В отличие от многих других стран мира, главное события года в Германии - не Рождество и не распродажа на день Благодарения, не годовщина первого полёта человека в космос и, разумеется, не День Победы. Эпицентр немецкой общественной жизни приходится на спортивный календарь. Чемпионат Европы по футболу 2012 года, проводившийся в родной мне Украине, я наблюдал из Германии. Я не мог пропустить главное событие года, и хотя в тот день фотоаппарат оказался под рукой совершенно случайно, я выжал из него все соки. Под катом я спрятал очень развёрнутый репортаж о футбольной мании в Германии, подкрепив его фотографиями четвертьфинала EM-2012 Германия-Греция глазами нюрнбергских болельщиков.
Германия, знаменитая строгим порядком и суровой полицией, расслабляется два раза в году. Один раз - на пивной фестиваль, который проводится буквально в каждой деревне этой страны. Во второй раз страна гуляет по поводу чемпионата по футболу. Не важно, какой уровень соревнования, важен только результат - из возможных исходов принимается лишь один, победа собственной сборной. На время чемпионата в Германии вводится футбольный закон: шуметь можно допоздна, можно распивать пиво в общественных местах, галдеть, переходить дорогу в любом, даже самом неположенном для этого месте, вывешивать хвосты флагов на движущихся транспортных средствах, громко смотреть телевизор, и даже запускать фейерверк во дворе! Во время чемпионата по футболу терпится поздний приход на работу в день после победы сборной или ранний уход в день матча, чтобы успеть в пивную до начала трансляции.
В каждом уважающем себя городе Германии возводится огромный экран, который транслирует матчи к радости многотысячной толпы разукрашенных фанов. Немецкая пивная не была бы достойной своего гордого имени, если бы она не купила плазменный экран и не выставила его на улице. По экрану транслируют самый простой канал, обычно ARD или ZDF, один из двух государственных немецких телеканалов, на содержание которых честные граждане ежемесячно платят специальный налог.
На время чемпионата по футболу Германия превращается в живой праздник. Главная тема обеденного перерыва: вчерашний матч. Справедливости ради отмечу, что немцы переживают не только за успех своей футбольной команды, но также поддерживают и другие страны. Например, в матче Украина-Англия, где ваш покорный слуга тщетно махал флагом в пивной в Эрлангене в знак поддержки украинской сборной, остальные посетители тоже переживали из-за неудач запорожских казаков.
Однако сразу после поражения немецкой сборной интерес к футболу пропал. Флаги исчезли с автомобилей уже на следующий день. И если в день после матча в столовой мы ещё говорили о позоре германского спорта, то уже на следующий день о футболе все забыли. Матч Испания-Италия интересовал уже только настоящих фанатов, те, кто махали чёрно-красно-золотым триколором ретировались в вечер проигранного полуфинала.
Немцы переживают за свою команду искренне, но толпой, то есть голос каждого отдельного болельщика затухает в общей массе восторга и возмущения. Люди, независимо от их социального статуса и образа жизни, наряжаются в яркие костюмы, чтобы с дуделками и флагами поддержать сборную, и абсолютно неважно, где ведётся матч - в Йоханнесбурге или Донецке.
В футболе есть что-то очень свойственное немецкому образу жизни. Это и наличие подходящей обстановки , ведь что может быть лучше, чем болеть за футбол с друзьями в пивной после работы?. Общая спортивная форма в Германии располагает к интересу к профессиональным событиям. В Германии постоянно действуют четырнадцатиуровневая иерархия лиг, от профессиональной Бундеслиги до самой мелкой дворовой региональной лиги, в которых состоит большая часть населения страны. Печально известная эмансипация сказывается в том, что за футбол в Германии болеют и женщины тоже, а немецкая женская сборная по футболу - признанный фаворит всемирных соревнований. А чего хочется больше всего после второго литра пива, как не покричать и не спеть песню толпой?
В Германии, как, впрочем, мне доводилось слышать и о других странах Европы, исполнение гимна требует подобающей обстановки. На моих собственных глазах перед матчем Германия-Португалия весь контингент эрлангенской пивной встал и хором спел гимн. Я не люблю массовые мероприятия и всяческие проявления массовой сознательности, но исполнение гимна, я считаю, относится к понятию гражданского долга. Красиво!
