Ушибленные креативом

Jan 03, 2013 17:20


Путешествуя по интернетам я наконец попал в мир людей, о котором часто приходилось слышать, но как-то не доводилось на него натолкнуться в реальной жизни.

Когда я начинаю писать этот пост, у меня еще не сложилось четких границ этого тридевятого царства креативных бизнесменов, богемных мещан и разного рода лайф-коучей. Есть только общая черта, объединяющая всех подобных персонажей, аллегорически выраженная в одной русской народной поговорке, которую я напомню вам в конце поста.

Так вот, натолкнулся на пост дамы, которая то ли живет, то ли путешествует по Исландии. А из ее журнала попадаю на сайт фирмы, которая учит правильно путешествовать. Нет, это не турагентство. На сайте с презрением написано, что они не знают расписания чартеров в Египет. Они учат правильно путешествовать и не по каким-то там египтам, а по Монголии и Тибету. Знают как собрать в дорогу фотоблогера. Как правильно потратить ваши деньги. Научат ставить цели вашего путешествия. Правильно разрекламируют ваше путешествие, если вы на этом пытаетесь заработать. Проведут семинар, на котором расскажут как не пропасть в чужой стране, что в общем-то полезно, но и о том, как "смотреть на мир позитивно". Мастер-класс по трэвел-журналистике. Семинар-тренинг "Жить в удовольствие", где расскажут что жить в удовольствие может не только миллионер или буддийский монах*.
И так далее. Чувствуете шизу? Нет? Тогда идем дальше.

С сайта профессиональных путешественников, которые за деньги учат правильно тратить деньги, профессионально путешествуя, я попадаю на сайт, посвященный как раз такого рода креативным продавцам счастья. У сайта говорящее название - "CityCelebrities" (celebrities - с аглицкого переводится "небыдло"). Портал просто кишит разного рода представителями креативного класса. Там вы можете найти мастер-класс по созданию успешного ситкома. Семинар-тренинг от ведущего "фэшн-блогера" города Лондонска. История создания бренда такого-то, 150 способов написать правильный пост в фуд-блог и тому подобное. Короче говоря, креативный класс, бессмысленный и беспощадный. Так вот на этом сайте размещено интервью той самой дамы, владелицы агентства правильных путешествий. Интервью в достаточной степени угарное. Девушка так же занимается лайф-коучингом. Не трудно догадаться, зачем в русский язык привносить столь неудобоваримое название, имеющее простой перевод. Человеку, который представится тренером (coach) жизни (life) и предложит еще оплатить свои услуги, в ответ, скорее всего покрутят пальцем у виска. Не то дело, если он представится заморским словосочетанием лайф-коуч. Девушка признается, что она не профессиональный психолог, просто она заражает людей позитивом (и просто она еще берет за это деньги). Она непрофессиональный спортсмен или географ, просто учит профессионально путешествовать и так далее. Главное - заряд и позитив.

Дама заявляет, что не бывает плохих клиентов, а бывают "плохие коммуникации". Затем отмечает, что главное быть доброжелательным и искренним со всеми клиентами. Что делать, если клиент искренне неприятен? "У вас плохие коммуникации, понятно, да?" А всякие там ретрограды называют такой бизнес-подход лицемерием. 
А если клиент уж совсем не нравится, то лучше от него отказаться. Типа, мы тут все на чай собрались, для души. Не берусь судить о доходности столь специфичных видов предпринимательства, как агентство правильных путешествий, но что-то мне подсказывает, что клиентура настолько немногочисленна, что к "искреннему" доброжелательству приходится прибегать постоянно. 
Либо есть другой вариант. За чей счет креативный бизнес-кутеж? Как правило, такого рода креативные бизнесы держатся на прозаичных хлебопекарнях мужа, доставшихся в наследство от унылого совка, либо на сдаваемой в наем бабушкиной квартире в городе Москва. А в квартире той, живет какой-нибудь прозаический и некреативный электрик из глубинки, первую половину своего дохода отстегивающий на креативный бизнес москвички, а вторую на прокорм оставшейся дома семьи.

И в том есть глубокий смысл описываемого мной явления.

40 лет назад появилась теория т.н. постиндустриального общества. Теоретическим манифестом постинда стала книга Д. Белла "Грядущее постинудстриальное общество". Среди прочих реалий современной глобальной экономики он описывает и социальные изменения происходящие в западном мире. На смену массовому рабочему классу, связанному с крупной индустрией, а так же на смену выпадающему в осадок среднему классу придет класс свободных профессионалов, которые заложат основы технократического общества.

Как я не перестаю утверждать, теория постиндустриального общества, ценная лишь своей описательной частью. После кризиса 2008 - 20?? гг. она полностью обанкротилась. Весь постинудстриальный мир развитых стран держится на плечах китацев, индусов и индонезийцев, готовых работать за 1.5 доллара в день. А само западное общество, выдворив за свои пределы крупную индустрию и реальную экономику наплодило монстров недо-экономики, в первую очередь, разного рода финансовых институтов, рекламных, страховых и прочих паразитов.

В социальном отношении это выразилось в рождении двух-трех поколений креативных бездельников, которые могут позволить себе за счет сверхдоходов и низких цен на товары (а так же мощного соцобеспечения) заниматься разного рода креативом. Создавать агентства по продаже лунных участков или грамотных путешествий. Формировать очередную инди-группу или рисовать членом картины, называя это искусством. Заливать свои экологически чистые машины биотопливом из дерьма миллионов коров, пробивших своими газами озоновую дыру где-нибудь над Бразилией.

Так вот, все это называется креативным классом. Как и обещал напоминаю русскую народную пословицу: когда собаке делать нечего, она яйца лижет. Такова фабула креативного бизнеса всего прогрессивного мира.

По поводу российских ростков постиндустриального общества (которое суть - химера) у меня никаких позитивных надежд нет. Весь этот креативный класс, с описания типичной представительницы которого я начал пост, высохнет как цветочек вслед за последним нефтяным дождем, а мозги их безнадежно отравлены российским фундаменталистским либерализмом.

Внося этих товарищей в собственный хейтлист, должен оговориться, что все познается в сравнении и любой креативщик мне ближе любого православного олигарха или хоругвеносца.

Что касается западных представителей, то из них что-то может получится, как ни странно. Особенно в свете разговоров о необходимой реиндустриализации США

Ну и наконец, в качестве разминки, советую всем френдам сериал Портландия, посвященный креативному классу. Специфично, но забавно

image You can watch this video on www.livejournal.com


____________________________
* С сайта: "Гарантированно Каждый участник по завершении семинара станет значительно счастливее, и его жизнь заиграет красками во всю мощь

Стоимость участия 700 рублей (Жизнь в удовольствие, как мечта многих, дорогого стоит. Автор много работала над собой, чтобы прийти такой жизни. Поэтому стоимость семинара  5 000 р., но ради того, чтобы каждый имел возможность изменить жизнь, ценник снижен)"

глобализация, наблюдения, мещане, общество, гламур, кадры, размышление, маразм, ненависть, медиа, либерализм, интернеты, обыватели, экономика, элиты, международная политика, неоколониализм, социальная реальность

Previous post Next post
Up