Ереван. Часть 3. Советский модернизм.

Oct 07, 2013 08:08

Советская Армения наслаждалась большей степенью культурной свободы, чем, к примеру, Украина или Беларусь. Здесь, вдали от центра цензуры, разрешалось снимать фильмы на национальную тематику, поддерживалось обсуждение национальных вопросов, таких как геноцид 1915 года, и поддерживалось развитие региональной культуры. Эта свобода нашла отражение и в архитектуре. По Еревану разбросано немало памятников советского периода, вошедших в учебники мировой архитектуры.


Кинотеатр "Россия" имел рабочее название "Ноев ковчег", что и нашло отображение в его форме.

Образцы неоклассицизма в центральном Ереване я показал в обзорном репортаже. Красный туф, колоссальные колонны и вычурные фризы с листами аканта можно найти в разных частях той части Еревана, которая была спланирована согласно генплану архитектора Таманяна в 1920-х годах.


Площадь Республики в Ереване построена в так называемом стиле Таманяна.
И если музей Армянской литературы, Матенадаран, завершённый в 1959 году, ещё эксплуатирует так называемый стиль Таманяна, прибегая к неоклассическим приёмам с пилястрами, реалистичными скульптурами и широкой парадной лестницей, то расположенный в соседнем квартале кампус политехнического института был построен уже в соответствии со своим временем в стиле советского модернизма.

Создатель армянской письменности Месроп Маштоц перед институтом Матенадаран в Ереване.


Корпуса Ереванского политехнического института.
Ереванский политехнический институт отображает тематику своих исследований на фасадных барельефах, как видно на фронтоне 9-го корпуса.







Здание музыкальной академии в стиле кубизма (если такой был в истории архитектуры). Возможно, оригинальное геометрическое оформление фасада этого здания не сразу найдёт поклонников, но оно хотя бы имеет собственную идентичность, в отличие от элитной жилой высотки из синего стекла на заднем плане.


Музыкальная академия в Ереване.
В 1950 году на горе над центральным Ереваном был установлен памятник Сталину. Огромный диктатор в камне глядел на армянскую столицу в сторону горы Арарат. После развенчания культа личности в 1962 году Сталина на старом постаменте сменила новая статуя Мать-Армения. Советская женщина держит в мускулистых руках огромный меч, как бы защищая Армению от атаки со стороны Турции. В 33-метровом постаменте спрятан музей обороны Армении, в прошлом - музей Второй мировой войны. К статуе Матери-Армении возлагают цветы каждый год на День Победы.


Одно из самых необычных зданий находится за пределами центра Еревана. Спортивный комплекс имени Карена Демирчяна используется для проведения концертов, выставок, промышленных ярмарок и политических саммитов. Как огромный жук, это здание на горе Цицернакаберд возвышается над центром Еревана.


Вид на гору Цицернакаберд и Спортивный комплекс.
Спортивный комплекс был открыт в 1983 году, но после пожара в 1985 году ещё два года был закрыт на ремонт.




В 2005 году здание было продано армянскому олигарху из Москвы. Условием продажи было сохранение имени и предназначения здания. В течение следующих трёх лет здание было снова закрыто на реконструкцию.


Главный вход в спортивный комплекс.
Обновлённый спортивный комплекс открыл свои двери в 2008 году. Несмотря на недавний ремонт, под парадной лестницей осыпалась штукатурка, многие стёкла разбиты, фонтаны не работают. Эта грустная картина резко контрастирует с аккуратно ухоженной тротуарной плиткой и новеньким синим стеклопакетом внутри самого здания.



Спикер армянского парламента Карен Демирчян, чьё имя увековечено в названии спортивного комплекса, был убит во время теракта в 1999 году.


Интерьер спортивного комплекса в Ереване.
Спортивный комплекс демонстрирует в камне, как много художественных свобод допускалось в архитектурной среде Советской Армении. Комплекс на горе Цицернакаберд трудно представить себе в славянском советском городе.