На работе я как-то раз высказал мысль о том, что немцы - очень патриотичны, когда речь заходит о футболе. Меня осенило, когда буфетчицы в нашей столовой пришли на работу в майках футбольной сборной и нарисовали себе на щеках немецкий флаг. Сотрудники освистали меня вместе с моим выводом. В Германии не принято говорить о патриотизме, здесь он всё ещё касается событий 80-летней давности. Грань между патриотизмом и национализмом, действительно, тонкая, и чтобы не проводить её вообще, в Германии патриотизм принято относить к последнему.
И вправду, немцы не самый патриотичный народ на свете. Здесь не празднуют День Объединения так, как в Норвегии празднуют День Государства или в России - День Победы. Здесь не принято кричать о том, что Германия - самое лучшее место на свете, хотя подсознательно, я уверен, многие так и думают. И это не безосновательно: Германия, действительно, одно из самых организованных, эффективных и продвинутых государств мира. Проблема осознания собственного патриотизма внутри Германии сказывается на внешней политике: правительство пытается навязать объединённой Европе немецкий образ жизни, повсюду сталкиваясь с прочным сопротивлением. Политики навязывают своё, немецкое видение «правильной» жизни остальным участникам европейского континента, в то время как среди простого народа патриотизм считается чем-то нежелательным.
В любом случае, какие бы законы ни действовали в Германии в мирное время, на время футбола страна преображается. Меняется распорядок движения транспорта, растёт потребление лёгких алкогольных напитков (какой футбол без пива!), люди вывешивают с балконов флаги, автомобилисты крепят флажки на боковые стёкла, а на зеркала надевают резиновые перчатки в цветах флага. Семейная жизнь переползает либо к телевизору, либо в любимую пивную, если погода располагает.
Больше всех за футбол радуется подрастающие поколение. Как видно из моих фотографий, основная масса болельщиков, посещающих так наз. live viewing,то есть прямую трансляцию под открытым небом, относится к возрастной группе 16-19 лет. Тинэйджеры радуются больше остальных, на время чемпионата им можно то, что запрещают иначе строгие родители и не менее строгие гимназиальные преподаватели. Замотанные во флаги раздетые девочки, раскрашенные парни, дети-панки расхаживают по городу без какого-либо наказания. В местах большого скопления людей, как в случае моего репортажа, на нюрнбергском вокзале, караулит полиция, но на моих глазах она не вмешивалась ни разу. Под её строгим присмотром в вечер футбола можно всё: галдеть, распивать пиво и бросать бутылки, дудеть и мусорить. Хотя последнее и можно, этим пользуются далеко не все (см. фото).
Я хорош помню мой первый культурный шок от увлечённости немецкого народа футболом. Летом 2010 года весь Байройт болел за немецкую сборную в ЮАР, и на время игр город в буквальном смысле слова вымирал. Люди собирались либо в местах трансляции матчей, либо дома перед телевизором.
Во время чемпионата Европы по футболу этого года я тоже несколько раз собирался с нашими соотечественниками в Эрлангене, где мы в полной экипировке «вболівали за наших». За немецкими играми я не следил, но произвольно знал результат каждого матча. Пока я сидел на балконе и писал репортажи в ЖЖ, я слышал вопли соседей и по интонации догадывался, в чьи ворота залетел мяч. После игры Германия-Италия наступила тишина.
Старожилы утверждают, что футбольная мания является приобретением последних лет. По словам нескольких моих коллег, во времена немецкой марки такого восторга от футбола не было. С чем же тогда связан спортивный психоз современной молодёжи?
В пятницу, 22 июня 2012 года, когда все порядочные немцы заканчивали рабочую неделю и готовились к футбольной трансляции из Гданьска, я встречал гостью на вокзале Нюрнберга. Совершенно случайно в моём рюкзаке оказался фотоаппарат. После нескольких попыток сфотографировать ярко раскрашенных фанатов в главном фойе вокзала, лёд тронулся. Фанаты сами с удовольствием позировали фотографу, а фотограф был счастлив, как гончий пёс, которого вывели на охоту. За последующие два часа я сделал 400 кадров.
Как и все европейцы, немцы любят фотографироваться и не испытывают проблем, если к ним подойти и предложить сфотографировать. Этот репортаж является свидетельством доброй воли, ни один изображённый на моих карточках человек не пострадал. Некоторые ребята, которых я сфотографировал, оставили мне свой имейл, и я отправил им их фотографии по почте. Правда, лишь спустя три недели :)
Болельщики начали собираться на главном вокзале Нюрнберга задолго до начала трансляции. Здесь они ждали друзей, настраивались духом, разгонялись слабым алкоголем и просто веселились.
