Восточная Пруссия - Западная Россия: вводное

Jun 04, 2024 00:12

Восточная Пруссия за всю свою историю несколько раз меняла идентичность, так что 1946 год, когда она оказалась разделена между СССР и Польшей, - не уникальный случай в истории этого региона. Вспомним хотя бы натиск тевтонского ордена в XIII-XIV вв, положивший конец языческой вольнице прусских племен, или катастрофическую эпидемию чумы нач. XVIII в, в ходе которой, как считается, вымерли последние пруссы (но не только они - после мора Пруссия лишилась около половины населения!). Тем не менее, именно с XVIII века начинается расцвет Пруссии сначала как независимого королевства, потом как значимой части объединенной Германии. Конец существованию этого немецкого эксклава положила Вторая Мировая, по окончании которой Восточная Пруссия была разделена между СССР и Польшей, а немецкое население депортировано в другие районы Германии. Новые хозяева (по крайней мере, в советской части) без особого пиетета относились к историческому и культурному наследию бывших врагов, так что неудивительно, что большая его часть быстро пришла в упадок. В последние годы, впрочем, наметился другой тренд: многие исторические здания отреставрированы,  восстановлены некоторые немецкие памятники и даже новострои стремятся имитировать старо-прусский архитектурный стиль (местные иронично называют это "Святая Прусь"). В регионе очень заметное краеведческое сообщество, а некоторые знаковые памятники архитектуры содержатся в порядке силами энтузиастов и волонтеров.

Почти все достопримечательности Калининградской области можно разделить на две большие части: оставшиеся от тевтонов замки и кирхи XIII - нач. XV вв (в основном, в виде руин), а также немецкая архитектура XVIII - I пол. XX вв (жилые дома, общественные здания, школы, фабрики и заводы, кирхи, вокзалы и т.д.). Памятников XVI-XVII вв сохранилось куда меньше, что, видимо, объясняется периферийным положением и некоторым упадком этих земель в указанный период. Русский след в истории Восточной Пруссии XVIII-XIX вв связан с двумя войнами: Семилетней (когда эти земли даже ненадолго были захвачены Россией), и Наполеоновскими войнами (тогда здесь состоялось несколько крупных сражений при участии русских войск, а также был подписан Тильзитский мир). Есть мнение, что после разрушений II Мировой войны и последующего небрежного отношения к историческому наследию в Восточной Пруссии туристу смотреть нечего, но это далеко не так. Более всего пострадавший от бомбардировок и артобстрелов Кенигсберг, действительно, лишился главных красот, но даже в нем уцелело немало интересного. Что уж говорить о менее крупных населенных пунктах: среди них немало таких, где историческая застройка сохранилась весьма неплохо. Не говоря уже об отдельных объектах.

Наше путешествие по Кенигсберщине заняло 8 дней, 4 из которых мы катались на арендованном автомобиле. В принципе, без него тоже можно было бы обойтись (область обжитая, везде ходит общественный транспорт), но времени на осмотр всего запланированного при этом понадобилось бы несколько больше. Концентрация достопримечательностей в регионе, кстати, вполне "европейская" (небольшие расстояния между объектами, хорошая доступность), а вот их состояние часто оставляет желать лучшего...
Для нас обоих это была не первая поездка в Восточную Пруссию: много лет назад я уже приезжала сюда на три дня, о чем можно почитать здесь. Понятно, что этого времени оказалось совершенно недостаточно для более-менее полного знакомства с регионом - его едва хватило на осмотр самого основного, что у всех на слуху. Потому увиденные тогда самые знаковые достопримечательности региона (такие как музей Кафедрального собора Кенигсберга, фортификационные сооружения города или Куршская коса) в этот раз мы решили не посещать. Программа наша и без того получилась обширной и насыщенной - набегались мы знатно.

Отдельная изюминка области - старые дороги, проложенные еще немцами. По этой причине дорожная сеть региона выгодно отличается от других областей РФ: для нее характерно множество соединительных дорожек между небольшими населенными пунктами - т.е. для путешествия из одного райцентра в другой здесь совершенно необязательно ехать в Калининград (к сожалению, в большинстве других регионов России чаще всего из района в район приходится добираться именно через облцентр). К тому же, эти дороги невероятно красивы: и хотя большая часть брусчатки давно скрыта под асфальтом (и слава Богу), но высаженные вдоль обочин липы по-прежнему стоят плотным строем, а их кроны часто смыкаются, образую своего рода зеленые тоннели. Сейчас стволы деревьев часто отмечают светоотражающими лентами, т.к. при современных скоростях при ограниченной видимости въехать в близко стоящее дерево можно запросто.

