туристы приносят местным жителям немалый, если не основной доход. Обедали вместе с байкером из Харькова, рядом еще была англо-голландская компания на мотоциклах и машинах. Есть телефонная связь, но законнектиться смог только Мегафон. Магазинов мы не видели, но и не искали специально. После обеда набрали воды на ужин и завтрак в колонке в центре поселка и поехали на берег озера отдыхать и чинить переклюк. Потратили на это мероприятие около 2х часов, переклюк спасли, заодно развлекли местную детвору и покормили мошек, от которых не могли никак отвязаться почти до ночевки. Вообще, впечатление, что на восточном Памире (как минимум в этом сезоне) любая зелень автоматически означает море мошкары и комаров (Каракуль, долины после пер. АкБайтал, верховья Аличура, оз. Булункуль).
Колонка в Каракуле
Мечеть в Каракуле
Починка переклюка
Водные просторы
Из Каракуля Памирский тракт продолжается хорошей прямой асфальтовой дорогой 25 км на юг-юго-запад. Слева от дороги снова видна колючка китайской пограничной зоны, вправо уходят колеи вокруг озера и в долину Бартанга. К сожалению, ветер поменял направление на встречно-боковой, поэтому ехать пришлось не благодаря, а вопреки.
Заночевали на повороте дороги в ущелье р. Кызыл-Джиик у «Аксалымазара» (могильный склеп, отмечен на генштабе) прямо на обочине в относительно защищенной от ветра ложбинке под дорожной насыпью. Нашли старый километровый указатель и забрали его с собой в качестве сувенира для одного нашего общего знакомого.
25 км прямого шоссе.
Ночевка "На повороте".
21.07.2015 День одиннадцатый. Перевал Ак-Байтал.
Пока неспешно собираемся, нас уже обгоняют несколько велосипедистов. Дорога плавно забирает в гору. Умылись около моста в месте слияния рек Акбайтал и Кызылджиик. Перед остатками поселка Музкол асфальт закончился, и дорога превратилась в неприятный гребенчатый грейдер, однако по левую руку от основной дороги в долине накатаны альтернативные грунтовки, по рекомендации кого-то из встречных велосипедистов пользуемся ими. Да, из многочисленных встреч в этот день особенно запомнился велосипедист из Гонконга, который ехал «к себе домой» из Лондона.
В месте слияния рек Акбайтал и Кызылджиик
Объезжаем основную трассу с гребенкой по альтернативным колеям.
Через 26 км пути от ночевки устраиваем обед на берегу реки Чиксу перед мостом, т.к. дальше дорога, пересекая долину р. Сев.Ак-Байтал, уходит крутым серпантином на восток к перевалу. От ветра тут можно спрятаться в останках домика дорожных рабочих, но в этих руинах грязно. Недалеко гуляет стадо яков, после безжизненной Маркансу эта долина выглядит обжитой. А немного ниже места обеда есть кош, в котором при желании можно даже переночевать (информация от кого-то из встречных). Погода до сих пор не наладилась, осадков нет, но продолжает висеть низкая облачность. Фотографы печалятся.
Широченная долина р. Акбайтал сев.
Такое дорожное покрытие грех не объехать по целине!
После обеда начинаем финальный подъем на перевал. До него от места привала по высоте еще около 400м абсолютной высоты. Дорога - все тот же грейдер, но уже почти без «гребенки», трафика практически нет. Около 17.30 были на самом высокогорном в бывшем СССР автомобильном перевале (он же - самая высокая точка нашего похода!), где встретили многочисленную группу байкеров из Казахстана, России, Украины, Словакии и не только. По-быстрому сделали групповое фото на фоне разноцветных скал и полетели вниз.
Подъем на перевал - крутой взлет сразу после обеденного привала нелегко дается…
Группа на перевале Акбайтал.
Панорама спуска с перевала Акбайтал.
