Nov 05, 2013 00:15
Осень принесла нам новый виток обострения национального вопроса в России.
Эффект Димы Соколова.
Дима Соколов, если кто забыл, это молодой человек причастный к теракту, осуществленному в Волгограде 21 октября. Молодой парень, рожденный на задворках богатой Москвы, пустившийся в изучение арабского языка, принявший ислам ваххабистского толка и сгинувший где-то в горах Дагестана, предварительно завербовавший уроженку Дагестана. Тоже не совсем стандартную шахидку, лишившуюся жениха в ходе очередной зачистки, а девушку, жившую жизнью стандартного офисного планктона, эмигрировавшую из континентальной России в Вмкад еще в 2004 г. Будущая шахидка, брошенная патриархальной семьей, столкнулась на тридцатом году жизни с полным одиночеством и страшной болезнью.
А мог ли Дима Соколов погибнуть в стычке с кавказцами где-нибудь в Бирюлево? Мог, такие Димы Соколовы, незащищенные перед лицом любого беззакония больше всего и страдают в мегаполисах. Дима Соколов мог пойти громить овощебазу, если бы приезжие убили его друга (или, к примеру, взорвали его в метро).
А мог ли Дима Соколов, вместо отпускания бороды и чтения Корана, напевая хиты группы "Коловрат" маршировать 4 ноября в Люблино? Да, Русские марши целиком и полностью состоят из таких дим соколовых. При этом эти димы могут тащить флаги с коловратом, имперские триколоры, хоругви, кидать зиги - вариантов куча.
Короче говоря, получается такая ситуация, что в России Дима Соколов нужен всем: сумасшедшим дикарям-ваххабитам, упоротым нацистам, хитрозадым нацдемам, фанклубам футбольных команд, православным хоругвеносцам. Всем, кроме самой России, кроме самого российского государства. Пока Дима Соколов не впадает в неприятную крайность, пока он тихо гниет на задворках "праздник жизни", его судьба никого не интересует. Как только Дима Соколов идет за толкованием социальной реальности в какую-либо движуху он становится врагом государства.
Отсутствие государственной политики, как форма классовой политики
Современному буржуазному государству глубоко наплевать на судьбу собирательного Димы Соколова, равно как и на движения, охотящиеся за душой и разумом Димы Соколова. После народного бунта в Бирюлево государство в лице Путина, Медведвева и мэра Москвы Собянина продемонстрировала всю глубину своего понимания национального вопроса: первые два покемона молчали, а Собянин сказал, что не видит смысла лично присутствовать в Бирюлево. Действительно, беспорядки на национальной почве. Подумаешь.
Государство не имеет никакого идеологического конструкта, в котором можно уместить трудовых мигрантов из Средней Азии и танцоров лезгинки из отсталых феодально-коррупционных регионов Кавказа; люмпенизированных жителей неблагополучных районов Москвы и её же незащищенный мелкобуржуазный класс.
За эти не окученные группы населения берутся те или иные классы посредством определенных идеологических концептов. К примеру, появляются нацдемы, выражающие интересы мелкой буржуазии и интеллигенции.
Буржуазное государство сознательно отказывается от государственной идеологии и национальной политики, осознавая, что эту политику будут вести классы.
И здесь получается противоречие: в атомизированной в социальном и этническом плане России игра классов в "национальный вопрос" изначально угрожает саму существованию государство. Что в целом вполне укладывается в процесс развала, начатый в конце 1980-х гг.
Русский марш и русский бунт
Заслуга русских националистов в том, что за последние годы им удалось создать твердую ассоциацию между Днем народного единства и Русским маршем. Праздник можно переименовывать в День Русского марша.
Но вместе с идейной победой националистов, есть тактико-политический проигрыш. Политические националисты, организованные в серьезные структуры (даже политические партии) не сумели подхватить запал Бирюлевского бунта.
На Русском марше не прибавилось людей, участники даже говорят, что народа было меньше чем в прошлые годы.
Это значит, что политически грамотный, сознательный националист, состоящий в политической организации так и не сошелся с националистом ситуативным, бытовым, который стал националистом раз в год, когда мигрант убил его соседа по лестничной площадке. Ситуативный националист пока еще может выйти на улицу и под национально неокрашенными знаменами, с обычным социальными лозунгами и требованиями элементарного правопорядка. Если бы националисты сумели привлечь эту массу москвичей, то Леша Навальный написл бы в своем блоге: "Я не пойду на Болотную площадь, потому что если меня увидят рядом с Новодворской я сильно подорву свою репутации. Поэтому я пойду на Русский марш".
Реакция изряднопорядочных
Либеральная публика в этом году особенно истерично реагирует на русский марш и все из-за бунта в Бирюлево. Они понимают - бирюлевский бунт был реальным выходом недовольства, который находится в одном шаге от превращения в конкретный политический национализм. Болотная масса, самая ее массовка вполне может перестать ходить на Болото и пойти на Русский марш.
Левые товарищи
Левые товарищи удивляют меня полным отсутствием в этой ситуации. Зайдешь на какой-нибудь левый ресурс или блог - а там обсуждают Мурси и Тахрир, Мозамбик, отношение к ЛГБТ. В общем, когда собаке делать нечего...
В то время, когда классы и представляющие их политические движения (от нацистов до ваххабитов, от либерастов до едра) ведут борьбу за каждого Диму Соколова, у нас восхищаются очередной книгой Дэвида Харви или статьей Славоя Жижека.
А перед нами есть одно большое не паханное поле:
Во-первых, это димы соколовы, молодые люди с окраин городов без конкретных жизненных ориентиров и перспектив, уже не верящие Первому каналу, но еще не знающие кому верить.
Во-вторых, это папы дим соколовых, которые каждый вечер с тревогой ждут возвращения сына домой, достаточно заряженные предрассудками, чтобы разгромить овощебазу, но недостаточно грамотные, чтобы пойти на Русский марш.
В-третьих, это трудовые мигранты, которые приезжают из настолько отсталых регионов, что они пока еще не доросли до политического исламизма, хотя уже носят с собой коврики для намаза.
В общем, все те слои населения, которые безразличны буржуазному государству, и которые считаются "быдлом" либеральным сообществом ждут агитаторов.
А пока выигрывает только правящий класс (но не управляемое им государство). Все его политические противники пошли в раскол: два русских марша - один православный и послушный, другой разношерстный и протестный, а либерасты разбились на правоверных навальнистов и на огорченных неокончательным разрывом своего кумира с "нацистами".
Таким образом, горючего материала для социальной революции навалом, правящий класс радуется, что этот материал растаскивают по маленьким кострам разные политические игроки, кагбе не замечая, что таким образом растаскивается фундамент управляемого ими общества.
Вот такое единство.
идеологическая борьба,
левые,
в поисках революции,
национальный вопрос,
политика,
национализм,
социальная реальность