За 11 000 км самолёт пролетел над всей северной Евразией. Взлетев в Пекине в 11 часов утра по местному времени, наш горбатый двухэтажный «боинг» пролетел над Монголией, Алтаем, Сибирью, Уралом, Прибалтикой, Данией и спустя 11 часов приземлился в амстердамском аэропорту Схипхол. С высоты в 11 000 метров открываются фантастические виды на нашу планету. Чтобы увидеть заснеженные пики, тайгу, пустыню, поля и автобаны за один день, нужно купить билет на самолёт дальнего следования и не забыть забронировать место возле окна.
Самолёт-легенда.
На двадцать миллионов жителей китайской столицы работает один международный аэропорт. С городом его соединяет скоростной метро-экспресс, так что добраться сюда легко. В тот день в терминале было спокойно. Несколько дальнемагистральных рейсов международных авиакомпаний ждали команды на вылет. Основной пассажиропоток приходится на китайские авикомпании, а те вылетают из другого терминала.
Самолёт оторвался от земли, коротко пролетел над урбанизированной зоной и быстро скрылся в облаках. Самолёт сильно трясло, несмотря на его размер, пока мы поднимались сквозь облака наверх - туда, где светит вечное солнце.
Взлёт над пригородами Пекина.
Спустя некоторое время облака под самолётом расступились, и я увидел пустыню. Под нами лежала Монголия и красные пески пустыни Гоби.
Монголия.
Граница Монголии и России оказалась невероятно красочной. Как и в случае с другими стереотипами, Монголия ассоциируется с пыльной пустыней, но вдоль границы с Россией проходит мощная горная гряда. В середине мая горные вершины всё ещё были покрыты снегом!
Бортовой компьютер показал, что мы влетели в Россию. Алтайские горы продолжались. Резкие хребты размежевались реками, которые с высоты в 11 000 метров казались витиеватыми ручьями.
Горы постепенно уменьшались, и в какой-то момент началась тайга. Тысячи чёрных точек на белом фоне - это сосны на фоне снега. Даже в мае в этих непроходимых частях России лежит снег! Не удивительно, что здесь никто не живёт!
Вы когда-нибудь видели тайгу?
На скорости 900 км/час даже самые могучие реки кажутся незначительными. Уверен, чтобы перейти Енисей, нужно проехать вдоль течения несколько сотен (а то и тысяч) километров до ближайшей переправы.
Река Енисей. Дальше на север расположен Красноярск.
За несколько сотен (а может, тысяч?) километров до Красноярска небо затянуло тучами. Можно было отвлечься от окна и пройтись по салону самолёта. Я летел на легендарном jumbo jet'е впервые в жизни!
Что делают люди во время длительного перелёта? Часть смотрит фильмы, часть глядит в окно, большинство спит. На верхнем ярусе «боинга 747» элитно, но не так, как в рекламных роликах арабских авиакомпаний: здесь у каждого пассажира есть отдельный уголок с креслом, раскладывающимся в положение дивана, и большие мониторы.
Салон бизнес-класса.
На нижней палубе ведутся разговоры, китайцы почему-то стоят в проходе (видимо, это привычка из автобусных переездов, где большинство пассажиров вынуждены ехать стоя). В углу возле спасательного выхода на крыло группа китайцев заняли места для персонала, чтобы в кругу сыграть в карты. В хвосте «боинга» собралась толпа людей, чтобы заглянуть за ширму, где возилась голландская стюардесса.
Я летел на «боинге 747-400 комби». Комбинированная модификация «боинга 747» означает, что часть отсека отведена под грузовой отсек. Пассажирско-грузовая компоновка в таком большом самолёте плоха тем, что все окна экономкласса смотрят на огромные крылья с корпоративной надписью на закрылках. Лучше вид открывается лишь из окон первого класса, но проходимцев туда, строго говоря, не пускают.
Мы летели девятого мая, но над Москвой и Петербургом висели тучи. Странно, ведь на праздник борьбы с мировым фашизмом непогоду должны были разогнать.
Индивидуальная развелкательная система показывает фильмы, играет музыку и демонстрирует маршрут полёта в режиме реального времени.
Пока я смотрел трёхчасовой блокбастер «Волк с Волл Стрит», принесли второй обед. Разница во времени между Китаем и Европой сбивает организм с толку. Мы взлетели в 11 часов утра, и приземлились спустя 11 часов в 3 часа дня по голландскому времени. Второй обед мой желудок воспринял как ужин, но до сна в тот день было ещё очень далеко.
Гронинген.
Над Голландией снова собрались тучи. При снижении громадный самолёт трясло и кидало из стороны в сторону, как на аттракционе. Сначала за окном ничего не было видно. Сквозь тучи с трудом угадывались очертания берега.
В какой-то просвет между облаками солнце ярко осветило голландские поля. Вся территория Нидерландов расчерчена на узкие полоски. Маленькая страна, расположенная ниже уровня моря, снабжает всю Европу продукцией сельского хозяйства и цветами.
В тот день над Голландией носились сильные ветры. Пилот предупредил, что посадка будет турбулентной. Самолёт долго швыряло, как игрушку. Еда несколько раз поднималась к самому горлу.
Разные районы Амстердама.
Мы пролетели низко над южными районами Амстердама и громко шлёпнулись на ВПП аэропорта Схипхол. На этом тряска закончилась. Я снова ступил на европейскую землю.
Мой Jumbo Jet в аэропорту Амстердама.
Из Амстердама я летел домой в Нюрнберг на маленьком «фоккере-70». В прошлом преуспевающий голландский авиастроитель обанкротился в 1996 годах. Стоит разок полететь на одном из его самолётов, чтобы понять, почему компания исчезла. Из-за расположенных на хвостовой части фюзеляжа турбин в салоне самолёта постоянно жутко шумно. Однажды я по ошибке выбрал себе место в последнем ряду «фоккера». Лететь было час, но за этот час я чуть ли не оглох. Турбина ревёт так шумно, что кажется, будто она находится прямо в салоне.
Фоккер-70 от KLM Cityhopper.
Ремонтные мастерские Фоккера в аэропорту Схипхол.
Вылет из Амстердама перенесли на полчаса из-за сильного бокового ветра. За это ветер на небе успел развести тучи, так что при взлёте я наслаждался красивыми видами Голландии, залитой солнечным светом.
Мы взлетали над южными пригородами Амстердама. Сначала я видел район логистических центров, после него начался район мелкой жилой застройки в голландском стиле.
Когда город закончился, начались поля, реки, болота.
Расстояние до Нюрнберга самолёт пролетает за час. Очень быстро минимализм голландской провинции сменился немецким прагматизмом: автобаны, заводы, электростанции.
Автобан А9 в разных отрезках пути. Слева: самый живописный участок автобана, где дорога раздваивается, чтобы обойти холм. Справа: Нюрнбергский крест, пересечение A3 и A9.
При посадке самолёт пролетел прямо над моим домом! Прилетев с северо-запада, мы описали большой крюк над Франконской Швейцарией и вошли на посадку в аэропорту Нюрнберга с востока.
Форхайм!
За секунду до того, как самолёт коснулся земли, на горизонте я увидел нюренбергскую крепость. В тот момент я осознал, что приехал домой.
Так я рассказал о перелётах по пути следования моего азиатского тура. Я рассказал начало и конец путешествия, а теперь буду, по мере возможности, выкладывать репортажи, посвящённые отдельным городам.
Все репортажи о моём
путешествии в Юго-Восточную Азию - по ссылке!