От вокзала огромная толпа проехала две станции метро и снова появилась на поверхности возле Вёрдервизе. Отсюда обособленные группы друзей, объединённых общим интересом, начали движение к месту проведения прямой трансляции. Из одиноких клик образовалась огромная толпа, такой толпой фанаты продолжили движение к большому телеэкрану.
В Нюрнберге есть два места проведения массовых беспорядков мероприятий. События, требующие пространство на сотни тысяч людей, проводят либо на юге города, возле озера Дутцендтайх (Dutzenteich), либо на лужайке Вёрдервизе (Wöhrderweise) возле одноимённого озера (Wöhrdersee). Площадка вокруг озера Дутцендтайх была построена в смутные тридцатые годы для нужд нацистской партии как место проведения Нюрнбергских гонок - многосоттысячных факельных шествий одурманенных популистской идеологией людей с поднятыми локтями. Из гигантского запланированного комплекса было построено лишь одно здание, Цеппелинфельд. Его вместимость составляет 100 000 человек. Раньше с главной трибуны раньше вещал фюрер, а нынче здесь проносятся ежегодные автомобильные ралли. В четверг здесь будет стартовать мой забег
B2RUN, я буду выступать в корпоративной футболке за своего работодателя. Приходите поддержать!
Главное преимущество бывшей партийной территории заключается в её размерах и отдалённости от центра. События, происходящие на Дутцендтайхе, не задевают инфраструктуру центра Нюрнберга. Сюда доходит отдельная ветка пригородной электрички, а на время больших событий сюда ходит специальный поезд. Здесь же расположен и нюрнбергский футбольный стадион, бывший Frankenstadion, ныне EasyCredit Stadion, переименованный в честь главного спонсора. Фотографии Дутцендтайха и Цеппелинфельда я выкладывал ранее, в моём
репортаже с последнего этажа бывшего еврейского общежития на заводе Grundig.
На Вёрдервизе проходит события меньшего масштаба, например, Нюрнбергский марафон или пивной фестиваль. Вёрдервизе расположен буквально в центре Нюрнберга, в трёх минутах езды от вокзала. Здесь традиционно проводится прямая трансляция футбольных матчей.
Вход на территорию бесплатный, но ограждён в целях безопасности. Каждого болельщика осматривает сотрудник службы безопасности. На фотографиях хорошо видно, что никто не спорит и не пытается обойти заграждение. Огромная масса полупьяной молодёжи выстроилась в очередь и мирно ждала допуска на территорию. Для дам действует отдельный вход.
В кустах караулит полицейский патруль. Согласитесь, что когда стражи правопорядка ездят на таких автомобилях, убегать не хочется. Немецкая полиция обмундирована по последнему слову стиля и техники, один их крепкий вид и здоровое выражение лица обезоруживают.
Когда я впервые увидел огромную толпу, двигавшуюся в сторону Вёрдервизе, я оказался морально не готов. Я никогда ещё не видел такую огромную массу людей, шагающую по поляне в одном направлении. На территорию live viewing почему-то не пускали с рюкзаками, так что вход для меня оказался автоматически закрыт.
Болеть в Германии можно не только за немецкую сборную. Несмотря на достаточно обострённые отношения между Германией и Грецией ввиду финансовых неполадок в последней, в Нюрнберге встречались футбольные фаны с греческими флагами. В городе встречались машины и велосипеды с испанскими и итальянскими флагами. На городской стене Нюрнберга возле Мариентор (Marientor) даже висел украинский флаг.
Венеция и Рио знамениты карнавалом, Франция - праздником молодого вина, Норвегия - белыми ночами, а Германия - футболом! Чемпионат приносит даже в самые отдалённые уголки Германии оживление и темп: все спешат на футбол, вся страна переживает за 11 человек в белых майках. В течение двух-трёх недель сердце страны бьётся в унисон: станет ли сборная Германии в очередной раз чемпионом? Когда Германия вылетила из соревнования в полуфинале, я даже немного расстроился. Мне было жалко не команду, мне не хотелось терять настроение праздника. Праздник прекратился, и до следующего яркого события осталось ждать ещё два года.
Больше репортажей о
Нюрнберге и
Германии - по клику!