Картезианская проблема и Китай

Jul 29, 2020 20:45

В философии есть одна очень важная тема, которая касается реальности бытия. Насколько мы знаем, что мир вокруг нас реален? Как эта реальность образовалась? Можем ли мы её познать?

Проблема реальности является одной из центральных в Западной философии. Наиболее простой и элегантный ответ на вопрос о реальности мира дал, как известно, Рене Декарт. В знаменитом эпизоде, когда он был расквартирован в Баварском городе Нойбурге в доме с огромной печкой, Декарт рассуждал о реальности, и о том, насколько она может быть отличима от иллюзии. Тоггда он разделил эту проблему на две и решил их последовательно. Первое, что сделал Декарт, обосновал реальность самого себя, мыслящего субъекта познания: его знаменитое «я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum). Вторым шагом необходимо было обосновать реальность объекта, внешнего мира. И тогда Декарт дал довольно простой, но совершенно Западного толка ответ. Гарантией рельности мира является всеблагой Бог, тот кто создал этот мир, его источник. Именно благонамеренность Бога (известная в христианской теологии) является гарантией человеческой сенсорной системы, которая может постигать мир в неискажённом виде. Однако его обоснование реальности объекта не было окончательным. Так, полтора века спустя, Иммануил Кант осуществил переворот в философии, посулировав принципиальную непозноваемость внешних к человеку объектов такими как они есть (Ding an sich). То есть, он упразднил саму необходимость обосновывать реальность внешнего мира.

Тем не менее, значение решения Декарта сложно переоценить, так как оно имело большое влияние на начальном этапе развития эмпирической науки. Всеблагой Бог являлся универсальным обоснованием чувственного опыта, а значит, можно было ставить эксперименты с объектами внешнего мира, и с их помощью прояснять реальность.

Но далеко не во всех культурах такая аргументация оказывается возможной. Так, меня всегда интересовало, как подобный вопрос решили бы в Китае. Поскольку Китай - это цивилизация, которой свойственно глубокое ощущенние реальности бытия. Так, в XXI веке Китай стал сильной научной державой, целым научным миром, сопоставимым по своему масштабу с Западным. Кроме того, известно серьёзное отношение китайцев к истории. Прошлое страны знает периоды, когда исторические книги и сочинения сжигали. И тем самым становится очевидно, что за историй полагали большое влияние на человвеческие умы, а действительность и реальность бытия для китайцев не подлежат сомнению. Порой даже возникает такое ощущение, что в Китае терзания подобные тем что волновали Декарта просто не приходили никому в голову.

Так собственно, почему? Как отличить подлиную действительность от снов, бреда и иллюзий если ты китаец? И сегодня я наконец-то получил ответ на этот вопрос.

Реальность чувственного опыта строится на его соответствии общей картине мира. То что в английском языке можно назвать словом consistency. Consistency is a criterium. Каждый новый кусочек информации от сенсорной системы человека это как бы кусочек пазла, и сравнивая его с той картиной пазла что была выстроена до этого, можно определить, является ли новый кусочек её частью или нет.

Это совершенно блестящее, простое, и наиболее китайское обоснование, которое только можно себе представить. Оно прекрасно соотносится и с китайскими представлениями об образовании и с китайским иероглифическим письмом. Общее диктует частное. Частное должно соотвествовать общему. Именно поэтому и история играет такую важную роль для текущей политики.

Безусловно, такое представление не лишено проблем, и западный философ сразу усмотрит в нём ряд серьёзных изъянов, требующих дальнейшего прояснения. Однако сегодня я просто очень рад, что мне наконец-то дали ответ на вопрос, который долгое время не давал мне покоя.

Кстати, если сделать довольно нехитрую интерпретацию, именно поэтому наука не могла развиться в Китае с той скоростью, как это произошло на Западе. Но когда сама наука оформилась и китайцы её восприняли, ничего не смогло остановить её дальнейшее масштабное развитие в стране. Однажды став сильной научной державой, Китай уже не перестанет ею быть.

китай, китайцы, наука-религия

Previous post Next post
Up