Почти сразу за перевалом грейдер превратился в неплохой асфальт. За крутым перевальным серпантином стоит обитаемый домик дорожных рабочих, рядом был замечен даже ребенок. Неподалеку от домика течет какой-то на вид чистый ручей. Мы же, подстраховываясь для ночевки, набрали воды в ручье чуть дальше (родник около 100 м вправо от дороги, приблизительные координаты: N38° 33.994 E073° 40.969). Пока мальчики «ходили по-воду», девочки фотоохотились за семейством сусликов.
Домик дорожных рабочих за перевалом
Однако эта остановка «на водопой» в итоге оказалась лишней, т.к. ночевали мы на симпатичной зеленой лужайки на берегу чистой реки - поворот дороги у слияния р. Акбайтал-Южн и Канайтарт. Все в этом месте было хорошо, кроме жуткого количества очень хищных комаров.
Комариная ночевка.
22.07.2015 День двенадцатый. Радиалка к оз. Рангкуль по случаю плохой погоды отменяется. Полудневка в Мургабе.
Утром погода не изменилась, а комары продолжают зверствовать. Ранний подъем снова не удался. Выезжаем около 9.00 (UTC +6). Хорошая асфальтовая дорога продолжает свой спуск, крутить педали почти не надо, остается только рассматривать окрестности, которые, к сожалению, не блещут разнообразием - рыжая пустыня под серым небом. К тому же дорога прямая, поток иностранцев заметно сократился, как бы не заснуть в седле. Долина широкая, ветер дует в спину.
Пустынные пейзажи
Вид на киш. Чечекты
Перед развилкой на оз. Рангкуль решаем, что на эту радиалку забьем, т.к. погода не фотогеничная, да и на первый пеший перевал мы убили слишком много времени. Продолжаем ехать по шоссе в Мургаб, где нам предстоит зарегистрироваться в таджикской милиции и докупить продуктов.
Поворот к оз. Рангкуль
Арка на въезде в Мургаб
В Мургабе островок цивилизации: банки, магазины, мобильная связь… По сути, поселок (хотя местные называют его городом) состоит из двух параллельных улиц, одна из которых - Памирский тракт, а вторая - центральный городской «местами бульвар» с памятником Ленину. Как раз на «бульваре» находится милицейский участок (см. фото). Там нам выдали необходимые реквизиты, по которым во время обеденного перерыва в милиции оплатили в банке примерно по 900р с человека, и после обеда в течение получаса все документы уже были готовы. Несмотря на то, что формально регистрация должна быть оформлена за три дня после пересечения границы, а мы катаемся по Таджикистану уже четвертые сутки, отношение к нам доброжелательное.
Мургабский Ленин. Сразу за ним дом с зеленой крышей - отделение милиции
Вид на Мургаб. Собрание - волейбольные болельщики.
Сами мы обедаем на рынке, где ошхону нашли только благодаря наводке местных жителей, вывески никакой нет. В ошхоне нас посадили в отдельный кабинет, тут так принято, к оплате приняли киргизские сомы. На улицах много детей. Неподалеку от едальни группа деток играла выброшенными шприцами (какая-то совсем жесть…). После обеда нашли жилье в центре поселка: тут несколько гестхаусов, сунулись наугад, где понравилось, удалось сговориться на цену 75 сомони с человека. Заселившись, отправились налегке гулять по рынку - выбор продовольствия приличный, закупили все необходимое, включая арбуз. Женя пытался найти обувную мастерскую, но тут такая роскошь не распространена, обходимся китайским супер-клеем, который оказался на удивление прочным.
Погода налаживаться не желает, и вечером за ужином решили, что и на радиалку к «кратеру» и песчаным барханам на границе с Китаем забьем, экономя время в пользу возможных пеших прогулок в окрестностях пика Энгельса.
Продолжение (скоро) последует...
Вело-Памир 2015: общие вопросыЧасть 1:
Ош - пер. Джиптык - Сары-Таш. Часть 3:
Мургаб - оз.Булункуль - пер.Харгуш- ЛянгарЧасть 4:
Лянгар - крепость Ямчун - Ишкашим - Гарм-Чашма - ХорогЧасть 5:
Хорог - Рушан - Калаихум - Шуробад - Куляб