Эпоха винила

Mar 10, 2020 01:38


Давным-давно я была маленькая. Современным детям и даже студентам это дико -- но тогда по телевизору было очень ограниченное количество каналов. Скажем, когда я была совсем мелкая, у бабушки был черно-белый телевизор, который принимал два канала (их теперешние преемники называются "Первый" и "Россия", если не ошибаюсь -- в современном телевидении я вообще ни бум-бум). У нас был телевизор цветной, Кварц, и огромный. У телевизора было шесть кнопок для программ. Т.е. максимум на него можно было принимать 6 разных каналов. (Пультов у телевизора тогда не было, кстати) И хотя теоретический максимум был 6 -- но было очевидно, что так много каналов никому не надо, это с запасом -- потому что реально в Омске было сначала 3, потом 4 канала. Это уже в 90-е появились всякие MTV, и прочие -- и каналов стало с десяток.

Ну, короче, это я все к чему. Телек было не посмотреть. Мультики показывали очень редко. Один мальтик 10 минут (иногда 15-20) -- вот тебе и все, дневная доза. Правда, можно было поймать в разное время по разным каналам. Или еще была детская передача "АБВГДейка". Или можно было посмотреть какой-то не совсем скучный фильм. Но все равно. Суммарное пребывание ребенка перед телеком дольше часа, ну максимум двух в день -- это был нонсенс! Смотреть было нечего.
По воскресеньям, правда, были детские передачи. "В гостях у сказки", например. Потом из Америки мульт-сериалы завезли. Мишки Гамми, Утиные истории, Черный плащ, Охотники за привидениями и т.д. По воскресеньям бывало такое, что и три часа в день что-то детское по телевизору шло -- счастье!

Но детям хочется. Детям хочется что-то узнавать, как-то развлекаться. Поэтому очень-очень популярным развлечением были грам.пластинки. Проигрыватель пластинок был почти в каждом доме. И -- конечно же -- к проигрывателю были пластинки.

Некоторое время назад я писала пост про любимые книжки детства. А потом обсуждали это в ватсаппе с сестрой. Она говорит: "все фигня твои книжки, пластинки -- вот любимые книжки детства!"

И ведь в этом есть большая доля правды. Пластинки мы, конечно, начали слушать задолго до того, как смогли без устали читать что-то хоть сколько-нибудь интересное. Я хорошо помню, как научилась читать. И какая книга была первой, и сам процесс, и так далее. И я совершенно не помню, когда начала слушать пластинки -- это было раньше.

Мы, конечно же, стали с сестрой вспоминать любимые пластинки детства. И как раз незадолго до этого был у Лизы vnu4ka пост про грамм.пласники, где я в комментах тоже предавалась воспоминаниям. Так что я решила-таки записать все эти воспоминания себе. Пусть у меня будут.

Пластинок из детства у меня не сохранилось. Наверное, кое-что есть у мамы. Поэтому картинки из интернета. Но брала, конечно, только те, которые у нас были.



Пластинки -- это не аудиокниги. Пластинки -- это почти как аудиокниги, но не совсем. Пластинки -- это, скорее, аудиоспектакль. У пластинки был относительно фиксированный объем. Поэтому любое произведение, которое было решено записать на пластинку, перерабатывалось.
По произведению писался сценарий. Обязательно, даже для взрослых произведений, был не один чтец, а все "по ролям" -- много высококлассных актеров. Скажем, никто не может забыть прекрасного, глубокого, чарующего своей хрипотцой голоса Армена Джигарханяна. Сколько ролей у Джигарханяна на этих самых пластинках -- не перечесть. Скажем, "Волшебная лампа Алладдина" -- любимая, любимая, любимая сказка. И именно в этом варианте. Никакой диснеевский мультик, никакой фильм Гая Ричи, и даже чтение мамой вслух сказки из книжки -- не заменят никогда ту самую пластинку. Она прекрасная совершенно!



Кроме Джигарханяна можно вспомнить Ростислава Плятта, Олега Табакова, Михаила Боярского, Вениамина Смехова, Татьяну и Сергея Никитиных -- и так далее, и так далее, и так далее.

Очень часто большим выразительным средством служила музыка. Либо просто музыкальные темы. Либо же огромное количество песен. Зачастую сказка почти полностью становилась музыкальной.
Не чурались писать музыку и песни к пластинкам и такие выдающиеся музыканты, как Высоцкий, например. Пластинки "Алиса в стране чудес" с песнями Владимира Высоцкого -- это отдельный предмет культа. Есть поклонники "Алисы"-книжки, "Алисы"-мультика, "Алисы"-тимабертоновского фильма, и так далее. "Алиса" -- вообще великое многогранное произведение. Но какие песни написал к "Алисе" Высоцкий! Как он попал в настроение книги, как расцветил ее и раскрасил -- это заслуживает отдельного восхищения. "Алиса"-пластинка -- это совершенно отдельное произведение искусства.



