Удивительное дело: Мурманск это самый крупный город в полярном круге, но там не холоднее, чем в Москве, серьезно. Иной раз даже теплее. Всему виной течения: Гольфстрим отапливает незамерзающий Кольский залив, а тот, в свою очередь, греет воздух. При этом климат, говорят, очень тяжелый. Да, здесь не бывает холодно, но и тепло тоже не бывает. Как будто что-то избавил город от суровой зимы, расплатившись за это летом. Местные в отпуск тут едут не «куда-то туда», а в первую очередь «отсюда». Но нам-то что - мы попали в золотые деньки, всюду елки с гирляндами, народ весел, весь город куда-то радостно спешит. Снег пушист, во всех окнах свет - лепота.
А графити, между прочим, в Мурманске бомбят душевно
Про полярную ночь, для тех кто не видел. Совсем уж ночь-ночь-ночь мы не застали, она в декабре. А под новый год сутки выглядят так: 20 часов темнота, еще 4 часа сумерки - это как раннее утро, переходящее в поздний вечер. Кажется, что длятся они безумно долго. Представляю, как можно от них устать, если живешь тут постоянно.
Я, порт и сумерки белой ночи. Самое светлое время суток
Когда едешь по Мурманску, порой испытываешь странные чувства. Иной раз видишь город, построенный через силу. Город, построенный по необходимости. Когда кончилось место на равнине вокруг порта, Мурманск полез на скалы - от безысходности, а прекрасный вид из нашего окна это скорее побочный продукт. Спальные районы смотрят на центральную площадь сверху вниз. И с названиями улиц похоже - имена подобраны так, словно придумывал их некто, живущий, в Бомбее или каком-нибудь Бангкоке. Ну вот скажите как кинотеатр в центре Мурманска можно назвать «Мурманск»? Это как назвать своего ребенка Ребенок. Тоже самое по мелочи - ну почему один из проездов тут «Северный»? Это берег Баренцева моря, тут любой проезд настолько северный, что севернее почти что и некуда. И не факт, что Рыбный проезд самый рыбный в округе, а Флотский наиболее флотский. Но и времени на формирование названий естественным путем не было, Мурманску как городу еще и века не исполнилось. Смысл существования города - порт. Там была найдена суровая докерская елка, суть одетый в гирлянды подъемный кран и не менее эффектный символ суровой докерской любви.
Судя по всему, это голубятня
Атомный ледокол «Ленин» на удивление маленький. Не речной трамвайчик, конечно, но его всегда фотографировали с таких героических ракурсов, словно ему верхняя палуба «Титаника» по ватерлинию. А на деле выглядит как шлюпка стоящего по близости действительно огромного корабля Росатом.
Хобот Ленина. Обратите внимание, как трогательно атомный ледокол привязан за пожарный шланг к фонарному столбу. Разве не прелесть?
Отдельной строкой - памятник погибшим во время Великой Отечественной солдатам, защитникам севера. Памятник зовут Алеша, и он мало того, что огромен, как еще и стоит на вершине сопки. Так что его видно за многие километры. Смотрит Алеша строго на запад, а потом развернут к городу, скажем так, тылом. И то и другое как бы намекает.
Рядом с памятником понимаешь, как в сущности, мрачны эти края.
Собственно, сам новый год мы встречали в квартире. Случилось так, что мужчина по имени Михаил сильно захворал (о ребятах и зверятах, впрочем, отдельный сказ), да и места в приличных кабаках уже иссякли - тут-то нам и пригодился шикарный вид из окна, к которому мы придвинули стол. Новый год сложился по-домашнему, зато первое число порадовало открытиями гастрономического толка. Ведь Мурманск находится в Лапландии, той самой, где старая финка писала Герде что-то там на рыбе (помните мультик про Снежную королеву?), а раз Лапландия, так подайте сюда оленей! И было их нам - оленина вкусна своеобразным вкусом обезжиренной говядины. Супчик с брусникой вообще нет слов. Кстати, клюквенный соус к фрикаделькам в Икее не случайность. В Скандинавии вообще принято есть мясо с такими ягодками, единственным источником витамина С в тех суровых краях.
Я и хлебная ложка
А знаете, что было самым приятным 1 января 2012 года? Metallica с Оззи Осборном на телеканале "Культура". Да-да, именно "Культура". На фоне адского мракобесия из киркоровых и басковых на остальных главных кнопках они смотрелись еще лучше, хотя, казалось бы, лучше некуда.