Последний день поездки в черноземное Поволжье мы начали в
Рязани. Ехать домой с утра пораньше не хотелось, а гуляли по городу мы уже не один раз. Вместо этого решили сходить в музеи рязанского кремля. Ранее они занимали большинство кремлевских зданий. Но сейчас их активно отсюда выселяют выводят, так как здания планируют передать РПЦ. По этой причине сейчас невозможно увидеть прекрасную экспозицию народного костюма, размещавшуюся ранее в Певческом корпусе (надеюсь, ее все-таки восстановят - она была совершенно роскошной).
Впрочем, главная историческая экспозиция "От Руси к России" все еще занимает т.н. "дворец Олега" (на самом деле, архиерейский дом 1653-1658 гг постройки). Приписывать все, что можно и что нельзя рязанскому князю XIV века Олегу Ивановичу (тому самому "предавшему общерусское единство" (в то время, ясен пень, не существовавшее) и не явившемуся на Куликово поле) - малопонятная традиция местных музейщиков и краеведов, с которой мы столкнемся еще не раз.
Экспозиция главного Рязанского музея начинается традиционно с палеонтологии и археологии. Рассматривая роскошные археологические коллекции музеев в
Шилово и
Моршанске, мне как-то даже обидно было за славян: где же все-таки славянская археология? Рязанский музей частично отвечает на этот вопрос: хит экспозиции - размещенный в нескольких витринах богатый клад ювелирных украшений XII-XIII вв, найденный на территории городища Старая Рязань. Вся экспозиция домонгольских древностей здесь впечатляет, хотя музей гораздо больше и охватывает период вплоть до нач. ХХ в.
Ювелирные славянские (вятичи) украшения из кладов рубежа XII-XIII вв из Старой Рязани.
Певческий корпус (1658 г) Рязанского кремля когда-то вмещал прекрасную коллекцию народного костюма Рязанской губернии. К сожалению, сейчас она убрана в запасники и нигде не выставляется...
Бронзовый идол XI в. Подвески XI в - по виду, финоугорские. Видиммо, наследие автохтонного населения этих земель. А эти височные кольца, видимо, найдены в захоронении вятичей, населявших эти земли примерно с Х века.
Ювелирные украшения из кладов Старой Рязани XII-XIII вв связывают с древнерусской городской культурой.
Колты и подвеска-рясна из старорязанских кладов.
Колтов реально много, но и черненые ожерелья тоже очень хороши. Подвеска-рясна.
Подвеска и трехбусинные кольца.
Чаша с изображением женских фигур храстианских добродетелей произведена в Армении в XII-XIII вв.
Ожерелье рубежа XII-XIII вв (серебро, позолота, чернь). Крест-энколпион XIII в.
Фрагмент белокаменного декора Борисоглебского собора (XII в) из Старой Рязани.
Икона Николай Зарайский (XVI в). Деревянная чаша XIV в.
Вот эту кольчугу XIV века музейщики, ничтоже сумняшеся, приписали князю Олегу Рязанскому, а серьги - его супруге княгине Ефросинии! Подобные шалости мы за рязанским музеем замечали уже давно. Слава Богу, хоть с посохом монаха Пересвета перестали позориться - признали, что дерево для него только в XVIII в спилили.
Коробки для воротничков принадлежали В.Р. Живаго (нач. ХХ в) - представителю известного рязанского купеческого рода и прототипу героя романа "Доктор Живаго" (это экспонат небольшой выставки, посвященной знаменитой фамилии). Изразцовая печь в архиерейском доме.
Фрагменты изразцов XV-XVI вв с рязанских церквей.
Берестяная грамота с рисунками XIV в.
Напрестольные кресты 1611 и 1641 гг. Правый музейщики приписали сыну Прокопия Ляпунова (руководителя 1-го оплчения) Владимиру. Фрагмент Распятия 1611 г.
Потир XVII в, украшенный эмалью.
Подножие дискоса XVII в с изображениями символов евангелистов.
Бехтерец (наборной доспех) кон. XVI в.
Сарафан и душегрея кон. XVII - нач. XVIII вв. Облачение рязанского митрополита Стефана Яворского (нач. XVIII в).
Сапоги XVII в - добротные и даже красивые.
Платье для приезда к высочайшему двору XIX в из имения Гагариных Коровино Михайловского уезда.
Стол и чернильный прибор XIX в. Прибор, по мнению музейщиков, принадлежал самому М.Е. Салтыкову-Щедрину, служившему в Рязани вице-губернатором в 1859 г и управляющим казеной палатой в 1867-1868 гг. Не князь Олег Рязанскй, конечно, но определенные сомнения в аттрибуции присутствуют.
Экспонаты музея Рязанской ученой архивной комиссии (мебель XVII в) - первой музейной экспозиции города.
Туфли бальные I пол. XIX в. Платье нач. ХХ в.
Рязанский кремль (вернее, кремль Переславля Рязанского) заложен в 1095 году у слияния рек Трубеж и Лыбедь (не стоит удивляться этим названиям - все залесские Переславли по примеру своего днепровского прототипа имели свой Трубеж). Да и выделилось Муромско-Рязанское княжество в начале XII века из огромной территории княжества Черниговского, когда один из князей был изгнан из Чернигова и основал свою отдельную вотчину на берегах Оки. От тех легендарных времен, правда, практически ничего до нас не дошло, хотя старейшие сохранившиеся здания Рязанской области вы найдете именно здесь.
