Про не-харассмент

May 17, 2020 15:59


Меня недавно спросили про то, что я делаю, когда студент из раза в раз ошибается и ошибается в одном и том же месте. И это в очередной раз дало мне повод подумать, что мои методы преподавания -- они очень сильно во-первых мои; во-вторых, здесь и сейчас (скажем, в России, а не в США); в-третьих, многие из них подходят именно студентам и никак не подходят школьникам или людям сильно взрослым.

В дружественном ФБ сегодня дискуссия о том, какие меры по предотвращению харассмента нужны. Как одна из мер: запретить преподавателям любой флирт и тем более романтические отношения со студентами.
Я понимаю, что это уже давно и прочно внедрено в работу преподавателей США и других "цивилизованных" стран. И это совсем не про Россию.

Лет еще 12 назад был у меня студент, ныне -- израильский математик, кандидат наук, и вообще очень хороший человек -- Саша Маслей.

Однажды он меня попросил:
-- Екатерина Георгиевна, я вот слышал про теорему Федорова. Вы можете нам рассказать про теорему Федорова?
-- Саша, разве девушка вам в принципе может отказать? -- спросила я. И следующие две лекции нашего спецкурса посвятила теореме Федорова.

Кошмар! Ужас! В любой цивилизованной стране это был бы явный харассмент. Уж флирт -- однозначно. Но умный Саша все понял правильно. И услышал про теорему Федорова. И (кажется) не получил при этом даже психологическую травму.

Или вот был однажды такой случай. Тоже парень-студент. И тоже весьма симпатичный. Саша Игнатович. Приходит на экзамен -- у него и рубашка плотная, и пиджак сверху -- и это летом. И я ему говорю:
-- Ой, в пиджаке точно шпоры пришил!
-- Да хотите, я пиджак сниму, Екатерина Георгиевна?
-- Конечно, хочу, Саша. И рубашку сразу снимай. И не только я, а вся женская половина аудитории не будет против!

Это ведь ужас, что я наговорила, разве нет?
Прямо кошмар -- и под суд меня.

Вообще, у меня очень, очень часто встречаются фразы или действия, которые однозначно были -- и однозначно людьми крайне предвзятыми можно интерпретировать как флирт со студентами.

Или вот был у меня дипломник -- Андрей Балакин (и что характерно, тоже красавчик). Я его еще на первом курсе обнимала (при всей группе, заметьте -- вообще не пекусь о своей репутации) со словами:
-- Люблю Андрюху, особенно когда не такой балбес.
А потом -- когда он приходил ко мне диплом писать, я всегда говорила:
-- О! Привет, заходи, и дверь закрывай, чтобы нам не мешали.

Вы не поверите, мы классы скрученной сопряженности мультиплиткативной группы тела кватернионов обсуждали. Но какой "приличный" вуз такое бы допустил? Вдвоем, на кафедре, за закрытыми дверями.

Или вот такая была история. У меня в группе был студент -- так себе студент, кстати, -- но звали его Денис Борисов.
-- О! Тезка моего сына. Моего сына зовут Денис Борисов, -- говорю я.
А другой студент, бойкий такой парнишка, Бородин Кирилл:
-- Эх, жалко, что у вас нет сына Бородина Кирилла!
-- И что ты по этому поводу предлагаешь?

Не, ну убейте меня об стену. Да, юмор -- это вообще одно из моих человеческих качеств. Он бывает плоский (или тонкий -- некоторые не отличают), он бывает грубый или непристойный. Но я не могу по-другому. А в русской культуре секс -- это вообще один из главных столпов юмора.

(Я специально привела примеры уже выпустившихся студентов. Хотя с теперешними все еще хуже, поверьте. Например, у меня есть студентка, с которой мы обнимаемся каждый раз, когда видимся. Или есть парень, которого я (формально) по рукам гладила -- имена называть не буду, на всякий случай).

Шуток про секс у меня на лекциях -- ну, не каждый раз, но бывают. И я к студентам прикасаюсь. Не с первого сентября хватаю их за все места, конечно же, а только в тот момент, когда возникает некая степень доверия.
И конечно же, только тогда, когда понимаю, что студенты мои достаточно умны, чтобы понять все правильно.
Но конечно же, иногда бывают у меня ошибки -- и иногда я шучу грубее, чем надо было бы. Так тоже бывает.
И есть фразы или действия, которые можно истолковать (наверное) как флирт. Причем, кажется, не всегда этот мой "флирт" направлен на людей противоположного пола.

Я не могла бы работать в условиях сплошного подозрения на харассмент, это однозначно.

Кстати, студенты постоянно надо мной шутят, что готовы много чего делать за зачет (дачу копать, гараж красить и так далее -- всякие непристойности, короче). Но когда доходит до дела -- они всегда мне сдают зачет другим способом -- и не через постель. А через задачи. Всегда! Ни разу дачу никто не вскопал и гараж не покрасил.
Студенты мне делают много приятных вещей -- и я их (и эти вещи, и студентов) очень ценю. Но как-то они это все делают не за зачеты, а перпендикулярно.

Например, девочка-студентка нарисовала мне портрет (кажется, я им в жж еще не делилась, а он супер-суперский).


Конечно же, портрет -- это никакой не харассмент (наверное -- "эти-то" подтянули бы и под эту статью). Но это безумно, безумно, в миллион раз приятнее. И, к счастью, в России пока не подсудно.

преподское

Previous post Next post
Up