В Тамбов в этот раз мы заезжали на ночевку, но, несмотря на до довольно холодную для мая погоду, не упустили возможности немного погулять по городу и зайти в нашу любимую пивную :) Впрочем, о Тамбове здесь рассказа не будет, так как об этом городе я писала
здесь и
здесь.
Следующим утром, покидая Тамбовскую область, сделали короткую остановку в небольшом райцентре Кирсанов. Дорога из Тамбова в Сердобск проходит прямо через его исторический центр - небольшой, но не лишенный интереса. А вот кладбищенский храм Косьмы и Дамиана, который почти не закрывался в советское время, стоит на окраине города, потому мы его благополучно пропустили.
В истории ХХ в Кирсанов отметился как место зарождения и центр крупнейшего из крестьянских восстаний против власти большевиков - т.н. "антоновского мятежа". Дело в том, что сам Александр Антонов вырос и учился в Кирсанове (здание реального училища сохранилось до наших дней), после февральской революции был назначен начальником Кирсановской уездной милиции. Но с большевиками он как-то сразу не поладил, ушел в подпольше (бывшему эссеру не привыкать) и вскорости поднял масштабное восстание против политики продразверстки. Отмена продразверстки способствовала сворачиванию восстания, а вот за Антоновым большевики гонялись еще без малого полтора года!. Погиб он в бою в июне 1922 года на границе Кирсановского и Борисоглебского уездов.
Тамбов. Гостиница Никольская (1906 г), в которой работает городская дума и фонтан перед ней.
Городская скульптура нынче заполонила даже не самые туристические города. В Тамбове пошли по пути наименьшего сопротивления )
На пешеходной улице Коммунальная стоит и старейшее сохранившееся здание Тамбова - магазин Толмачева, выстроенный в 1837 г.
Здание Санкт-Петербургского страхового общества (кон. XIX в).
Здание торгового дома "Шоршоров и сыновья" и гостиницы Европейская (нач. ХХ в) на ул. Карла Маркса.
Одно из интереснейших зданий Тамбова - жилой дом адвоката П.М. Назарьева (1870 г)
А это уже Кирсанов. На въезде в центр города видим здание реального училища (нач. XX в). Здесь учился, например, А.С. Антонов - будущий руководитель крестьянского восстания 1920-1921 гг, которое в советское время принято было называть "антоновщиной". Тем не менее, сейчас в Кирсанове память Антонова чтут (и правильно делают).
Градостроительный комплекс XIX в на ул. Красноармейская.
Жилой дом кон. XIX в на ул. Коммунальная.
Здание общественного назначения (кон. XIX в) на ул. Красноармейская.
гражданское здание XIX в на углу улиц Красноармейская и Советская.
Далее нам предстоял впечатляющий двухдневный рейд по усадьбам Пензенской области. Когда-то здесь тянулась Сызранская засечная черта, которая с I половины XVIII века постепенно превращалась в хлеборобный край. В нем русские аристократы и служилые люди активно получали земли, на которых со временем возникли дворянские усадьбы, поражающие и сейчас редкого посетителя остатками былой роскоши и жалким современным состоянием. Самые известные из них мы посещали ранее, о чем можно почитать
здесь,
здесь и
здесь. Но кое-что осталось и на эту поездку.
Усадьба Голицыных-Прозоровских в селе Зубриловка (сейчас Зубрилово) была одной из самых роскошных в Пензенской области. Но и ее современное жалкое состояние - не исключение.
Выстроил ее в 1780-1790-х гг екатерининский генерал князь С.Ф. Голицын на землях, полученных в этом отдаленном краю указом царицы в награду за службу. При С.Ф. Голицыне появились здесь роскошный главный дом, оранжерея, флигели и Преображенский храм с отдельно стоящей вдали колокольней. Где-то в дальнем углу огромного заросшего парка можно найти башню княгини Ольги - но до нее в этот раз мы не лошли.
Разгром усадьбы случился рано - в ходе крестьянских волнений 1905 года. Крестьяне соседних деревень разграбили главнй дом (надо признать, давно пустовавший к тому времени). Они же его и подожгли. В советское время его кое-как восстановили и использовали как дом отдыха, госпиталь и туберкулезный санаторий. Окончательно его забросили в 1979 году, с тех пор постройки усадьбы тихо разрушаются посреди огромного парка.
В более-менее приличном состоянии пребывает разве что Преображенская церковь, которую после запустения советского времени стараются восстановить. Нам удалось попасть внутрь прекрасного классицистического здания-ротонды, где сохранилось немало элементов интерьера.
Усадебная церковь Преображения Господня (1796 г): внутри чистый классицизм.
Преображенская церковь (1796 г) построена как ротонда с пристроенной трапезной.
Трапезная также вполне классицистическая.
Ротонда и ее навершие поближе.
Внутри стены храма обраюотаны в технике "стукко" - штукатурка под мрамор.
В трапезной сохранились масляные росписи кон. XIX в.
Росписи свода трапезной.
какой-то неопознанный библейский сюжет.
Изображение архангела и дверь в трапезную.
Купол ротонды храма изнутри.
Надгробие М.А. Прозоровской-Голицыной рядом с храмом.
Здесь был целый некрополь, явно разоренный в советское время и в общих чертах восстановленный сейчас. Колокольня Преображенской церкви (1796 г) стоит от нее довольно далеко, но симметрично относительно главного дома.
Руины часовни иконы "Всех скорбящих радость", построенной в 1815 г на месте внезапной кончины супруги С.Ф. Голицына.
Вот что осталось от главного дома усадьбы (1780-1790-е гг).
А это парковый фасад главного дома.
Лепнина на эркере главного дома.
Чаша фонтана перед главным домом.