Спортивный комплекс в Ереване.
Ещё один интересный образец советской архитектуры посвящён самому больному вопросу армянской истории. На окраине горы Цицернакаберд, рядом со Спортивным комплексом, откуда открывается вид на центральный Ереван, расположен мемориал жертв армянского геноцида. В 1915 году, в разгар Первой мировой войны из опасений сепаратизма со стороны оккупированных ранее армянских земель на востоке страны османский султан начал резню и насильственное переселение около миллиона армян, оказавшихся на турецкой территории. В 1915 году геноцид армян был признан странами-участницами Первой мировой войны как преступление против человечества, впервые в истории. Обсуждение геноцида армян в Турции является табу, дипломатические отношения между двумя странами крайне тяжёлые, а после войны с Азербайджаном в начале 1990-х годов Турция более десяти лет закрыла дипломатическую миссию в Ереване. Движение людей и товаров между Турцией и Арменией было прекращено и возобновлено лишь недавно.


Мемориал жертвам армянского геноцида на горе Цицернакаберд.
Мемориал армянского геноцида состоит из обелиска и вечного огня, скрытого под двенадцатью наклонёнными гранитными плитами, символизирующими двенадцать провинций Великой Армении. Мемориал был построен в 1965-67 годах.


Вечный огонь в мемориале Цицернакаберд.
Кинотеатр «Россия» (1974 г.) называется в Сети памятником неживой истории. Массивный, провоцирующий бетонный ковчег здания кинотеатра имел рабочее название «Арарат» или «Ковчег». Кинотеатр планировался как художественный центр, под влиянием которого, в свою очередь, формировалась площадь, транспортная развязка и окружающая жилая застройка. Проект здания в стиле брутализм стал ответом группы ереванских архитекторов на предварительно утверждённый проект здания в уже устаревшем на то время стиле Таманяна: из красного туфа с колоннами.


Будто Ноев ковчег, бывший кинотеатр "Россия" является видной доминантой площади. Длинная ровная ось многоэтажного жилого дома на заднем плане прекрасно контрастирует с изогнутыми очертаниями двух кинозалов.
Время внесло свои коррективы. Это броское здание больше не является местом встречи интеллектуальной элиты Еревана. Рынок вытеснил кинотеатр, вырвал элементы внутреннего декора, отправил кованные авторские решётки на металлолом, завесил фасад здания рекламой, а окружающую территорию с фонтаном и прогулочной зоной заставил цветными палатками барахолки. За всем многообразием форм лотков и рекламных плакатов трудно разглядеть первоначальный замысел архитекторов.


Бывший кинотеатр "Россия" нынче стал базаром.
Ереван обогатился самобытными архитектурными проектами в годы СССР. Я показал лишь несколько зданий, которые я успел посетить за время, поведённое в городе. За кадром остались открытый зал кинотеатра «Москва», ныне несуществующий дом пионеров, старое здание рынка и телевизионная вышка.


Вид на Ереванскую телевизонную вышку из Лунапарка.


Пример современной жилой архитектуры в Ереване.

К сожалению, история яркой самобытной архитектуры закончилась с падением СССР. Современная армянская архитектура развивается по тем же канонам, что и любая другая в восточной Европе. Принцип «побогаче» доминирует в застройке Северного проспекта, с его абсолютно неуместными колоннами и гипсовой лепниной. Принцип голубого зеркального стекла присутствует в тех нескольких «элитных» высотках в центре Еревана. Типовой пластиковый стеклопакет замещает дизайнерские рамы 1960-х и уродует наземные павильоны метро. Хочется верить, что по окончании периода первоначального накопления капитала в Армении снова появится архитектурная школа, чьи творения украсят страницы мировых энциклопедий современного искусства.

Больше репортажей о Ереване, Армении и прочих городах по маршруту моего транскавказского путешествия - по ссылкам!

Армения, Ереван, Кавказ, счастлив, доволен, поездка, фото

Previous post Next post
Up