Велопутешествие по Памирскому тракту летом 2015. Часть 3: Мургаб - оз.Булункуль - пер.Харгуш- Лянгар

Feb 11, 2016 22:57

Продолжение рассказа по суровую памирскую красоту, а так же про то, как мы наконец съехали с асфальта и поплатились за это:)



23.07.2015 День тринадцатый. Мургаб - долина Аличура.
Как бы ни был прекрасен матрасный отдых, надо двигаться дальше. Попрощавшись с гостеприимными хозяевами, около 9 утра (UTC +6) неспешно выезжаем из Мургаба. Дорога хорошая асфальтовая, автомобильное движение все такое же малоинтенсивное. В Мургабе мы узнали о том, что участок Памирского тракта перед Хорогом длиной около километра смыло селевым потоком, поэтому часть транспорта не пускают вообще, а часть едет вдоль Пянджа, где качество дороги сильно хуже, и соответственно крупных фур крайне мало. Стремительно спускаемся до моста через р. Мургаб, далее снова начинается сначала очень слабовыраженный подъем к микро-перевалу Джаман-Тал (4140м.). После примыкания дороги от китайской границы километровые столбики показывают расстояния от Душанбе до границы. На выезде из Мургаба (через 5,5 км от старта) у нас проверяют документы на посту ГАИ. Качество дороги - хороший асфальт до пос. Аличур. Крутится с каждым днем все бодрее (особенно после полудневки), вверх пешком уже почти не ходим. Через 4,5 км от милицейского поста на повороте в долину р. Карасу дорожный уклон резко усиливается, почти незаметно мы перевалили в урочище Джаман-Тал.

Выезжаем из Мургаба


Урочище Джаман-Тал с живописным каньоном р. Карасу с песчаными стенками.


Вова и новый километровый столбик.


На берегу Карасу у моста вдоль дороги стоят пара юрт, в которых вроде как даже можно перекусить, но мы не соблазняемся и едем дальше. Но не успели мы отъехать от юрт далеко, как Ксюша теряет последние болты на одной из педалей, чиним поломку проволокой. Погода немного налаживается, выглядывает солнце, но дымка все равно висит. Где-то среди этих песчаных стенок (не доезжая до пос. Карасу 3км) у меня в навигаторе стояла точка "пещеры" из Панорамио, но на местности мы их так и не нашли, да и странно, чтобы среди такого песчаного грунта они тут действительно были.

Юрты у моста через р. Карасу


Где-то в р-не "пещер"


Поселок Карасу, похоже, не жилой. После резкого поворота дороги на запад пейзаж снова поменялся - горы вдали стали похожи на Фанские буро-фиолетовые скалы. Однако с утра мы проехали уже больше 30 км, мысли об отдыхе становятся все настойчивей - устраиваем мега-привал с горячим обедом на р. Чака-Бай, под мостом (39 км от старта). Это оказался последний чистый водный поток непосредственно у дороги перед перевалом Найзаташ. Выше проезжаем мимо селения Мамазаир: есть что-то похожее на указатель и пара домов в стороне от дороги, явно жилые.

Фанский пейзаж


Обед на р. Чака-Бай


После обеда продолжается пологий подъем на перевал, преодолеваем его без усилий примерно за 1 час. После пер. Найзаташ дорога, почти не теряя высоты, идет по широкому и умеренно холмистому Аличурскому плато. Все чаще видны одиночные юрты и мелкие стада на живописных зеленых лугах, освещенных низким предзакатным солнышком. В непосредственной близости от ручьев луга представляют собой кочковатые топи с комарами, что затрудняет поиск стоянки. Все-таки находим чистый родник с текущей водой, где набираем воду на ночевку. По треку - на 4км западнее, чем родник Уруз-Булак на генштабе (координаты: N37° 51.136 E073° 42.660). В урочище Чатыр-Таш успеваем заметить, что пейзаж вокруг какой-то "австралийский" - ровная степь с плоской горой вдалеке (скала Чатыр-Таш), и через несколько минут после этого наблюдения встречаем вело-австралийца и долго беседуем с ним, пытаясь понять его своеобразный английский.

Группа на перевале Найзаташ.


Вид на пос. Баш-Гюмбез


Панорама Аличурской долины с "топями"


"Австралийский" пейзаж (дальняя, еле заметная, точка на дороге - австралиец:))


Встаем на берегу р. Аличур, не доезжая до одноименного поселка около 20 км. Выбрали вытоптанную от травы чистую полянку, похоже, что на бывшем месте юрты, и приятно, что почти нет комаров. К вечеру тучи сгущаются, уже в спальниках мы слушали, как дождик барабанит по палатке. За день проехали 83 км, пока это - наш первый рекорд за поход.

