Традиционный женский грузинский костюм
И вновь мы в своем "кукольном путешествии" возвращаемся на Кавказ, теперь - на улицы Тифлиса (Тбилиси) начала ХХ-го века, чтобы увидеть женский костюм грузинок-карталинок. Познакомимся с костюмом картли каба, который по покрою и узорам был примерно одинаков для жительниц Иберии, Картли и Кахетии.
Самые красивые и броские детали костюма - пояс-сарткели и нагрудник (нагрудная вставка), называвшийся гулис-пири. Бархатные либо шелковые, они щедро расшивались золотом, иногда бисером. Тематика орнамента всегда выбиралась растительная, связанная с плодородием: пышные цветы, листья (часто - дубовые), виноградная лоза, спелые колосья.
А вот платье, словно оттеняя красоту пояса и нагрудника, выглядело скромнее, оно выполнялось из одноцветной ткани, обычно шерстяной или шелковой. Темные оттенки были характерны для зрелых и пожилых женщин, девушки носили платья белого, розового или голубого цветов. Иногда платье мог украшать тканный рисунок.
Рукав платья на большую часть длины был открытым, сшивались лишь несколько верхних сантиметров. У запястья рукав застегивался на мелкие металлические крючочки.
Верхняя одежда катиби шилась из бархата различных цветов и имела меховую либо шелковую подкладку. Также по низу одежды шла меховая опушка, такая же украшала края рукавов.
Головной убор грузинки включал в себя треугольную косынку-лечаки, похожую на вуаль и шившуюся из легкой, полупрозрачной ткани, например, из тюли. Особенность косынки состояла в том, что один из ее углов обязательно был прямым. Этот угол женщина спускала на спину. Вторая деталь головного убора - повязка-тавсакрави, иногда крепившаяся к ободку. Головную повязку делали из узкой полоски бархата или какой-либо другой ткани и покрывали прихотливым узором из бисера, золотой нити, синели (ворсяного шнурка для вышивания); состоятельные барышни позволяли себе включать в такие узоры жемчуг.
Источники:
Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР. - М.: Планета, 1990.
Народы мира. Этнографические очерки. Народы Кавказа. Т. II / Под общ. ред. С.П. Толстова. - М.: Изд-во АН СССР, 1962.