Люксембург - это название города, и одновременно - столицы княжества, где этот город расположен. По дороге в бельгийский регион со спорной шахтёрской славой Валлонию я заехал на несколько часов в Люксембург, чтобы заправить бак дешёвым горючим и поставить ещё одну галочку на скретч-карте Европы. В этой маленькой стране я сделал для себя неожиданное открытие. Люксембург - это город с самой современной архитектурой в Европе!
Мой путь лежал из
Кёльна в бельгийский Шарлеруа. По дороге мы с другом заехали в деревню Оршольц, чтобы увидеть
петлю реки Заар, и сфотографировались на фоне
дорожного знака Шенген в уголке трёх стран. Из-за плохой погоды (весь день лил дождь) мы отставали от графика, и лишь на закате прибыли в Люксембург. На осмотр города было всего полтора часа.
Первое впечатление: Люксембург встречает фантастическими шоссе. Разрыв заметен даже в сравнении с только что покинутыми немецкими автобанами. Красивое новое дорожное покрытие, аккуратная разметка, тихий асфальт.
Формально в Люксембурге существует три языка: немецкий, французский и местный, люксембургский язык. Филологи рассматривают последний как диалект мозельского немецкого. К какой бы группе семейств языков он не относился, основным языком в Люксембурге является французский. Дорожные знаки, меню ресторанов, указатели - все написаны на французском. Прохожие тоже общаются между собой на французском языке.
По приезду Люксембург встретил нас невероятно запутанной дорожной схемой. Большинство улиц - односторонние, и пропущенный поворот легко превращается в несколько кварталов тщетны поисков разворота. Стандартный разворот согласно ПДД обычно не предусмотрен: местные рекомендуют его выполнять на автобусной остановке или с заездом на парковку рядом с супермаркетом или вокзалом.
Запутанная дорожная система связана с трудным ландшафтом города. Старый Люксембург (Лётценбург, как его называют на местном наречии) расположен на крошечной скале. Обычно на скале с такими крутыми склонами помещается один только замок, мощная стена с бойницами и пару круглых сторожевых башен. В Люксембурге нет замка, зато есть дворец князя, разделённый между удельными министерствами, и несколько кварталов очень плотной застройки. Как в Монако, улицы в Люксембурге расходятся на разных уровнях. Под центром города проложен автомобильный тоннель.
Все древние европейские города похожи между собой. Обычный средневековый город начинался с замка. Вокруг замка, в долине, появлялся город, который развивался тем скорее, чем более неприступной была скала с крепостью. Эта схема градостроительства достигла в Люксембурге своего апогея. Нигде и никогда я не видел такого значительного перепада высоты между княжеской крепостью и простонародным городом. Люксембургскую скалу можно по праву назвать неприступной. Перепад высоты между рекой и замком составляет 70 метров!
Каньон пересекает несколько похожих между собой мостов на вытянутых кирпичных ногах. По схожесть с древнеримскими дорогами, их называют виадуками.
Старая часть города сформировалась под влиянием французской архитектуры. Улицы Люксембурга скорее напоминают
Париж или
Страсбург, и совершенно не похожи на бельгийские или немецкие города, расположенные в получасе езды на машине отсюда.
У подножия 70-метровой скалы расположился симпатичный район Грунд, бывшая рыбацкая деревня.
Люксембург напомнил мне
Монако. Оба государства замыкают список стран по площади, оба лихорадочно используют каждый клаптик земли. Как в Монте-Карло, в Люксембург Сити много строят. Однако мало кто знает, что в Люксембурге строится один из самых смелых кварталов современной архитектуры в Европе! Блестящие на закате офисные небоскрёбы на горизонте контрастировали с покатыми крышами рыбацкой деревни Грунд. Мы прервали изучение Старого Города, и поспешили в направлении зеркальных высоток. В 5 минутах езды от романтического Люксембурга мы нашли смелейшие эксперименты с современной архитектурой на европейском континенте!
Современная архитектура сконцентрирована в отдельном районе за пределами черты старого города. В этом решении Люксембург следует распространенной европейской практике. Точно так же районы небоскрёбов выносятся в новосозданные районы на окраине
Парижа, Милана,
Барселоны, и тем самым позволяют избежать бесконечных дебатов с фанатами черепичных крыш и шпилевидных панорам европейских городов.
Въезд в район Кирхберг проложен по одному из таких же виадуков, что мы видели в центре города. Шоссе с регулярными рядами фонарей носит имя Джона Кеннеди. От центральной части Люксембурга Кирхберг отделяет глубокий каньон и всего пять минут езды на машине.
Район находится на плато Кирхберг, даже чуть выше той горы, где находится княжеский дворец. Раньше на оконечности горы находилась оборонительная крепость, но сейчас она затерялась среди ультрасовременных высотных зданий. Главный ориентир в этом районе, пляс Европа - пустая широкая площадь, по периметру окружённая необычными архитектурными проектами.
Cамым выразительным зданием на пляс Европа является филармония. Её изогнутый фасад из белых стальных труб напоминает арфу.
Площадь вокруг филармонии закрыта для машин, но прохожих здесь было очень мало. Я заметил одну группу японских командировочных с фотоаппаратами, и немецкого профессионального фотографа, приглашённого снять фотосессию на фоне люксембургских небоскрёбов. В остальном район был абсолютно безлюдным.
С гибкими очертаниями здания филармонии контрастируют резкие прямоугольные формы соседних офисных зданий. Вытянутое здание с с прозрачным фасадом и нависающей крышей - Congress Luxembourg.
О каждом здании на плато де Кирхберг можно рассказывать отдельно. Часть зданий используется, часть - была облицована лишь недавно и ожидает, когда на дверях повесят табличку, и парадная дверь начнёт вращаться. Так, к примеру, два высотных здания с золотой облицовкой фасадов до сих пор стоят закрытые, хотя сквозь пыльные окна можно увидеть полностью обставленные интерьеры фойе.
Без особой огласки Кирхберг обрастает новыми штаб-квартирами органов Евросоюза. Здесь расположены Европейский Суд Правосудия, филиал Еврокомиссии, Европейские Инвестиционный Банк и Аудиторский Суд. Чем занимаются все эти организации в отдельности, так и осталось для меня загадкой, но представительские офисы каждой из них достойны отдельного репортажа!
Среди прочего, Люксембург живёт за счёт своего особого статуса в рамках Евросоюза. Формально, Люксембург считается одной из столиц ЕС наравне с Брюсселем и Страсбургом. Именно количество столиц является одним из наиболее горячо оспариваемых фактов о Евросоюзе в прессе. К примеру, высокое здание с сине-зеркальными окнами за спиной от филармонии - Европейский Центр. Три раздельных месяца в году здесь заседает Совет Министров ЕС, остальных девять месяцев Совет собирается в Брюсселе.
Комиссары и депутаты несколько раз в год _должны_ летать между Брюсселем, Страсбургом и Люксембургом, для выполнения своей работы. Не только депутаты наносят ущерб экологии, но ещё и тратят солидной количество бюджетных денег, попросту говоря, на воздух. Большая часть бюджетных взносов со всех членов ЕС оседает в Люксембурге, в виде аренды за жильё, платы за гостиницы и рестораны, и новой архитектуры.
Именно плато де Кирхберг с его скоплением смелой современной архитектуры выделяет Люксембург из череды пусть и милых, но однообразных европейских городов. Кирхберг - это то, что останется на память потомкам, когда Евросоюза не станет, как Колизей или Пантеон спустя тысячелетия напоминают нам о мощи некогда нерушимой Римской империи.