Наша палаточка на фоне надвигающейся грозы


24.07.2015 День четырнадцатый. Долина р. Аличур, радиалка к оз. Яшилькуль и Булункуль.

Утром опять не торопимся. Дорога в Аличур - хороший асфальт с неярко выраженным уклоном вниз. По пути осматриваем симпатичное круглое голубое озерцо, в нем плещется много рыбы. Оно, вроде как, "святое" у местных достопримечательность. Координаты: N37° 47.593 E073° 23.553.

Рыбное озеро.


Дорога перед Аличуром. Река слева по ходу движения выглядит относительно чистой.


До пос. Аличур от места ночевки доезжаем за 2ч. 30мин. В магазине на центральной улице закупаем немного продуктов (координаты магазина: N37° 45.021 E073° 15.478). Пытаемся найти хлеб, полбуханки которого в итоге удалось добыть в другом гестхаузе/магазине. Тут же знакомимся с парой англичанина Джеймса и поляка Борко, с которыми потом пересекались еще неоднократно. После Аличура прощаемся с Памирским трактом, и продолжаем двигаться на запад вдоль р. Гунт (Аличур) по многочисленным грунтовкам среди пустынных гряд с мелкими солеными озерами-болотами (у местных и на генштабе «чукуры»).

Соленое озерцо рядом с местом обеда


Чукуры.


Среди этих холмов на очередной развилке теряем Вову, который вырвался в лидеры и, по мнению остальной группы, поехал посмотреть на дальнее озеро (видимо Сасык-кёль). Долгое ожидание превратилось в обеденный перерыв, устраиваемся на относительно ровной площадке среди заболоченных озер, чтобы нас было максимально заметно издалека. Женя едет «на разведку» в сторону озера, к счастью встречает Вову довольно быстро. После обеда продолжаем движение в сторону оз. Яшилькуль по южному берегу р. Гунт (Аличур). Характер дороги особо не меняется, она петляет по холмам, иногда с выраженным уклоном, на которых приходится спешиваться. Через 1ч. 20мин после обеда доезжаем до первой местной достопримечательности - «гейзера». Из трубы плюется фонтанчик теплой воды примерно раз в 5 минут на высоту около метра. В поисках надо быть внимательным, т.к. с дороги есть указатель - но на соседнее природное явление, представляющее собой грязевую теплую лужицу. Мы «правильный» встретили первым, он немного восточнее второго (координаты N37° 44.626 E073° 04.158).

Гейзер


Пейзаж с велосипедами


После гейзера неспешно двинулись дальше к оз Яшилькуль, по дороге планируя протестировать горячие источники, которые по многочисленным отчетам должны были найтись на берегу р. Гунт. К сожалению, точных координат у нас не было и в какой-то момент по высокому плато мы проехали мимо. Когда мы, наконец, спустились в долину реки уже почти у оз. Яшилькуль, горячих ключей в искомом месте так и не оказалось. Наши предположения подтвердили археологи из Польши - одни источники на другом (северном) берегу, а другие остались километра на три восточнее. Поляки помогли нам вскарабкаться обратно на плато и подсказали хорошее место ночевки с родником на юго-восточной оконечности оз. Булункуль. Ветер во второй половине дня начал усиливаться, дул с запада (встречный), погода явно снова портилась, собиралась гроза....

Река Гунт (Аличур)...


...и ее обитатели.


Кажется, дождь собирается. (в урочище Сурметош)


Вид на протоку между оз. Яшилькуль и оз. Булункуль


Через час, встали, как и советовали поляки, у родника Суок (по генштабу), тут несколько полуразрушенных строений. Хотели укрыться за их стенами от ветра, но вокруг настоящая помойка. В итоге встали чуть ближе к озеру. Вечером ветер немного притих, зато активизировались комары. Место очень красиво - кулики, утки и чайки на озере, квакают лягушки… Небо хмурится, ночью вдалеке (как рассказали нам позже наши «утренние знакомые» Борко и Джеймс - в р-не пер. Харгуш) сверкают молнии и вовсю бушует стихия, до нас же долетели лишь несколько капель.

За ужином любовались красочным закатом


25.07.2015 День пятнадцатый. Перевал Харгуш - река Памир. Поломка колеса.
Утром погода хмурится: на юге, как раз, куда мы направляемся, висят серые тучи, периодически накрапывает мелкий дождь. От места ночевки быстро выезжаем на «магистральный грейдер» от пос. Булункуль к трассе. Дорога с небольшим уклоном идет вверх. Окружающие пейзажи из-за погоды кажутся серыми и неприветливыми. Через 9 км после старта из микроущелья выезжаем на плато, от основной дороги на восток уходят две отворотки, едем по второй из них к оз. Чукуркуль (которое нижнее), чтобы после не возвращаться по трассе к повороту на пер. Харгуш. Стремительно спускаемся с холмов в долину к озеру, издалека оно смотрится эффектно, особенно с отражением голубого неба, иногда проглядывающегося из-за облаков.

