Мой репортаж о Гонконге
вызвал в ru_travel поток срача. Казалось, будто я уязвил что-то священное для многих, когда написал, что в Гонконге старые машины такси, мало парков, и нигде не принимают кредитные карты. Некоторые комментаторы называли гонконгскую схему метро удобной, климат - сухим, город - зелёным и дружелюбным (о дружелюбности городов можно спорить годами!), а самые уязвлённые попросту переходили на личности, мол «автор мудак». Каждый имеет право на своё мнение. Одно остаётся фактом: Гонконг, как один из наиболее плотно населённых городов планеты, предоставляет открытые крыши в неограниченных количествах и заставляет нас задуматься о правильности урбанистического миропорядка!
В Гонконге мало места, но много людей.
В
обзорном репортаже о Гонконге я сформулировал свои впечатления от поездки. Вкратце, Гонконг - огромный перенаселённый бетонный город. Лишь по возращении домой я увидел на карте Гонконга несколько парков. Город огромный, между парками нужно перемещаться на метро. С крыши жилого дома где-нибудь в Монг Коке нужно очень постараться, чтобы среди бетонного ландшафта заприметить хотя бы одно дерево.
Я думаю, что священная война на ru_travel была вызвана конфликтом двух мировоззрений. Гонконг - удобный город, если сравнивать его с Москвой или другим постсоветским «миллионником», ежедневно запирающем пробками свои транспортные артерии на два-три часа утром и вечером. По сравнению с экс-СССР в Гонконге есть развитая система общественного транспорта, который даже ездит по выделенной полосе! С другой стороны, мне не хватало в Гонконге широких бульваров, чтобы по ним можно было гулять. Тротуары были вечно пере-пере-переполнены людьми! Дороги между небоскрёбами нужно пересекать по пешеходному мосту, брошенному по второму или третьему ярусу где-то над дорогой. В градостроительстве основной акцент уделяется автомобилям, поэтому ландшафт изрезан многоярусными эстакадами и развилками, а не парками. О свежем воздухе и речи быть не может.
Город принципиально сохраняет природные заповедники, и выделяет очень мало территории под застройку. Заповедники находятся вне заселённой территории Гонконга. Заскочить в заповедник и подышать свежим воздухом по дороге на работу, не получится. Ежедневная жизнь протекает среди бетонных стен улиц Гонконга. Люди вынуждены делить маленькие квартирки с высокой стоимостью аренды на нескольких человек, чтобы оплатить жильё. Иногда государство предоставляет жильё по льготному тарифу, но тогда в морально и физически устаревшем жилом фонде.
Гонконг отличается от других капиталистически стран тем, что здесь, наравне с частным рынком, действует государственная система жилья. Согласно статистике, в госсобственности проживает свыше 30% жителей.
Как идея, госжильё зародилось в 1950-х. Тогда череда пожаров в трущобах центрального Гонконга вынудила власти заняться переселением людей в более санитарную и пожарно-устойчивую архитектурную форму.
Госсобственность бывает разная. В старых кварталах Гонконга, где не растёт ни единого дерева, потому что дома занимают каждый свободный участок островной суши, распространены коммуналки. Здесь часть живут малоимущие, безработные и иммигранты. Государство выделяет по льготному тарифу 2,8 кв. м. на человека. Как и во времена счастливого советского детства, существующие квартиры делятся перегородками на маленькие комнаты с общими удобствами на всех. Даже международные организации заявляют об ущербном санитарном состоянии этих жилищ. В тесноте, зато в самом центре Гонконга и близко до метро!
Выход на крышу в государственных домах часто открыт. И не потому, что Гонконг привлекает открытыми крышами фотографов-руферов, а потому что на крышах тоже живут люди! С последнего этажа жилого дома, куда ещё ходит лифт, жители государственных пентхаузов сворачивают на лестницу и через технический этаж выходят на крышу. В архитектуру дома (лифтовые шахты, технические помещения) встроены несколько дополнительных квартир. Согласно оригинальному проекту, крытых помещений на крыше было предусмотрено мало, поэтому пространство под открытым небом также используется как жилплощадь. Фантазия разделяет крышу на гостиные, прачечные и игровые комнаты. В таких квартирах чаще всего живут иммигранты.
На одной из крыш я столкнулся с целым пакистанским селом! На ограниченной площади крыши проживало шесть семей. Все они некогда приехали в Гонконг из Пакистана в поисках лучшей судьбы. Путём самозахвата, либо через государственную контору выделения коммунальной площади для малообеспеченных семей, эти люди получили для жизни служебные помещения на крыше. С тех пор прошло уже 25 лет, дети выросли, самые умные из них поступили в колледж, а их родители до сих пор живут в том временном жилье, о котором организации по правам человека бьют тревогу.
