7000 км: Лаос, Вьетнам, Гонконг, Китай.

May 20, 2014 07:57

Самое длинное путешествие моей жизни позади! Четыре недели с рюкзаком за спиной через Лаос, Вьетнам, Гонконг и Китай. Я проехал 7000 километров, развенчал кучу мифов и стереотипов и отлично провёл время в компании grishasergei’я! Мой лексический запас сократился за это время до нескольких фраз на «симпл инглиш»: «окей/нот окей», «сикен/биф», «пэй доллар» и «ай эм финис», которыми я объяснялся с людьми, совершенно не знавшими английский язык.


Нажмите на карте, чтобы увеличить.
Одним белым пятном на моей карте мира стало меньше. Я узнал, что китайцы - совсем не коммунисты, вьетнамцы - жутко дружелюбные и любознательные, а лао - самый счастливый народ на свете, хотя экономически их страна находится в полной заднице.


Главная достопримечательность Лаоса: храм Пха Тхат Луанг во Вьентьяне.
Моё путешествие началось в Лаосе. Я приземлился в городе Луанг Прабанг через сутки после вылета из Нюрнберга. Нюрнберг - Амстердам - Бангкок - Луанг Прабанг: 10 000 км, 26 часов. Пункт назначения даже не числился в базе данных городов KLM, и на посадочном талоне принтер отпечатал пустое место.


Посадка над рекой Меконг.
За исключением приведённого в туристический вид центра Луанг Прабанга, Лаос запомнился мне как страна выжженной красной земли, гор мусора, пыльных дорог, хибар из пальмовых листьев на сваях, и бесконечного базара, где продаётся всё, что угодно. Все мои переживания по поводу личной гигиены сводились ко времени, проведённому в Лаосе. Немытая посуда, неопределённого происхождения еда, мясо с мухами, малярийные комары, 40-градусная тропическая жара и всепроникающая жёлто-красная пыль.


Лаос существует благодаря доброй воле других стран. Правительство не в состоянии (или не в желании) построить дорогу, мост или, к слову, здание парламента. Все эти жизненнонеобходимые строительные объекты Лаосу дарят другие страны. Таиланд построил во Вьентьяне главную улицу с тротуарами, Швеция заасфальтировала 100-километровый участок шоссе 13, а Венгрия построила мост на шоссе 9. Австралия подарила деревне Бан Хун Хам деревянную лачугу для Tourist Information, Новая Зеландия привела в порядок заповедник возле пещеры Конг Ло, а Китай строит первый в Лаосе торговый центр. Президент этой банановой республики живёт за высоким забором с видом на таиландский берег реки Меконг, а чиновники и мафиози разъезжают на новеньких тонированных «ленд крузерах» и пикапах.


Мусор и крайняя бедность, к сожалению, остались самым ярким воспоминанием из Лаоса. За неделю я встретил лишь двух человек с пузом: оба вышли из тонированного «ленд крузера». Один из них был местным мафиози, а второй - его водителем. В остальном, стране не хватает даже риса на внутреннее потребление, поэтому толстых людей нет. Зато много мусора. Мусора в Лаосе было так много, что в местностях с плоским ландшафтом ветер разносил целофановые пакеты и пластиковые бутылки равномерно на огромную площадь. Среди мусорных гор и равнин игрались дети, готовился обед, спали люди. В общем, это Африка.


Дом лаосской семьи.
30% населения Лаоса не умеет читать, 50% населения - младше 15 лет. Тем не менее, лао - самые счастливые люди, которых я когда-либо встречал. Когда в целой стране нет ни единого торгового центра, двери в домах всегда открыты нараспашку, а монах в оранжевой накидке - единственный грамотный человек в стране, тогда люди обретают простое истинное счастье. Празднование буддистского нового года, когда все обливают друг друга водой на улице, затянулось на неделю. Всё время в Лаосе я возвращался в гостиницу мокрый до трусов, потому что облить водой белого человека обещало лао особенное счастье в новом году.