Грейдер из пос. Булункуль к Памирскому тракту


Спуск к оз. Чукуркуль нижнее.


За озером у отворотки с трассы к пер. Харгуш и Ваханской долине стоит домик дорожного мастера. Проезжая мимо, заглянули на огонек, пообщались на ломанном русском с хозяином. Сведения о том, что основная дорога на Хорог закрыта из-за схода сели, подтвердились. Узнали, что до Ишкошима на асфальт можно не надеяться. У Жени из-за лихой езды по каменистым грунтовкам заднее колесо начало заметно восьмерить. После ремонтных работ гостеприимные хозяева приглашают нас в дом на чай.

Домик дорожного мастера на Памирском тракте.


Групповое фото с гостеприимным хозяином


Почайковав со свежей лепешкой и каймаком, мы поехали дальше. Дорога лучше не стала, все тот же разбитый каменистый грейдер. К обеду доезжаем до оз. Чукуркуль (верхнее), оно тоже горько-соленое, располагаемся на его северо-западном берегу и готовим еду на воде, захваченной с утра из родника. Во время обеда развлекаемся фотоохотой на птичек и красных микрорачков, живущих в озере. 2 часа пролетают незаметно, заодно мимо пролетают алтайские авто-туристы.

Оз. Чукуркуль, южное


Птичка оз. Чукуркуль


Красные рачки (корм птички) оз. Чукуркуль


После обеда продолжаем подъем на перевал. Еще через 6 км от обеда замечаем относительно чистый ручей, сбегающий по правую руку от дороги, пополняем водные запасы. Вода мутновата, скорее всего это последствия вчерашней грозы, но без дождя тут, может, и ручья нет… (родник есть на генштабе, координаты нашей остановки на трассе: N37° 30.241 E073° 05.403). Перед перевальным влетом встречаем стадо овечек под присмотром мальчиков-пастушков. Кстати, по множеству отчетов -  сегодняшний участок пути описывается как самый безжизненный и суровый, возможно, потому, что авторы этих отчетов ехали нам на встречу? Через 37км от старта мы на перевале Харгуш. Любуемся видом на снежные шапки афганских гор. Так высоко в этом походе мы уже не заберемся (а надежды еще были!).

Дорогу чуть-чуть смыло...


В целом, дорога к перевалу - убитая каменистая грунтовка, к тому же сильно размытая ночным ливнем.


Группа на перевале Харгуш (4344 м)


После перевала дорога все такая же каменистая - стремительный и местами техничный даунхилл.  Почти в самом начале спуска Ксюша пробивает колесо, у нее «змеиный укус». Примерно на середине спуска к погранзаставе дорога сближается с небольшим ручьем, пополняем запасы жидкости, но без учета воды на ночь.

Спуск к р. Памир и погранзаставе.


На погранзаставе у нас проверили документы, переписали данные паспортов, и сообщили, что до хороших мест для привала с чистой водой ехать не менее 10км. Вроде бы не далеко, но что-то мы отвыкли от встречного ветра, а вдоль Памира с запада очень существенно дуло. К тому же после стремительного спуска к погранзаставе женино заднее колесо начинает очень заметно восьмерить, задевая за перья. При осмотре обнаруживаем поломку двух спиц. Как-то все становится волнительно… Решили, что чинить это безобразие будем за ужином/завтраком, и оставив Женю догонять нас пешком, втроем поехали искать, где бы скорее встать.

Панорама р. Памир на восток. Домики - погранзастава Харгуш.


Спуск с плато к самому берегу Памира.


Река Ичкилик.


Как и обещали пограничники, ранее р. Ичкилик ничего существенного пригодного для питья в Памир не стекало. Пока набирали воду и выбирали ровную полянку неподалеку, показался Женя. Уже в темноте мимо нас по дороге в сторону погранзаставы прошли пешком какие-то люди… кто есть кто и откуда, мы обоюдно предпочли не интересоваться. Вечер мы провели в хмурых раздумьях, что делать, если колесо починить не удастся (у нас был только спицевой ключ, но не было спиц нужного размера).

