В Тривандруме прошла церемония омовения божеств храма Падманабхасвами. Это один из самых известных и богатых храмов Индии. Говорят, там недавно нашли спрятанные сокровища, то ли на 2, то ли на 20 миллиардов долларов. Несколько тонн драгоценных камней! Так много, что решили даже не вывозить, а оставить в храме под надежной охраной. Туда не пускают иноверцев, и даже фотографировать храм снаружи (!) запрещено. Так что подобная церемония выноса божеств-мурти - редкий шанс для иностранцев их увидеть. Этот ритуал проходит лишь два раза в год. Процессия, состоящая из жрецов, слонов и почетной стражи, идет от храма к берегу Аравийского моря. Вот так, примерно, все это выглядит.
В процессии в качестве почетного эскорта участвуют отряды полиции, вооруженные ружьями и обнаженными саблями. Сабли выглядят так, будто им лет 200-300. Возможно, так и есть.
Без слонов тоже не обошлось. Но публику стараются близко к ним не подпускать, чтобы слоны не пугались.
Слоны принадлежат разным храмам, которые тоже отправляют своих божеств присоединиться к главной процессии.
Кажется, это мастера старинного индийского единоборства калари-пайату.
На вид дядечки с мечами и щитами выглядят не слишком грозно. Наверное, их задача - не драться, а просто охранять традицию.
Огненосные женщины.
Царь полей-кукуруза. Индийский вариант.
Подсолнухи и кукуруза тоже участвуют в процессии.
Конная полиция.
Полуголыми жрецами-браминами одеты не только именно жрецы. Часть из них - это военные, полицейские, чиновники. Но традиционная одежда у тех, кто имеет дело с божествами, не должна иметь швов. Торс у мужчин должен быть открыт. Последнее, вероятно, для того, чтобы было видно наличие или отсутствие браминского шнурка - символа высшей касты.
Несмотря на пасмурную погоду, зонтики - не для слонов. Это для божеств, которых затем посадят на спину слонам.
Здесь изображение божества похоже на штурвал парусного судна.
Вот они, божества храма Падманабхасвами. К сожалению, главную статую - 13-метрового лежащего Вишну с цветком лотоса, растущим из пупка, - вынести из храма нельзя. Поэтому для праздничных церемоний используются малые переносные божества.
Конструкция, на которой несут священные изображения, довольно тяжелая. Храмовых служителей обычно набирают из браминов покрепче.
В походе участвуют и спецназовцы с автоматами. На всякий случай.
Колонна выходит за пределы города и идет мимо территории старого аэропорта в сторону моря.
Кажется, военным нравится охранять это мероприятие.
Накрапывает мелкий дождь, но большинство участвующих улыбается. Лишь один пытается спрятаться от дождя под полиэтиленовый пакет.
Многочисленная публика вооружена зонтами.
Индийские школьники салютуют мне мороженым.
Возле входа в аэропорт процессия свернет на его территорию. Постороннюю публику туда не пустят.
Право руля! Зеваки отстали. Вход только для избранных.
На территории аэропорта тоже происходит что-то интересное. Снимаю телевиком, повиснув на заборе с колючей проволокой. У меня пропуска на взлетную полосу нет.
Юный махаут-погонщик слонов.
Пришлось объехать аэропорт с другой стороны. Мурти уже прибыли на пляж. Сейчас их будут купать.
Брамино-армейской охраны очень много. Близко не дают подойти.
На алтарь из кучи песка поставят статуи перед купанием.
У моря скопилось множество людей. Все хотят лицезреть церемонию. Но близко подобраться почти невозможно.
Жгут факелы, поют. Что-то в этом есть средневековое.
Куча песка, на которой стояли статуэтки, зарядилась от них благостью. Все стараются прикоснуться к освященному песку.
В сильном морском прибое некоторые брамины вымокли. Сушатся также, как это делают морские птицы - расправив крылья.
Церемония закончилась, публика расходится.
Пляжное фото на память.
Click to view
Ну, и кусочек видео вдогонку.