Еще одна забавная отличительная черта пластинок от современных аудиокниг -- их было мало. Да, у нас было много пластинок. Не знаю сколько, но считалось много. Но все равно -- это ограниченное количество. И каждую пластинку слушали, и слушали, и слушали, и слушали. Сто раз, двести? Может быть. Многие тексты любимых пластинок до сих пор помню наизусть!

Современные аудиокниги -- все же не то. Послушал один раз. Ну, может, через несколько лет переслушал -- вот и все. Лучше скачать послушать что-то новое, чем переслушивать.

Да, это какое-то искусственное ограничение. Но именно оно делало пластинки для нас такими особенными. Таким любимыми, такими интересными.



Детские и взрослые. Пластинки были детские и взрослые. В нашем доме постоянно был паритет. У нас примерно половина пластинок были детские, а половина взрослые. Это при том, что детских пластинок у меня было больше, чем у всех моих друзей.
Детские были нескольких типов: самый распространенный -- сказки; реже -- сборники детских песен (например, у нас был сборник песен Никитиных); очень-очень редкий зверь -- пластинки с диафильмом. Когда на пластинке текст, а отдельно на экране -- картинки. Когда надо было переключать на следующий кадр, раздавался небольшой писк -- а следом текст к следующему кадру. Вообще, если честно, это было забавно, но нам с сестрой нравилось отдельно диафильмы, отдельно -- пластинки.

У взрослых тоже были разные жанры. Были те же аудиоспектакли, или, как мы их называли, "сказки для взрослых". Таких у нас почему-то было мало. Ну, наверное, родители не очень хорошо понимали это время препровождение -- сидеть и слушать радио-спектакль, причем, сто сорок девятый раз подряд. У бабушки с дедушкой, скажем, проигрыватель не включали -- у них в доме слушали радио. В частности, и радиоспектакли по вечерам тоже слушали. И просыпались мы у бабушки под неизменные позывные радио-Маяк.



Одна из тех, что мне запомнились -- "Янки при дворе короля Артура". Я ее могла много раз слушать. Сестре она не нравилась -- что добавляло этому самому янки очков.
Но основная масса взрослых пластинок -- это была музыка. Классическая, вальсы, современная (на тот момент), песни (того же Высоцкого, скажем), инструментальная, марши -- и так далее.

Бутылка вина и музыка из проигрывателя. Вот такой вечер родители понимали.


Ну, а теперь перейду просто к тому, что расскажу, какие пластинки у нас были, и про них всякие воспоминания. Те, которые уже описала выше, повторяться не буду.

Наверное, если меня спросить, какая была пластинка самая любимая, то в детстве я бы ответила одно, а сейчас на ум приходит другое.
Сейчас первым делом при словах "пластинки из детства" возникает --
Али-Баба и сорок разбойников



Слушайте, Али-Баба этот, Смеховский, это просто шедевр из шедевров. Это настолько крутая вещь. Конечно же, когда дети были помладше, я скачивала им эту пластинку, а Антон потом ходил и пел "пенсия, пенсия..." Но и мне самой слушать было безумно интересно и здорово. Очень классная сказка получилась. И да, признаюсь, без детей я ее тоже переслушивала.

Жили-были ежики
Безумно милая и классная пластинка по сказкам братьев Гримм. Сказок много, но они все объединены общей канвой в единое повествование.


Кошка, гулявшая сама по себе.

Ох, безумно завораживала меня эта сказка. Безумно. Теперь я понимаю, чем -- а тогда я не знала таких слов -- эта сказка бесконечно стильная. И голосом Веры Марецкой до сих пор звучит в голове:
-- Я кошка. Хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе. Мрр.


Сон с продолжением
Сказка по мотивам "Щелкунчика". Пишут, что написал ее Сергей Михалков.

Вообще, я пишу пластинки не по порядку любимости или еще как-то. А просто как в голову приходят. Наверное, если бы меня спросили лет в 7 -- то "Сон с продолжением" был бы признан любимой пластинкой. Он меня очень завораживал.



У меня есть такое свойство читателя -- я люблю проваливаться в книжку. В детстве я чаще представляла себя на месте кого-то из персонажей. Но с возрастом пришло то, что я обычно представляю себя каким-то новым действующим лицом той же истории. Ну, вот неужели же вы не представляли, что было бы, если бы вы учились в Хогвартсе с Гарри Поттером? Для меня вообще один из главных показателей хорошей книжки -- если хочется в ней пожить.

"Сон с продолжением" одна из первых историй, в которые я проваливалась. Наверное, первая, про которую я это сознательно помню.
Именно поэтому любила безумно. В "Али-Бабу" не проваливалась. В "Алису в стране чудес" -- никогда. В "Сон с продолжением" -- прямо сразу со слов "Люба любила спать..."