26.07.2015 День шестнадцатый. Несмотря на все трудности, доехали до Лянгара.
Пожалуй, один из самых живописных дней похода! Погода, наконец, не подвела. Утром пытаемся немного реанимировать женино колесо. Учитывая, что у всех нас это первый в жизни опыт поломки спиц, результаты ремонта не радуют, но обод все-таки удалось выправить так, чтобы покрышка не терлась о перья. О лихих спусках Женя теперь может забыть, доехать бы до Хорога своим ходом. Дорога все такая же - каменистая грунтовка.
Памир после дождей разлился и цвет его бурый и нефотогеничный. Через 5 км после старта (за 1 км до р. Юлмазар) справа от дороги по ходу движения замечаем еще одну приятную поляну с родником (есть на генштабе), если бы не сломали колесо, вероятно доехали бы и до нее.
Автомобильного транспорта почти нет (единичные машины в час), а по противоположному афганскому берегу идет лишь тропка, иногда встречаются глиняные сарайчики, а вот людей не видно совсем. Наша же дорога неотчетливо, но все-таки теряет высоту.

Бурый Памир, «зеленка» справа - родник


Очень сложно устоять перед соблазном сфотографировать цветочки...


Неопознанный летающий объект на афганской стороне.


Однако, радость спускам была преждевременной: через 23 км после старта, после впадения р. Мац в Памир трасса снова взбирается вверх на небольшой перевал (около 200м), обходя прижимы - начинаем шутить про суровые памирские спуски. Встречаем четверых рижан-велосипедистов, стартующих сложный маршрут на пер. Мац (нк) и куда-то дальше; единственный раз группа размером с нашу.

Впадение р. Мац в Памир.


Групповое фото с рижанами на память.


И снова вверх...


Ближе к 12 часам дня дополнительно включается встречный ветер. У моста через р. Рачив устраиваемся на горячий обед, ибо вода в реке чистая, а в 20м выше по течению можно спрятаться от дорожной пыли и палящего солнца на небольшой ровной полянке под скалой. Неудобства доставляют только множество назойливых мух. Во время обеда чиним Ксюше порванную цепь и болтаем с поляком, путешествующим по Памиру с женой на автомобиле. Перед тем, как после обеда двинуться дальше, наблюдаем, как в повороты вписывается небольшая колонна китайских фур.

Река Рачив. Обед тут!


Современные "петроглифы" на площадке у р. Рачив.


В ущелье р. Акба преодолеваем брод водопада на безымянной чистой речке, впадающей в Акбу. Тут же фотографируемся с участниками научной экспедиции по Памиру - таджиками-агрономами, один из которых аж замдиректора академии сельхознаук! Место красивое, но ровных мест для ночевки нет.

В ущелье р. Акба


Приток Акбы


После Акбы начинается все более стремительный серпантинистый спуск к Лянгару. На одном из поворотов Ксюша не справилась с управлением, и ее занесло в глубокой пыли. К счастью, она отделалась легким испугом и царапинами. Вид сверху на слияние Памира и Вахана, превращающиеся в разливы Пянджа, впечатляет. Безжизненные высокогорные пустыни как-то резко сменяются зелеными долинами и тенистыми тополиными рощами, внизу наступает настоящая населенка. Дети кричат "хеллоу", но в целом внимания к нашим персонам не много - велосипедисты-интуристы тут не редкость.

Перед серпантином в Лянгар


Масштабы поражают...


В районе Лянгара мы планировали отдохнуть от велосипедов пару дней - прогуляться пешком в горы, чтобы поближе полюбоваться пиками Маркса и Энгельса. Ночевать в палатке тут уже особо негде, находим "хоум-стей". Опять чувствуем на себе, что туристы тут привычны и желанны: посуточная сдача жилья с питанием - прибыльный бизнес. Нашли комнату в традиционном памирском доме, с окошком в потолке и топчаном-дастарханом на 2/3 комнаты, а хозяйка любезно погрела нам на печке несколько тазиков воды для мытья. Цена проживания - 60 сомони с человека за ночь и трехразовое питание. Однако, как мы выяснили на следующий день у Борко и Джеймса (да-да, снова они!), поселившихся по соседству, можно было сторговаться на половину этой суммы. Погода к ночи совсем портится. Хозяин говорит, что этот год тут очень дождливый, в общем, нам "повезло".

Наш домик в Лянгаре снаружи.


и внутри.

Продолжение (скоро) последует...

Вело-Памир 2015. Общие вопросы
Часть 1: Ош - пер. Джиптык - Сары-Таш.
Часть 2: Сары-Таш пер. Кызыларт- оз. Каракуль - пер. Акбайтал - Мургаб

Часть 4: Лянгар - крепость Ямчун - Ишкашим - Гарм-Чашма - Хорог
Часть 5: Хорог - Рушан - Калаихум - Шуробад - Куляб

Памир, Таджикистан, веложизнь

Previous post Next post
Up