Если благосостояние Лаоса измерять индексом национального счастья, как в Бутане, то Лаос будет возглавлять список самых счастливых стран. Но уличная нищета, пустые рты без зубов у людей старше 45 лет, отсутствие стариков показало мне, как выглядит жизнь в 23-ей наименее развитой стране мира, где при выезде я дал взятку в 1 доллар, чтобы меня оттуда выпустили. В мире осталось лишь 22 страны, где жизнь ещё хуже, чем в Лаосе, но я туда пока не спешу.


По сравнению с Германией, Вьетнам - бедная, грязная и неухоженная страна, но после Лаоса - это передовое и очень развитое государство. С большим патриотизмом: национальные флаги с большой пятиконечной звездой на красном фоне висят буквально на каждой лавке вдоль нескончаемых вьетнамских придорожных базаров, а в школу дети носят красный галстук.


Вьетнам был самым «коммунистическим» государством на моём пути. Здесь я, наконец, увидел пропагандистские плакаты вдоль дорог, где милиционер и медсестра указывали проезжающим дорогу в светлое красное будущее. Коммунизм не мешает Вьетнаму динамически развиваться. Это восходящий азиатский тигр, где все живут по законам торговли и конкуренции и с удовольствием принимают к расчёту американский доллар. Страна бурно развивается, активно строятся новые дороги и шоссе, пляжи, гостиницы, мосты и аэропорты. О связанном с бурным ростом неравенстве в доходах населения иногда напоминают «роллс-ройсы» на улицах Ханоя. В остальном, Социалистическая Республика Вьетнам так же бедна, как и Народная Демократическая Республика Лаос.






Как и другие азиатские коммунисты, вьетнамская экономика загадочным для меня образом объединяет в себе американский доллар, небоскрёбы, бесплатную медицину, ультрадорогие автомобили и тук-туки. Всё это существует на одной улице. Ночная панорама прибрежного города Дананг превзошла все мои ожидания. В третьем по размеру городе Вьетнама я искал мастерские по пошиву кроссовок, эксплуатирующих детский труд, а нашёл набережную, сверкающие в ночи небоскрёбы и разводные мосты с радужной подсветкой.


Ночная подсветка в городе Дананг.
Мне казалось, что во Вьетнаме будет много европейцев. Хотя Вьетнам и на слуху, но туристов в этой стране пока ещё мало. За пределами установившихся туристских центров таких, как Ханой, Сайгон и Хой Ан, иностранцы встречаются довольно редко. Настолько редко, что многие вьетнамцы просились со мной сфотографироваться. Незнакомые люди просто подходили на улице и знаком давали понять, что хотят фотографию со мной. Белый человек во Вьетнаме - желанный гость, и это после 30-летней войны с белыми за независимость! Когда на пляже Дананга я заходил в море, вьетнамцы с застывшим взглядом и отвисшей челюстью смотрели на меня, как на пришельца или, мне больше нравится сравнение, супермодель. В Европе на меня будут смотреть с таким же удивлением, если я буду ходить по улице в Google Glass.


Южнокитайское море.
Вьетнам запомнился мне вкусной едой, автобусами с кондиционерами, нескончаемым базаром, мопедным движением без правил, райскими пляжами и невероятно дружелюбными людьми. Вьетнам - достаточно экзотическая страна, чтобы хотеть туда поехать, но и достаточно цивилизованная, чтобы взять с собой в дорогу девушку или невесту. Я приберегаю Вьетнам как рекомендацию для оригинального медового месяца кому-нибудь из друзей.


Легендарный вьетнамский траффик.
После Ханоя был Гонконг. Гонконгом я разочаровался. Вместо суперсовременного финансового центра я попал в город, где не принимают кредитные карточки, не дают сдачи в автобусе, не говорят по-английски и живут в скотских условиях в бетонных 50-, 60-этажных домах, где кухня, спальня и гостиная - всё умещается в девяти квадратных метрах. Притом что больше 75% территории Гонконга - девственный тропический лес, люди томятся в узких бетонных квартирах, каждая из которых закрывается снаружи бронированной дверью и железной решёткой.


