Вупперталь встретил разрухой перед вокзалом и широким ассортиментом периодической литературы на русском языке. Среди прочего, в генделыке на привокзальной площади продавались журналы “Кроссвордист в Германии”, “Толстяк”, и на одном прилавке с ними - водка “Плеханов” и “Горбачёв”. Тем не менее, Вупперталь - совсем не трешевый, как свойственно городам с подобным ассортиментов продукции на витринах. Напротив, это очень милый, местами даже уютный город с отменной экологией. Даже если бы Вупперталь был опасной клоакой, сюда следовало бы приехать! Хотя бы ради его уникального вида транспорта - 125-летнего подвесного трамвая!
Город расположен в ущелье между горами. В рекламной брошюре было сказано, что в Вуппертале так много зелёных территорий, что любой дом расположен на расстоянии меньше 10 минут ходьбы до ближайшего парка. И это правда. В Вуппертале много деревьев, а склоны гор, окружающих вытянутый в долине реки город, покрыты лесами. По своему ландшафту Вупперталь напомнил мне ещё один лесистый город с рекой в центре:
Боржоми.
Вупперталь состоит из нескольких отдельных городов, сросшихся вместе. Так как поселения располагались в узкой долине и не росли через горы, то с ростом населения города могли расширяться лишь в долине. Так продолжалось до 1920-х годов, когда 7 соседних городов были объединены в один общий Вупперталь. В переводе с немецкого название города означает попросту долину реки, в которой все это общины находились.
В средние века города в долине реки Вуппер имели право эксклюзивного производства тканей и холста. По непонятным мне до сих пор причинам производство и торговля тканями приносили в те далёкие времена отличный доход, так что город развивался. С появлением паровых машин Вупперталь стал колыбелью немецкой индустриализации.
Река является связывающим звеном Вупперталя. Когда в конце 19 века индустриализация подтолкнула город к невиданному дотоле росту населения, город предстал перед крупной транспортной проблемой. Сросшиеся воедино отдельные города-общины не были достаточно связанными между собой. Вупперталь был крупнейшим городом в регионе и вполне заслуживал линию метро, однако скалистая почва не позволяла копать здесь тоннели.
Для трамвая в хаотично сросшейся агломерации без чёткой градостроительной программы места не оставалось. Долина Вуппера в этом месте настолько узкая, что вмещает лишь пару улиц с каждой стороны реки. Город Вупперталь - невероятно узкий поперёк и вытянутый вдоль реки. Тогда город получил предложение на строительство самой уникальной транспортной конструкции в мире. До наших дней нигде в мире не было построено вторая такая система: подвесной трамвай!
Идея подвесного трамвая идеально вписывалась в схему улиц Вупперталя. Трамвай можно было пустить по воздуху над рекой, единственной "артерией”, соединяющей между собой все города. При этом не нужно было перестраивать улицы или сужать проезжую часть. Трамвай ездил бы без преград над рекой и соединял бы самые отдалённые уголки города, ведь весь город был растянут вдоль реки!
Так в Вуппертале был реализован уникальный градостроительный эксперимент. Подвесной трамвай был протестирован на небольшом участке в
Кёльне, и уже спустя 5 лет первая линия трамвая пришла в действие. На открытие приезжал император Вильгельм Второй.
Принцип действия вуппертальского трамвая очень прост. Вместо колёс, вагончики крепятся к рельсе над крышей трамвая. При этом вагоны напоминают качающуюся лебёдку. При входе в повороты трамвай заносит в сторону. Если остановка расположена сразу за поворотом, то по приезду на станцию трамвай порядочно качает. Машинист ждёт, пока вагончик придёт в стабильное положение, прежде чем открыть двери.
Трамвай ездит, держась сверху колесом за рельсу, закреплённую на стальной конструкции. Через каждые несколько десятков метров конструкция упирается “ногами" в землю.
Под конструкцией течёт река. Иногда конструкция проходит над дорогой или бульваром.
При езде вагончик в силу стальных конструкций гремит. Сами вагоны произведены компанией MAN в 1970-х. Интерьер кабины машиниста выполнен в стиле 1950-х. Здесь есть переговорное устройство Brose и ламповый телевизор для контроля за движением людей в дверях от компании Siemens - обе компании давно переквалифицировались на производство другого спектра товаров. Кабина машиниста не зашторена, что даёт возможность помучать машиниста фотоаппаратом, пока тот управляет трамваем.
Необычное ощущение ждёт пассажира на станции. Здесь есть перрон, но нет рельс!
Все станции навесные. Некоторые станции современные, хотя большинство платформ - старые.
Трамвай в Вуппертале пользуется популярностью среди жителей города. Несмотря на свою уникальность и 125-летнюю историю эксплуатации, подвесной трамвай - современный и востребованный вид транспорта. На проезд действуют все стандартные типы билетов, в том числе и земельный билет NRW.
Трамвай соединяет между собой разные части Вупперталя, бывшие ранее отдельными городами. У каждого из таких городов была своя ратуша, рыночная площадь и школа, но весь Вупперталь был сильно разрушен в годы Второй мировой войны. Из древностей осталось несколько симпатичных районов с доходными домами конца 19 века,..
...и бывшая мануфактура семьи Энгельс. Здесь родился тот самый Энгельс, в честь которого названо огромное число улиц, площадей, школ и домов культуры в бывшем СССР. Перед домом-музеем стоит новенькая статуя Энгельса. Как и полагается, мужчина с бородой и очень задумчивым видом. Маркс и Энгельс не только всегда упоминаются вместе, но и скульпторы изображают обоих похожим образом. Скульптуру Энгельса Вупперталю подарила делегация из Китая в прошлом году.
Промышленности в городе немного. Из крупных заводов выделяется Bayer. Именно в Вуппертале производится легендарный аспирин.
Из всех городов в Рурской области и вокруг, Вупперталь - самый оригинальный. В первую очередь, разумеется, за счёт подвесного трамвая, который приносит городу известность далеко за пределами федеральной земли NRW. Расположенный в долине и окружённый лесами, Вупперталь также и самый зелёный город региона. И хотя город был крепко разбомблен, в панораме всё ещё доминируют покатые крыши и мансардные окна. Город обязателен к посещению для всех транспортных экспертов, и рекомендуется к посещению тем, кто хочет увидеть уютный NRW.