Был у нас на Северной Двине еще один выезд - и тоже посредством парома, ибо мостов, как вы уже поняли, в этих краях исчезающе мало. Куст Хаврогоры находится на правом берегу реки чуть южнее Емецка. Паром прибывает в поселок Двинской, который имеет узнаваемый (и, надо признать, весьма безблагодатный) облик советского лесозаготовительного поселка, потому для туриста ничем не интересен.
Первые славяне появились в этих краях давно: в XV веке - и это, конечно же, были новгородцы, активно осваивавшие в те времена северные земли. Несмотря на сомнительную транспортную доступность, населенка здесь на удивление густая. На север вдоль берега ведет неплохой грейдер - и проехать по нему нужно около 20 км, миновав кучу весьма оживленных (по крайней мере, летом) деревень.
Такой паром таскает через Северную Двину в поселок Двинской понтон с машинами и людьми.
Северная Двина в Великом Дворе
В одной из этих изб мы жили в гостевом доме.
Внутри он традиционно оформлен: такой текстиль и сейчас характерен для северных домов. Отрадно, что традиция жива.
Хозяйка Лариса показала нам знаменитые холмогорские козули - обрядовые фигурки, выпекаемые из соленого теста.
Они часто имеют довольно забавную форму, не обязательно связанную с козами.
Не знаю, есть ли образцы. Скорее всего, каждая хозяйка лепит их в меру своей фантазии.
Паром через Северную Двину в поселке Усть-Пинега.
Вид на правый берег Северной Двины в районе поселка Двинской.
Едем по правому берегу Северной Двины. Небольшое красивое озеро у деревни Заручевье.
Первую остановку делаем в селе Погост (Вехние Хаврогоры), где недавно отремонтировали деревянную церковь Михаила Архангела и прочих небесных сил бесплотных, выстроенную в 1869.г. Это все, что осталось от существовашего здесь "тройника" - советскую власть пережил лишь зимний храм.
Куда более интересна часовня Георгия Победоносца из деревни Часовня (куст Нижние Хаврогоры). Во-первых, она весьма почтенного возраста (1731 г), а во-вторых, отличается относительно неплохой сохранностью. К тому же ее архитектура небезынтересна: это изящная шатровая постройка, которая, впрочем, тоже использовалась советами не по назначению, и потому пришла в ветхость. Сейчас памятником занимаются героические волонтеры "Общего дела", так что надежда сохранить памятник есть.
Крайней точкой маршрута на этом берегу стала для нас деревня Пиньгиша, где сохранился целый погост, состоящий из двух храмов. Правда, он по виду сильно не похож на классические северные деревянные памятники, потому как храмы его построены довольно поздно. Церковь Спаса нерукотворного Образа выстроена в 1884-1889 гг, а Введенская церковь появилась и того позже - в 1900 г. Конечно, здесь была и колокольня (т.е. существовал полноценный "тройник"), но ее уничтожил красный "десант" в 1918 году.
Нижние Хаврогоры (Часовня). Часовня Георгия Победоносца (1731 г).
Погост (Верхние Хаврогоры). Церковь Михаила Архангела (1869 г).
Она же со стороны апсиды и со стороны крыльца.
Традиционный холмогорский дом с мезонином в три окошка в Нижних Хаврогорах.
Эта изба не традиционная, но по-своему красивая.
Улица в Нижних Хаврогорах.
Наличники не очень характерны для Севера. Но в Хаврогорах они встречаются: как современные, так и старые.
Избы в Хаврогорах как на подбор.
Часовня Георгия Победоносца в центре села (1731 г) с разных ракурсов.Как видите, кругом подпорки - видимо, работы по консервации еще не закончены.
Километров через 15 приезжаем в Пиньгишу. Здесь те же самые холмогорские избы. Есть совсем большие.
Есть поменьше. Правда, это скорее всего, уже дом с убранными нижними венцами.
Церковь Спаса Преображения (1884-1889 гг).
Он же с другого ракурса.
Крыльцо Спасской церкви и ее апсида.
Декор стен Спасской церкви, более характерный для кон. XIX в.
Рядом стоит заброшенная Введенская церковь (1900 г).