Продолжаю писать о художниках, чье творчество повлияло на развитие индустрии фешн-кукол. Художниках, которые стали фактически кумирами своего времени в сердцах девочек и девушек, отголоски влияния которых видны по сей день.
До этого, напомню, я писала о
Маргарет Кин.
На этот раз я хочу рассказать о Макото Такахаши (高橋真琴), который фактически является родоначальником классического стиля седзе, того самого стиля, который легко опознать не только в куклах Такара, вроде
Дженни и
Ликки, а в фактически любых винтажных фешн-куклах Японии.
.
Нельзя сказать, что Макото первый придумал рисовать девушек с большими глазами, и это стало называться манга- (или аниме-) стилем. Тут за него, конечно, поработал первопроходец
Тэдзука Осаму, взявший, к слову, основу стиля у Уолта Диснея.
Макото лишь придумал канон стиля седзе-манги, отточив до совершенства образ европейской девушки с глазами, полными искр и бликов и тонкими изящными руками.
.
"Почему я все время рисую девочек? Я увидел интересный образ, который впечатался мне в память.
Это было вскоре после окончания войны, когда был шестиклассником. Возле нашего дома стояла церковь, принадлежащая союзу оккупационных сил, и однажды, через забор церкви я увидел девочку.
Ей было около пяти лет и она играла в саду с цветами. Одна нога ее была загипсована.
Внезапно ее позвала мать, она обернулась и побежала к ней, всколыхнув волну светлых волос.
Это была настолько красивая сцена в мрачной атмосфере послевоенной Японии, что этот образ застрял во мне, и я захотел рисовать эту девочку снова и снова."
.
Глаз со звездой по центру и точными бликами в форме правильной снежинки стал визитной карточкой его стиля.
И когда говорят, что Ликка или Дженни имеют анимешную внешность, я морщусь. Поскольку происхождение подобной стилистики берет начало именно из иллюстраций и комиксов.
.
Он довел этот образ до совершенства, в течении двадцати лет оставаясь топовым иллюстратором в журналах для девушек. В период с 60х до 80х годов - во время бума на этот стиль и на европейскую культуру в принципе, девушки Макото украшали канцтовары, аксессуары, сумки и одежду девушек. Из под его пера выходили открытки, наклейки, бумажные куклы и раскраски.
.
Стиль Макото стал не просто популярным, он стал трендом. Любой художник того времени, рисующий контент для девочек, был обязан равняться на него, потому что девочки были без ума от его волооких принцесс.
.
.
.
По окончанию периода Сева в культуре Японии произошел спад спроса на сказочные образы европейских девушек, да и на европейскую культуру в целом. В девяностые стали популярны более приземленные и реалистичные образы. Однако, стиль классического седзе все еще остается востребованным среди узкого круга любителей, к которым, в первую очередь относятся любители субкультуры лолита (японского переосмысления викторианского стиля одежды) и ностальгирующие по детству женщины.
.
Интересно, что несмотря на то, как повлиял его стиль на всю продукцию для девочек эпохи Сёва, кукол авторства Такахаши (кроме бумажных) я никогда не встречала. Лишь один раз видела изготовленных специально к его выставке, кукол производства фирмы STAR, но это были выставочные образцы, не предназначавшиеся для продажи. Кстати, один из которых красуется на моем юзерпике.
Но созданная им стилистика ушла в народ основательно. Можно, для примера, сравнить образ Золушки, воплощенной не так давно в кукле Блайз с его дизайном той же Золушки в виде бумажной куклы.
.
.
Макото Такахаши до сих пор является востребованным иллюстратором для журнала
Gothic & Lolita BibleОн устраивает ежегодные выставки, продает артбуки и даже пародируется современниками:
.
кадр из манги "NaNa" Ядзавы Ай
И даже оказывается увековечен в кастоме:
Вот такой он, стиль Седзе, созданный этим милым дедулей.
.