Ульчская дюймовочка Александра Химушина

Dec 24, 2019 09:03

Ульчи (самоназвание нани) - народ, проживающий на территории Хабаровского края, культурно и по языку близкий к нивхам и нанайцам. Сегодня мы благодаря фотографу Александру Химушину познакомимся с традиционным женским костюмом ульчей.




Основа костюма - халат капчума. Зимние и праздничные халаты выполнялись из ровдуги, как называется замша из оленьей или лосиной шкуры. Но обычный летний халат искони выполнялся из кожи рыб - горбуши, кеты, щуки и некоторых других, потому что для хозяйства ульчей всегда было важным рыболовство и морской промысел.



Чтобы пошить такой халат женщине приходилось несколько дней сушить рыбью кожу в тени или даже в доме, а затем растягивать на особом станке дэли и как следует отбить колотушкой. Отбитую кожу заворачивали в листья полыни и замачивали в воде на несколько часов, после чего, растянув до предела на доске-сушилке, коптили перед очагом на протяжении двух недель! Когда кожа желтела, это говорило о том, что она хорошо прокоптилась и пригодна для пошива одежды. Все работы по подготовке рыбьих кож выполнялись у ульчей женщинами.



Хотя исходный материал совсем не кажется привлекательным, халаты ульчских мастериц получались необычайно красивыми, в основном благодаря декоративной отделке ворота, края левой полы, подола и концов рукавов. Здесь мастерицы пускали ленты контрастных темных оттенков, часто - черного или темно-бордового. Эти ленты орнаментировались вышивкой или аппликацией, а нередко и мелкими украшениями из меди и бронзы (обычно вдоль нижней кромки халата).



На пошив халата уходил всего один день, зато украшение его занимало гораздо больше времени. Цвета ниток для украшения темных полос подбирались желтые, зеленые, красные, ярко-синие, при этом они чередовались между собой.

Чтобы перевести на халат аппликацию, первоначально изготавливали трафарет из берестяной коры или рыбьей кожи. Затем подбирали подходящей расцветки ткань, которую с изнанки накрахмаливали и уже после этого с изнанки же наклеивали трафарет. Ткань утюжили с лица, узор вырезали и наклеивали рыбьим клеем на халат.



Зимние шапки шились из белого собачьего меха, но летом женщины надевали легкие берестяные шляпы талума апу. Для изготовления "талума апу" из березовой коры вырезался круг, который сворачивался в низкий конус, прошивавшийся по борту корнем. Шляпа держалась на завязках под подбородком. Верхнюю сторону шляпы обычно украшала аппликация из кусочков бересты, выкрашенной в красный и черный цвета. Дополняли убранство накосники, как правило, усыпанные бисером и бляшками.

Источники:
Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР. - М.: Планета, 1990.
Кочешков Н.В. Декоративное искусство ульчей и его этнические традиции // Россия и АТР. - 2003. - №2. - С.91-100.
Митлянская Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. - М.: Просвещение, 1983.
Народы мира. Этнографические очерки. Народы Сибири. / Под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956.

#handmade, #куклы, #лицасибири, #ульчи, Этнография, #Приамурье, #костюм

Previous post Next post
Up