О современной роли женщины (ложка дегтя к 8 марта)

Mar 08, 2013 16:38

Disclaimer: Далее идет сугубо субъективистский взгляд на проблему.

Международный женский день, пожалуй, стал самым ярким примером того, как все в российском обществе перевернулось с ног на голову за последние полвека. Сегодняшнее 8 марта - это усмешка истории над советской попыткой модернизации общественного сознания в России.

Всем прекрасно известно, что праздник по своей идеологии глубоко левый, феминистский. Посвящен он был борьбе женщин за равноправие. В начале 20 века - это было актуальной темой. Ускоренная индустриализация и урбанизация заставляли  консервативную Европу (Англию и Германию в особенности) избавляться от идейного наследия "изящных" XIX и XVIII веков, в которых женщина играла роль декоративной домашней собачки. Рост пролетариата и размывание крестьянства делали более невозможным существование патриархальной семьи, которую кормил мужчина. Женщины должны были пойти работать. И они пошли, столкнувшись с теми же проблемами, с которыми уже столкнулись отправившиеся работать ранее мужчины - капиталист воспринимал их как instrumentum vocale для извлечения прибыли. Для женщин эти проблемы умножились на два, по той простой причине, что они были женщинами.

Затем началась долгая борьба за женское освобождение, имевшая четкую материальную основу и далеко идущие идейные последствия. В левой идеологии женщина стала восприниматься как равноправный член общества: в политике, в быту, на работе.

Хотя идеологическое искажение праздника началось еще в брежневские времена, окончательная подмена смысла произошла уже в постсоветские годы. Не устаю повторять, что с перестроечных лет Россия прямым ходом и на полной скорости возвращается в XIX век во всем - в экономике, в политике, в общественной идеологии. Пожалуй, ярчайшим свидетельством этого является изменение общественного положения женщины.

Для начала работающая женщина подверглась публичной насмешке. Советское равноправие осмеивалось хрестоматийным примером бордюроукладчицы. Женский труд стал рассматриваться как переходный этап от бремени учебы к счастливому браку. Самой удачной карьерой женщины считалась фотомодель - продажа женственности. Самым желанным образом массовой культуры стала золушка, а точнее говоря проститутка, героиня Джулии Робертс, нашедшая за работой своего миллионера Ричарда Гира в популярном кинофильме 90-х "Красотка". Шедшие бесконечным потоком бразильские, а позже заменившие их отечественные сериалы культивировали ту же идею - женщине не нужно образование, не нужна работа, ей нужен принц.

Во-вторых, изменилось представление о роли женщины в семье. Теперь, идеальная роль женщины в семье - это домохозяйка. А там где есть домохозяйка, там и обеспеченный муж. Вместе с тем, изменился и мужской взгляд - обеспечивать жену, держать ее у плиты - стало признаком хорошего тона, признаком брутальности и самцовости. Старая формула кайзеровской Германии - "kinder, kuche, kirche" - отлично прижилась в умах мужчин постсоветской России конца XX - нач. XXI вв. В итоге идейной культивации презрения к женскому труду и нефтяного изобилия 2000-х стал целый класс содержанок, о котором немало написано и который сам себя воспевает в своей гламурной библиографии.

Рынок, бессмысленный и беспощадный, пришедший всюду, куда его не звали, пришел и в половые отношения. По главному каналу страны в prime-time идет передача с "профессиональной свахой", которая спрашивает каждого жениха, есть ли у него квартира в Москве. Заявляются престарелые плейбои, которых явно не пожалело время, но пожалела невидимая рука рынка, а профессиональная сваха предлагает им провинциальных старлеток, все равно как селедку на рынке. Воспринимается это столь же спокойно, сколь и в XIX веке, когда женихи вперед своего имени писали в газетных объявлениях свой годовой капиталецЪ, а дамы требовали титулЪ не ниже графа.

Необходимо отметить, что такой патриархальный мировоззренческий сдвиг все же имеет социально-классовые рамки.
Рассадником и источником новой патриархальной идеологии стала мещанская среда. Сначала "новых русских", а затем их чуть более цивилизованных наследников. "Девочки" в сознании этих людей идут в одном меню с сауной, воблой и пивом.

В рабочей среде другая ситуация - экономическая нужда поставила их в условия, когда трудиться должны были оба супруга, но выдать дочурку замуж удачно стало идеей фикс и здесь, хотя не сбрасывалось со счетов и образование.

Отдельно стоить сказать о "креативном классе". Как бы мне не хотелось их критиковать, но относящиеся к нему женщины высоко эмансипированы, за определенными исключениями, которые я описывал здесь. Как правило, это работящие девушки, которые целенаправленно строят карьеру, не пренебрегают образованием. К сожалению, специфика отрасли в которой они работают, а так же мещанская среда заражает их либерализмом головного мозга, а значит порождает презрительное отношение к проблемам трудового положения (даже собственного) и политическому инфантилизму.

А есть ли сегодня проблемы женщины на работе? В нашем-то "постЫндустриальном общчестве"? Чтобы ответить на этот вопрос достаточно зайти на суперджоб, который кишит жалобами женщин на то, что работодатель прямо лезет своими вопросами в личную жизнь, дабы избежать проблем с беременной сотрудницей. Можно вспомнить вопиющий случай с "Русским молоком", когда местный "православный олигарх" запретил работницам делать аборты. Примеров масса и по мере продолжения деградации общественных отношений такие случае будут все более частыми, а встречать они будут все меньше сопротивления.

И вот мы празднуем 8 марта. Очередной праздник веселого потреблядства с совершенно выхолощенным смыслом, который было бы не лишним освежить в памяти сегодняшних мужчин и женщин, которые вслед за деградацией общественно-экономических отношений низвели половую мораль до образчиков столетней давности.

наблюдения, общество, гламур, кадры, пропаганда, размышление, протест, маразм, культура, левые, идеология, экономика, обыватели, ПГМ, россия, социальная реальность

Previous post Next post
Up