Коренные жители Гонконга даже не слышали о концепции личного пространства.
Люди в Гонконге были самыми неприветливыми за все 7 тысяч километров путешествия, и я их не осуждаю. Торговцы на базарах, скрытых в нижних этажах бетонных парковок, отворачивались от фотоаппарата. По улицам неслись толпы вечно опаздывающих людей, а на главных туристических улицах пакистанские нелегалы предлагали купить марихуану или поддельный «ролекс» прямо у витрины очередного «гуччи» или «армани».




В каждом общественном месте были развешаны правила пребывания. В метро нельзя курить, торговать, вешать наклейки и проносить объекты длиннее 130 см. В общественном туалете нужно следить за ценными вещами и не падать на скользкий пол, при этом нельзя курить и пачкать. Правила пользования городским парком запрещают езду на велосипеде, торговлю с лотков, курение, собак и под угрозой штрафа в 200 американских долларов просят не кормить птичек. А бордюр набережной с видом на гавань королевы Виктории целиком был завешан запретами! На табличке с запретом часто указывается сноска на соответствующий закон и сумма штрафа: от 200 до 600 американских долларов.


Единственный плюс: Гонконг открыл для меня сезон руфинга. Крыши высотных жилых домов были почти в 100% случаев открыты! Следующие две недели в Китае я посетил множество крыш. Китай и Гонконг - это нераскрытый в блогосфере руфер-парадиз.


Район Монг Кок в Гонконге - один из наиболее плотно населённых регионов мира.
Знаменитая панорама ночного Гонконга выглядит фантастически с противоположного берега пролива, но гулять между самими небоскрёбами невозможно. Весь город был построен для машин, и пешеходам приходится переходить шестиполосные шоссе по ступенчатым эстакадам, которые всегда заканчиваются торговым центром. Весь Гонконг - это один большой торговый центр. Город скорее похож на Монако, где все живут на голове друг у друга, чем на город будущего. Расположенный в двух часах езды от Гонконга китайский Гуанчжоу понравился мне намного больше, да и китайские небоскрёбы отличались более оригинальной архитектурой, чем кубики-переростки из синего стекла.


Остров Гонконг во время лазерного шоу.
Гуанчжоу - один из трёх самых богатых городов Китая. В городе действует огромная сеть метро, построенная всего за несколько лет. Сейчас ведётся строительство нового бизнес-района: несколько небоскрёбов в смелом дизайне обрамляют зелёную пешеходную зону с фонтанами. Под мраморным тротуаром спрятаны две линии метро, автомобильное шоссе, и, конечно же, торговый центр. То, что началось в Гонконге, продолжилось с новым размахом в Китае: каждый выход из метро заканчивался многоэтажным подземным торговым центром, из которого нужно было долго искать выход, пользуясь картой. Выйти из метро в Китае, не попав в торговый центр, невозможно.






Население Гуанчжоу города составляет 12,7 млн. чел. Символ Гуанчжоу, башня Кантон, имеет высоту вместе со шпилем 600 метров.
Китай - очень современное государство, и намного более развитое, чем я ожидал. Освоив технологии строительства мостов, тоннелей и производства асфальта, китайцы покрыли свою страну сетью первоклассных автомобильных дорог и сверхскоростных поездов, а в местах их пересечения построили многоярусные развилки с эстакадами.


