Что еще я могу рассказать о Каргополе, кроме того, что уже было неонократно сказано в этом журнале (
1,
2,
3,
4)? Очень мало. По нашему мнению, это самый интересный город Архангельской области, хотя по размерам он сильно уступает многим другим. Два вечера, проведенных там в этом году, мы гуляли по городу и фиксировали изменения, которые произошли за последние годы.
А я наконец залезла на колокольню, выстроенную на Соборной площади после пожара в 1767-1778 гг. С нее прекрасно виден весь небольшой Каргополь, стоящий на берегу живописной Онеги, а хорошо знакомые здания смотрятся совершенно по-другому. В чем можно убедиться, зайдя кат.
Каргополь. Ансамбль Соборной площади. Церковь Рождества Иоанна Предтечи (1751 г), колокольня (1767-1778 гг),
Церковь Воскресения Христова (1675-1700 гг) на ул. 3-го Интернационала, у которой мы давненько не были, вот решили дойти.
К сожалению, внутрь не пускают - по-моему, тут ни службы не проводятся, ни экспозиций нет.
Для XVII века декор стен Воскресенской церкви вполне типичен.
Декор окна и символы страстей Господних в нише на стене.
Вид на Воскресенскую церковь (1675-1700 гг) и реку Онега с колокольни.
Вот с этой, построенной после пожара в 1767-17778 гг на Соборной площади, мы смотрели на Каргополь.
Древний собор Рождества Христова (1552-1562 гг), принадлежащий музею, прекрасен и снаружи, и изнутри.
Вид сверху на храм Рождества Иоанна Предтечи (1740-1751 гг), увенчанный вычурными барочными главами.
Дом XIX в на перекрестке улиц Гагарина и Ленина.
Вот так теперь выглядит здание Общественного собрания, построенное в 1870-е гг и за последние годы сильно изменившиеся (возможно, это попытка вернуть первоначальный облик).
Дом Блохина (XIX в).
Дом XIX в на ул. Акулова.
Дом Пакулевых (II пол. XIX в).
Наличники дома Пакулева и дома нач. ХХ в.
Жилой дом нач. ХХ в на ул. Победы.
Дом Носова (ХIХ в).
Наличники дома Носова.
Храмовый комплекс заброшенных церквей Святого Духа и Вознесения Господня (1734-1796 гг) (извините за качество снимка - другого нет).
Каргопольский шедевр - церковь Благовещения Богородицы (1692 г) на Краноармейской площади.
Храм славится своим великолепным декором, но о ней я писала неоднократно.
Декор всех окон разный...
портал Благовещенской церкви.
Рядом с ней в 1741-1742 гг построен куда более скромный храм Николая Чудотворца.
Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей один из богатейших мкзеев Русского Севера. Его экспозиции занимают несколько зданий в Каргополе и за его пределами - и все они достойны посещения. Центральная экспозиция находится на улице Ленина. Несколько лет назад я
зашла сюда из любопытства - и зависла почти на два часа. Тогда экспозиция представляла из себя уютное нагромождение уникальных экспонатов, собранных на просторах Каргопольского и соседних районов. В основном, посвящена она была народному творчеству, но на Севере оно настолько разнообразно, что хватило на два этажа немаленького здания. Я давно хотела привести В. в этот музей, но удалось это только в этом году.
Но здесь нас ждал сюрприз: современные музейные веяния добрались и до Каргополя. Вместо старорежимного набора тематических экспозиций у музея вдруг появилась КОНЦЕПЦИЯ. Те же костюмы, прялки и золотое шитье нынче представлены через рассказ о судьбе деревенской женщины из Тихменгской волости. Послушать его можно через аудиогид, а также почитать про основные вехи на тематических стендах.
Все бы ничего, только вот эскпозиция стала сильно беднее: убрали большую часть расписной мебели, многие костюмы и коргопольскую игрушку. Более-менее сохранили только собрания золотого шитья и тканей в раскраске индиго. В общем, не знаю, кому пришло в голову, что так посетителям будет интереснее, но мы ушли несколько разочарованными.