Здесь в 1799-1800 гг И.А. Крылов обдумывал шутотрагедию "Триумф" / "Подщипа". Будущий баснописец состоял учителем при детях старого князя и жил в Зубриловке.
Флигель усадьбы среди зарослей парка.
Остатки интерьера флигеля.
Остатки лепнины еще можно рассмотреть.
Парковый фасад главного дома усадьбы Зубриловка (1780-1790-е гг).
Райцентр Беково может похвастаться двумя сохранившимися усадьбами. Первая из них находится в микрорайоне (быв. селе) Нарышкино. Это краснокирпичный дом, построенный во II пол. XIX в купцом Е.Плотицыным на месте дома первого владельца села А.П. Апраксина. В нач. ХХ века ом приобрел купец-миллионщик торговец хлебом Г.С. Макаров, который в 1917 году передал его новой власти - как пишут, безвозмездно (можно подумать, у него были варианты). В советские годы здесь, похоже, была больница, но сейчас, похоже, заброшен и не используется.
Второй усадебный дом сохранился от грандиозной усадьбы Устиновых, комплекс построек которой возник в 1800-1830 гг. В XIX веке здесь действовала довольно популярная кумысолечебница, куда приезжали лечиться чуть ли не со всей империи. В 1905 году в ходе крестьянских волнений лечебницу разгромили. В советское время усадьбу стали использовать как санаторий, а сейчас здесь пансионат для престарелых. Так что попасть на территорию невозможно - остается лишь пытаться рассмотреть через высоченный забор главный дом с псевдоготической башней
Беково. Дом Плотицына (Макарова) (1870-е гг) в быв. селе Нарышкино.
Дом Макарова с другого фасада.
Дом Устинова (1800-1830 гг) - единственная сохранившаяся постройка усадьбы. Он плохо виден из-за забора. Сейчас здесь пансионат для престарелых.
самый яркий элемент дома - эта неоготическая бвшня.
Дом выстроен в стиле псевдоготики, для которого характерны вот такие яркие детали.
Еще одна усадьба Пензенской области - Мещерское - тихо погибает в одноименном селе Сердобского района. Село известно с 1700 г, когда оно было пожаловано князю М.В. Мещерскому Петром I. В нач. XIX в имение было продано помещику П.А. Кологривову, который в 1812-1813 гг выстроил здесь большой дом с флигелями, Использовался он, по преимуществу, как дача, где помещик жил с семьей в летнее время. Одна из дочерей П.Кологривова Вера вышла замуж за поэта и критика П.А. Вяземского, который несколько раз бывал в Мещерском. Дольше всего он жил здесь в 1827-1829 гг и всячески зазывал сюда своего друга Александра Пушкина - впрочем, безуспешно.
Возможно, посети Пушкин в свое время усадьбу Мещерское, ее не постигла бы такая печальная судьба. На протяжении XIX в усадьба неоднократно перестраивалась. После пожара начала 1970-х гг дом, в котором размещались какие-то административные органы, никто не стал восстанавливать. Сейчас он сам и стоящий рядом флигель разрушаются и зарастают. Разве что мемориальная табличка в память о П. Вяземском напоминает о ценности данного ансамбля.
Конезавод в селе Завиваловка основал еще в 1827-1830 гг тогдашний владелец этих земель Д.П. Воейков. Его внук Фёдор Ладыженский стал последним владельцем имения. Он превратил его в образцовую усадьбу-экономию, выстроив в 1908-1913 гг целый комплекс зданий, как жилых, так и хозяйственных. Конезавод действовал весь советский период, работает он и сейчас. До сих пор здесь разводят как орловских рысаков, так и тяжеловозов. Нам разрешили зайти на территорию и посмотреть на загоны с лошадьми. Особенно трогательно смотрелись жеребята, родившиеся в ночь перед нашим приездом и уже вставшие на ноги.
Всего от усадьбы Ладыженских сохранилось 11 зданий: жилые дома, сельскохозяйственная школа, корпуса конезавода. Их ативно достраивали и перестраивали в советские годы, так что разобраться в этом архитектурном винегрете мудрено.
Заключительным объектом в Пензенской области стали для нас руины усадебного дома Грендбаумов, сохранившиеся на окраине села Козловка Белинского района. Выстроенный в кон. XIX в псевдоготический дом использовался как больница, но уже много десятилетий пустует и разрушается. Еще одна беда в том, что стоит на на холме, на который мы худо-бедно вскарабкались под начинающимся дождем. Пока гуляли вокруг дома, дождь припустил еще сильнее, так что вниз спускаться пришлось по скользкой развезенной тропинке. Это было нелегко, но мы справились (хоть и не без труда).
Мещерское. Руина главного дома (1812-1813 гг).
Жом с другого ракурса.
декор не очень классицистический - усадьба перестраивалась несколько раз.
Памятная табличка в память о проживавшем здесь в 1827-1829 гг поэте П.А. Вяземском.
Рядом в таком же руинированном состоянии стоит флигель усадьбы.
Завиваловка. Усадьба Ладыженских. Главный дом (1912 г).
Еще один жилой дом усадьбы Ладыженских. Все это комплекс зданий 1908-1913 гг.
Ветеринарная лечебница.
Конюшни нач. ХХ в.
Орловские рысаки.
Просто красавцы.
Эти тоже общительные.
Блоднинка и рыжая )
А это малыши, только появившиеся на свет.
Небо, как видите, хмурится. Но все равно красиво.
Козловка. Усадебный дом Грендбаумов (кон. XIX в).
Это прекрасный пример неоготичнского стиля.
К сожалению, погибающий.
Вот по такой тропе пришлось по дождю идти вверх и (самое главное) вниз.
Дорога из Завиваловки в Белинский очень живописна.