Действующий собор Михаила Архангела (XV в) является по совместительству также вместилищем довольно богатой коллекции икон, среди которых есть и довольно древние, относящиеся в XV - XVI вв. А вот внутрь кафедрального Успенского собора (1693-1702 гг) попасть не удалось - там вовсю идет ремонт. Так что роскошный семиярусный иконостас 1689-1701 гг посмотрим как-нибудь в следующий раз.
Недалеко от кремля на Первомайском проспекте недавно открыт огромный современный музейный комплекс, куда мы заглянули ради одной выставки, которая, как выяснилось, уже к тому моменту закончилась. Мы решили осмотреть небольшую археологическую экспозицию нового музея - но, оказалось, что она ни в какое сравнение не идет с кремлевской. Честно говоря, назначение нового музея для нас вообще осталось непонятным: огромные площади здесь заняты Бог знает чем, притом что великолепные костюмы из Певческого корпуса негде размещать...
На пути в Москву сделали лишь один небольшой отъезд в сторону села Дивово, где недалеко от конезавода (основанного в сер. XIX в и действующего до сих пор) в леске на пригорке прячется минарет. Вернее, «минарет», так как никакого религиозного значения постройка не имеет. Это, судя по всему, парковая причуда местного помещика генерал-майора Н.А. Дивова, выстроившего здесь усадьбу в I пол. XIX в. По некоторым сведениям, минарет примыкал к главному дому усадьбы и единственный из всего комплекса дошел до наших дней. Правда, состояние башни неважное: основание ее потихоньку разрушается, вероятность обрушения присутствует.
В Успенский собор (1693-1702 гг) рязанского кремля в этот раз не попали - там какая-то капитальная реставрация. Колокольня выстроена в другую эпоху и в другом стиле в 1789-1840 гг.
Жилое здание II пол. XIX в на Соборной улице.
Колокольня кафедрального собора (1789-1840 гг) и скульптуры ангелов на ней.
Гостиница черни (кон. XVII в).
Архиерейский дом (1653-1658 гг, перестроен в 1778-1780 гг), именуемый также непонятно почему дворцом Олега. За ним виден кафедральный собор Рождества Христова, выстроенный в нач. XV в, хотя по виду и не скажешь: собор варварски перестроили в византийском стиле в кон. XIX в.
Декор стен архиерейского дома.
Собор Рождества Христова заложен в нач. XV в, но в кон. XIX в его перестроили так, что о древности постройки ничего не свидетельствует.
Иконостас Христорождественского собора был воссоздан на рубеже XIX-ХХ вв художником Н. Шумовым.
Трапезная собора внутри выглядит совершенно по-ампирному. Ее создали в кон. XIX в.
Дом для причта (1910 г) тоже находится на территории кремля.
Еще одна кремлевская постройка - церковь Сошествия св. Духа с двумя апсидами и двумя шатрами - выстроена в 1642 г и весьма любопытна с т.з. архитектуры.
Духовская церковь (1642 г) и входной портал домовой церкви Архиерейских палат.
Церковь Усекновения главы Иоанна предтечи при архиерейском доме относится ко Ii пол. XVII в. Спасо-Преображенский монастырь: собор Спаса Преображения (1702 г).
Росписи внутри домовой церкви выполнены в 1870-х гг Н. Шумовым. Это, видимо, евангелист Лука пишет образ Богородицы.
Св. Троица - оттуда же..
И еще росписи Н. Шумова: Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Гибель Михаила Тверского в Орде (?). Одна из внутренних дверей храма.
Собор Михаила Архангела (1470-е гг) на фоне одетого в леса Успенского собора. В ней сейчас размещается собрание старинных икон, часть из которых передана сюда из музея. Слава Богу, в храме иконы эти вполне доступны для осмотра и снабжены подписями. Правда, освещение сильно уступает музейному.
А вот и несколько икон из экспозиции: Рождество Богородицы и Богоматерь Казанская.
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня (XVII в).
В башне одной из стен 1757 г постройки в 1908 г обустроена часовня Пантелеймона-целителя.
Церковь Ильи Пророка выстроена за пределами кремля на посаде в 1699 г. Впоследствии, видимо, подвергалась перестройкам.
За оврагом недавно отреставрирована церковь Спаса Преображения на Яру (1695 г).
Рядом с ней еще в советское время установлен лиричный памятник Есенину, который в Рязани выступает за "наше все".
В жилых зданиях XIX в на Первомайском проспекте разместился новый музей, где устроена масса непонятных интерактивных экспозиций. При этом совершенно непонятно, куда перенесут те коллекции, которые со временем будут окончательно выселены из кремля.
Гребни XII-XIII вв - одни из немногих ценных экспонатов нового музея.
Оттуда же: книжная накладка кон. XII - нач.XIII вв
Фрагмент фигурки оленя и металлическое украшение. Каменная икона Деисус.
Колт, похожий на те, что найдены во вкладах в Старой Рязани.
Дивово. "Минарет" - единственная постройка, дошедшая до нас от усадебного дома помещика Дивова, выстроенного в сер. XIX в.
Бнлокаменный декор минарета.
Дивово. "Минарет" когда-то был частью усадебного дома помещика Дивова (I пол. XIX в). Его назначение до сих пор до конца не прояснено - наверное, это одна из самых загадочных построек Рязанской области.