Три толстяка
Сестра говорит:
-- А еще ты любила трех толстяков.
-- Да ничего я их не любила. Толстяки и толстяки. Не особенно-то интересные?
-- А чего мы их тогда слушали? Я их вообще ненавидела!



Ну, кстати, очень может быть, что потому и слушали, что Ольга их ненавидела, а мне норм. Хотя, на самом деле, как я уже писала -- дело было в том, что выбор ограничен. Ну, послушаешь 10 раз "три поросенка", а на одиннадцатый нет-нет, да и включишь "толстяков". Понятно, что это все равно мы их слушали десятки раз.

Толстяков у нас точно было две пластинки. Я не помню, одинаковые они были или разные. И картинка -- это от той, которую мы слушали, или от другой.
Слушали мы вот такой вариант. Ссылка, кстати, ведет на сайт, на котором много пластинок можно послушать.

Кучей перечислю -- Три поросенка, Крошечка-Хаврошечка, Музыкальный магазинчик, Сказки Андерсена (там точно был Голый король и Ах, мой милый августин), Рикки-Тикки-Тавви, был какой-то из Маугли ("вы слышите меня, бандерлоги?"), точно был "Хоттабыч" (Волька ибн Алеша), Халиф-аист, была парочка сказок-близнецов Гофмана (они и во всех книжках парой, и пластинки у нас были обе): Карлик-Нос и Маленький мук. Был, конечно же, Карлсон, который живет на крыше (в одном самом обыкновенном доме, на самой обыкновенной улице, ... и так далее). Волшебник изумрудного города -- длинная история была, чуть ли не 4 пластинки в комплекте шло.


Все эти пластинки -- хорошие и добрые, забавные и увлекательные. Все -- памятные, но не слишком. Другие врезались в память сильнее.

Вот, скажем, хоть никогда особо не любила -- но до сих пор большими кусками помню Кошкин дом. Мама очень любила цитировать: "Слушай, дурень, перестань, есть хозяйскую герань". Или "ты с ума сошла, коза?" -- это вообще была одна из самых ходовых фраз, когда мы играли в карты.



Или, скажем, Волка и семерых козлят до сих пор могу вообще целиком спеть (правда, это довольно мучительно слушать).



Хотя племяннице летом напевала (партию волка, когда мы с ней в прятки играли) -- она ржала аки конь, а не аки козленок. )))

Невозможно развидеть и разслышать Буратино. Не скажу, что это любовь-любовь. Но каждый советский школьник, да на самом деле и даже современные дети -- все мы обязаны знать "БУ-папапапапапа- РА - папапапапапапа - ТИ - папапапапапапа - НО!"
Буратин в доме было несколько. И я точно не помню, каких, но, кажется, самым ходовым был такой вариант:



Вот что точно было любимым -- Бременские музыканты и По следам бременских музыкантов. Мультики почти слово-в-слово такие же, но почему-то пластинки были все же более любимыми. Может, потому что мультик надо было еще ждать и ловить по телеку, а пластинку можно было включить в любой момент?



Пластинки про бременских были заслушаны до дыр. Песни все знали наизусть.

Еще из любимого и очень детского -- Незнайка.


Не помню уже точно, была у нас только одна часть или продолжение тоже было. Но вот эта пластинка у нас точно была. Очень классная.

А еще у нас была какая-то необычная пластинка. Такой не было ни у кого из моих друзей. Хотя я уверена, что сейчас среди френдов кто-то найдется, у кого такая была. И досталась нам эта самая Мария-Мирабелла очень странно.
Я отнесла что-то из наших пластинок на утренник в школе. А обратно принесла -- и в конверте оказалась "Мария-Мирабелла". В классе потом никто не сознался, кто же утащил мою не помню чего, и чья это "Мирабелла". Я сейчас уже не помню, что там мы подменили. Но точно помню мамино правило: носить в школу только те пластинки, которые дома с копиями. Если несколько экземпляров (так бывало). Поэтому мы собственно от той пропажи не обеднели ))

Пластинок однозначно было больше. Уже помню далеко не все. Например, Ольга вспоминает "Сказку о царевне-лягушке". Мне кажется, что это была одна из тех пластинок, которые шли в комплекте с диафильмом. Но если честно, я ее не помню почти -- а может, и те крупицы воспоминаний на самом деле придумала, а не вспомнила. Я почему-то крайне плохо помню, что у нас было из этих самых пластинок с диафильмами.
Пластинки с диафильмами придумали для школ. На уроке или в продленке (тогда же не было умных экранов в каждом классе) -- так вот учитель теоретически включал пластинку и диафильм. Доставались они нам точно через бабушку. Она делала заказ на такие пластинки для школы и там же покупала еще несколько штук для себя.

Такой огромный кусок детства эти пластинки! Почти как диафильмы. И даже почти как книжки. И уж точно намного более значимый кусок детства, чем мультики.
upd: В продолжение этого поста случайно возник еще один.

ностальгическое

Previous post Next post
Up