Каргопольское золотое шитье - одна из самых интересных экспозиций музея. Деталь костюма кон. XIX в
Женский костюм рубежа XIX-XX вв с таким платком - образец вкуса и изящества. Женский праздничный костюм рубежа XIX-ХХ вв.
Один из платков золотого шитья поближе.
Очень богатое шитье.
Женские костюмы Каргопольского уезда кон. XIX - нач. ХХ вв.
Юбка из Тихмангской волости (нач. Хх в).
Тканевые и ситцевые ткани и юбки из Тихмангской волости нач. ХХ в. Женские костюмы - летний вариант.
Э такие платья носили горожанки (кон. XIX в). Льняная рубаха из Каргопольского уезда.(кон. XIX в).
Выставка тканей расцветки индиго сохранилась без особых изменений. Костюм и юбки, выкрашенные индиго (кон. XIX - нач. ХХ вв).
И еще сарафаны, окрашенные индиго.
Женских перевязок, украшенных речным жемчугом, раньше было больше. Но экспозиция хотя бы сохранилась.
Перевязка из Каргопольского уезда (рубеж XIX-XX вв) поближе.
Женские головные уборы в расписном сундуке. Коллекция расписной мебели пострадала больше всего: раньше в музее было несколько расписных шкафов, столов, комодов и т.д.
Творка шкафа с росписью (кон. XIX в). Прялки - традиционный предмет для росписи.
На прялках в этих краях часто изображали людей.
Обычно, это мужчина и женщина.
А здесь морячок...
Несколько сундуков есть в музее и сейчас.
Если кто не понял сюжета, есть поясняющая надпись.
Лев с человеческим лицом.
Окрестности Каргополя мы смотрели в этот раз с переменным успехом. Например, попытка найти дорогу к часовне в урочище Кунево не увенчалась успехом: тропа заросла до степени исчезновения, а идти по азимуту мы не рискнули.
Зато удалось попасть внутрь церкви Михаила Архангела (1715 г) в деревне Шелоховская. Я когда-то давно была здесь, а вот В. оказался внутри впервые. На самом деле, рядом с храмовым комплексом живет очень компетентная и приветливая экскурсовод, главное - ее найти (что не так просто:телефон на двери церкви не ее). Девушка рассказала нам и о храме, и о его "небесах", написанных в 1840-х гг приезжим мастером из Мстёры (это Владимирская область!). Живопись их, действительно, заметно отличается от той, что мы видели, например, на Кенозере: она куда более тонкая, а использованные цвета более сложные. Плюс сама манера сильно напоминает иконопись Центральной России, к тому же чувствуется рука профессионального живописца, нет и следа простоты и наивности, свойственной самоучкам
Урочище Большая Шалга. Каменная Покровская (1857 г) и деревянная Христорождественская (1745 г) церкви.
Вот по таким полям пришлось ходить в поисках дороги в урочище Кунево. Но безуспешно.
Архангело (Шелоховская). Здесь сохранился "двойник" - церкви Михаила Архангкла (1715 г) и Сретения Господня (1803 г).
Внутри храма Михаила Архангела сейчас пусто (это апсида).
А в основном объеме слохранилось "небо" 1840-х гг.
Лик Христа в центральном круге.
"Небо" расписал владимирский мастер из Мстёры. Его сюжеты традиционны: Распятие, архангелы, евангелисты. Плюс редкий сюжет: Моление о чаше.
Моление о чаше поближе.
Архангелы и евангелисты.
Ангелы Господни.
Архангел Рафаил с Товием и евангелист Иоанн Богослов. Архангел Михаил.
Евангелисты Лука и Марк.
Евангелист Матфей и архангел Варахаил.
Ангел Господень, изображенный в углу "неба".
И еще один ангел.
Внутри храма всего одна икона - и та в плохом состоянии. Хотя изображение постепенно очищают.
"Небо" 1840 г из церкви Михаила Архангела в деревне Шелоховская.