Китайцы совершенно не умеют пользоваться картой и объяснять, как куда-то пройти. Не зная английского языка, китаец позовёт двух-трёх сотрудников, прохожих или друзей, они будут долго спорить между собой о названии какой-то улицы, потом один из них вытянет руку направо и скажет «go left». Европейская карта в Китае абсолютно бесполезна. Китайцам не знаком наш тип абстрактного мышления, и они не привыкли пользоваться топографической картой. Вместо неё лучше пользоваться «китайской картой»: яркокрасочной психоделической схемой, где вместо перекрёстков и станций метро отмечены без соблюдения масштаба McDonald's, KFC и ближайший супермаркет. Такая карта не только поможет обратиться к прохожим за помощью, но и окажется более полезной на местности, где не используются названия улиц, а все перекрёстки до боли похожи друг на друга.


Вот, что случается, когда китайцам дают свободу делать что-то и не приставляют к месту их скопления дружинника. Китайский перекрёсток.
Портрет Мао Цзэдуна занимает положенное ему место на воротах Запретного города в Пекине и на обороте денежной купюры. Больше места в жизни китайцев Мао не занимает. В путеводителе шутят, что китайцы - не коммунисты, а атеисты. Буддизма в Китае тоже мало, а все попадавшиеся мне пагоды (кроме тех, что под защитой ЮНЕСКО) оказывались покрашенными новоделами из бетона.


Запретный город в Пекине, закрытая от простолюдинов резиденция императора. "Оригинал, мистер!"
Китайцы - очень работоспособный и предпринимательский народ. Каждый китаец чем-то занят. Шестеро китайцев стригут один куст, двенадцать китайцев строят забор. Рабочая сила здесь ничего не стоит, но и работают люди здесь не по восемь часов в день. В лифтах на приставной табуретке ездит бабушка-лифтёр. Возле турникетов стоит человек, просовывающий билет в отверстие. Посадочный талон на самолёт проверяют втроём. Коммунизм с китайским лицом после смерти Мао незаметно превратился в обыкновенный капитализм: платный транспорт, платные дороги, платное электричество. Коммунизм сохранился в однопартийной системе, за которой строго следят в пределах площади Тьяньанмень и на всех крупных площадях страны. Каждый китаец в городе пользуется смартфоном с широкополосным Интернетом, а цензура и пропаганда спрятаны далеко в глубине системы и туристу не видны.


Город Гуилинь, куда мы приехали сразу после Гаунчжоу, стал базой для просмотра нескольких традиционных достопримечательностей из маршрутов коммерческих туров. Рядом с Гуилинем расположены карстовые горы и рисовые террасы. Необыкновенные пейзажи оказались на деле совсем не такими, как на открытках. Среди карстовых гор мы катались в проливной дождь на велосипедах, а на незасеянные рисовые террасы поднялись на канатной дороге. Из Цианя мы вырвались на полдня за город, чтобы посмотреть Терракотовую армию императора Цинь.






Появление белого человека в Китае вызывает ещё больший восторг, чем во Вьетнаме: люди подходили к нам толпами и просили сфотографироваться. В это трудно поверить, но на привокзальной площади Цианя на глазах у вооружённого патруля мы устроили несанкционированный митинг, собрав вокруг себя толпу китайцев со смартфонами, выстроившимся полукругом, как перед уличными артистами. На главной улице Гуилиня мы поставили табличку «1 free photo» и мгновенно собрали вокруг себя толпу китайцев с фотоаппаратами. Даже в Пекине, в самый последний вечер, когда мы отправились на заключительную прогулку вокруг оцепленной и закрытой на замок площади Тьянанмень, на фоне портрета Мао со мной сфотографировались двое человек! Жалко, что в Германии я не вызываю такой симпатии!


Улыбаемся и машем!
Ещё в школе мы учили, что в Китае представлена вся таблица элементов Менделеева. В Китае есть всё, и многое из этого зачастую представлено в огромных масштабах. Китай - это страна бесконечных автобанов, сверхскоростных поездов, многоярусных эстакад, огромных портов, бескрайних полей и высоченных небоскрёбов.