Небольшой ликбез по структуре жилья в Гонконге помогает понять, почему фасады в центре города часто выглядят настолько невзрачно.
Центр Гонконга формировался очень беспорядочно. Часто на целые кварталы нет ни единого дерева! Дома стоят так плотно друг к другу, что в узкие проходы между ними почти не проникает свет. Это Монг Кок, самый густонаселённый район в мире. 130 000 человек приходится на один квадратный километр. Вряд ли этим рекордом можно гордиться.
Излишне плотно застроенный центр Гонконга стал таковым не по вине государственной программы жилья. Госжильё занимает лишь около 30% рынка квартир, а в 50% квартир проживают сами владельцы. Гонконг перенаселён, именно поэтому здесь есть кварталы с самой высокой стоимостью недвижимости за квадратный метр в мире. К слову, жильё на склонах горах рядом с пиком Вкитории является третьим самым дорогим в мире, после Лондона и Монако.
Из беспорядочной застройки районов вроде Монг Кока город вынес урок. Если старые районы напоминают картину пост-апокалипса, где человека замещает паровая машина, то новые районы Гонконга сгодились бы на открытку о светлом коммунистическом будущем. Жилые массивы в стороне от центра города построены согласно тем же концепциям, что и советские «спальники», только реализация здесь оказалось более качественной и долговечной. Спустя двадцать лет после сдачи объектов в эксплуатацию они всё ещё выглядят так же привлекательно, как и в первый день.
Некоторые жилые массивы построены прямо на берегу пролива, другие - на склонах гор. Продуманные жилые комплексы выгадывают за счёт хорошей инфраструктуры, да и человек ощущает себя здесь в более естественной среде, чем в бетонных джунглях даунтауна.
Между домами есть пространство и зелёные насаждения. В жаркий день здесь гуляет ветер, можно говорить о свежем воздухе. Дома здесь, в среднем, даже выше, чем в центре города: отдельные секции по 30, 40 или 50 этажей. Подземный паркинг, детский сад, школа, супермаркет, дом культуры, станция метро и линия трамвая дополняют жилищный пакет.
Во всех, без исключения, домах Гонконга квартиры защищены снаружи железной решёткой. В Гонконге входная решётка - это стандарт, независимо от консьержки в подъезде, камер видеонаблюдения на лестничной клетке и сигнализации в квартире. Почему окна квартир также перегорожены решёткой, ещё и изнутри - я не понял. Может, оконный проём используется как функциональное пространство - для вешалок?
Безликие фасады выходят в общий двор. Внизу есть детская площадка и скамейки для пенсионеров. Ну где ещё в Гонконге можно найти скамейку?!
На несколько домов приходится торговый центр. Продуктовый супермаркет, оптика, несколько магазинов одежды и цветов. Неподалёку находится (более привычный по другим азиатским городам) базар. В районе Тин Шун Вай продавцы на рынке улыбались и махали рукой в камеру, в то время как на рынке в Монг Коке продавцы отворачивались от объектива и кричали что-то неприятное на китайском. Так что даже в таком маленьком государстве как Гонконг действует правило: чем дальше от столицы, тем добрее люди.
Дома на выселках строит не только государство, но и частные фирмы. Когда город-государство выделяет территорию под застройку, то делается это по рыночным тарифам. Земля в Гонконге ограничена со всех сторон морем, то есть спрос высокий, а предложение очень сильно ограничено природными факторами. Застройщик платит дорого за землю, чтобы построить на ней новый дом, а расходы на приобретение земли у государства позже ложатся на жильцов. При средней зарплате в 2500 долларов в месяц, аренда однокомнатной квартиры в центре города обойдётся в 2000 долларов, а однокомнатная на окраине - в 1400 долларов.
Количество площади под застройку не всегда ограничено береговой линией островов Гонконга. 80% территории Гонконга составляют нетронутые леса. То, что государство оберегает природу, безусловно, хорошо, но не когда это стесняет граждан этого государства. 7 миллионов гонконгцев вынуждены умещаться на 20% территории и платить высокую аренду, притом что 80% территории островов ограждено забором как национальный парк, куда можно ходить на несколько дней в поход с палаткой! Возможно, пришло время государству пересмотреть свой план действий и пожертвовать небольшой частью природного наследия, чтобы дать людям возможность разъехаться из коммуналок и обзавестись личным пространством? Возможно, в Гонконге живут и самые продвинутые по уровню айкью люди планеты, но живут они в очень неблагоприятных условиях.
Больше репортажей о
Гонконге и моей поездке по
Юго-Восточной Азии - по ссылкам!