Новый жилой массив.
При этом огромная часть из 1 350 000 000 человек до сих пор живёт в примитивных условиях в деревне и практически не пересекается с богатеющим классом городских жителей. Оба китайских мира пересекаются на привокзальной площади, где томящиеся в ожидании электрички крестьяне сидят на мешках и коромыслах на фоне сверкающих синим стеклом небоскрёбов. Три четверти населения Китая проживают в деревне, вдалеке от мегазаводов и скоростных автодорог. Да, то, что я сейчас скажу, звучит заезженно и шаблонно, но Китай - это страна контрастов, и понять её за один визит невозможно.




Непарадная сторона жизни в Китае.
А ещё в Китае много полиции. Вход на все станции метро - через рентген. Вход на площадь Тьянанмень - по паспорту и личному досмотру, работает до 6 вечера. Вход в национальный музей в Пекине вообще разделён на китайских граждан и иностранцев. Что делают с китайцами на отдельном входе - загадка. Привокзальные площади всех крупных городов отделены от вокзала мощным металлическим забором. Вход на вокзал - через металлодетектор с проверкой сумок. На крупных площадях караулят военизированные патрули: три-шесть парней в бронежилетах с заряженными автоматами наперерез и пальцем на курке. В солнечных очках в стиле “police”, солдаты оберегали коммунизм на площади. По вечерам на важных перекрёстках дежурят форсированные микроавтобусы с тонированными стёклами и спутниковой тарелкой на крыше. Там, где нет полицейских, дежурят дружинники. Очень душевные люди, кстати. Режим аэропорта перенесён на все места крупного скопления людей. Зато курить можно везде.




Полицейский патруль на привокзальной площади Цианя и дружинник на пекинском Западном вокзале.
Моё путешествие закончилось в Пекине. Сюда я приехал на сверхскоростном поезде (1200 километров за 4,5 часа), а назад улетел на «горбатом» боинге 747.


Ресторан едет со скоростью 299 км/час.
Китайская столица - крупнейший город, где я бывал до сих пор. К сожалению, мне не удалось испытать на себе жизнь в мегаполисе. Как назло, все дни в китайской столице светило солнце и дул лёгкий ветер. Я не видел ни смога, ни «пушеров», запихивающих пассажиров в вагоны метро, ни пробок на дорогах - я совершенно не ощутил 20 миллионов жителей. Киев в районе железнодорожного вокзала я нахожу гораздо более неприятным и переполненным, чем Пекин.


Больше всех других достопримечательностей меня впечатлила Великая китайская стена. Мы выбрали заброшенный отрезок стены, и целый день лазили по стене, не встретив не единого человека. Если когда-нибудь я снова буду в Пекине, я обязательно повторю подъём на Стену. Ощущение, которое даёт это гигантское сооружение из камня - невероятно.


Визит в Китай развенчал множество стереотипов. Оказалось, что китайцы пьют не чай, а кока-колу, активно пользуются интернетом, любят иностранцев и не ходят на первомайский парад. Первомай в Китае - это не выставка баллистического оружия, а большой базарный день. Кушают китайцы не утку по-пекински и не скорпионов, а пирожки с мясом и вареники. Китайцы совершенно не обязательно маленького роста. Северяне намного выше (и толще) китайцев с юга. В Пекине я никогда не был самым высоким человеком в вагоне метро, в то время как в Гуанчжоу я даже не помещался в предусмотренный дверной проём.


Как и следовало ожидать, от четырёх недель работы я устаю гораздо больше, чем от четырёх недель дорожных приключений. Я очень много увидел, попробовал и испытал. Я счастлив самым длинным приключением в моей жизни! Несколько дней после приезда организм думал, что он в Китае. Сны о китайцах прерывались в пять часов утра (11 часов дня по пекинскому времени), после чего я ходил по квартире в ожидании, когда откроется первый магазин. Сейчас мой биоритм устаканился, и всё приключение казалось бы фантастикой, если бы не тонны фотографий, ожидающих обработки.

Вьетнам, Лаос, доволен, Гонконг, поездка, Китай, счастлив, Азия

Previous post Next post
Up