Очень красивая дорога к замку Бальга сохранила мало мощеных участков. Вот один из них.



Многие дороги Восточной Пруссии сохранились еще с немецких времен.


они невероятно живописны, хотя и узковаты для современных скоростей (отсюда и светоотражающие полосы на деревьях).


Эти рельсы на булыжной мостовой в городе Полесск (Лабиау) не трамвайные, а от исчезнувшей узкоколейки. Я было думала, что это остатки рельсовой конной дороги (по ним лошади возили телеги, поставленные на полозья), но знающие люди в комментариях меня поправили.


Трансформаторная будка немецкого времени (еще до войны Кенигсберщина была почти целиком электрифицирована). Немецкий же пожарный гидрант на одной из улиц Калининграда.



Еще одна колокнка - из Амалиенау


Немецкая ливневая решетка из калининградского района Ратсхоф.


...и канализацтонный люк 1937 года. Качество металла, конечно, не может не удивлять.


Раскрытыя немецкая надпись на стене одного из зданий Черняховска.


Немецкие водонапорки (Полесск и Черняховск) либо очень красивы, либо имеют нетривиальный облик. Но чаще всего, и то, и другое.



Дебаркадер немецкого времени на калининградском Южном ж/д вокзале.


Под дебаркадером.


Шлюз не используемого ныне Мазурского канала (строился с 1911 по 1942 гг с несколькими перерывами) у поселка Дружба (Алленбург).


Неожиданный обитатель замка Бранденбург позирует на фоне руин замка и Куршского залива.


Волнорезы на пляже Зеленоградска (Кранц).


Паром, курсирующий между Балтийском и Балтийской косой.


Лебеди, обитающие на Балтийской косе.


В Восточной Пруссии огромное количество аистов. Чаще всего они любят селиться на башнях и зубцах кирх.



После 1946 года почти все немецкие географические наименования Восточной Пруссии были заменены на русские. И те и другие (по разным причинвм) держать в памяти нелегко: немецкие из-за незнания языка, русские - из-за слабой привязки к историческим реалиям региона. Для удобства буду называть города и села, указывая в скобках их историческое немецкое наименование.
Относительно небольшая по территории Восточная Пруссия сама делилась на десяток исторических областей. Ее северную часть, переданную СССР, составляли: Земландия (Самбия) на севере, Вармия на западе, Натангия в центре, Бартия на юге, Надровия на востоке. В каждой из них есть что посмотреть, о чем по порядку.

Прилетев поздно вечером и переночевав в Калининграде, на следующее утро отправились с автовокзала в Советск (Тильзит) - город на самом северо-востоке области на границе с Литвой. Он знаменит заключенным здесь в 1807 году Тильзитским миром и великолепным мостом королевы Луизы (1907 г). Но это также весьма неплохо сохранивший немецкую застройку город - возможно, наиболее интересный в этом плане в области. В нескольких километрах от него стоит городок Неман (Рагнит), где в самом центре можно увидеть руинированный замок XIII века. Вернее, пока руинированный: с замками в регионе сейчас "засада" - их массово восстанавливают, вернее, чуть ли не строят заново!

Следующие 4 дня мы путешествовали на автомобиле по селам и небольшим городкам региона. На восток области вернулись через день, отправившись в сторону города Гусев (Гумбинен), где главной нашей целью был остмотр великолепной фрески 1913 года, повествующей о переселении в Восточную Пруссию зальцбургских лютеран, расчищенной недавно в молельне Фридрихшуле (сейчас с/х техникум). По пути туда увидели другие фрески - куда более древние (XIV век) в переданной РПЦ кирхе Арнау. А также немного поблуждали по довольно интересному городу Гвардейск (Тапиау), где ремонтируют очередной замок. Из Гумбинена отправились на окраины Черняховска. где сделали короткую остановку у второго (более отдаленного от центра) замка Георгенбург. Сам Черняховск в программу этого дня никак не ложился - его мы осмотрим позже. Мы же рванули обратно на запад по другой более старой дороге, полной интересных объектов. В частности, кирха Меляукен и куда более древняя кирха Гросс Легиттен и перестроенный замок Лаукен в пос. Саранское. Сильное впечатление произвел на нас город Полесск (Лабиау), где помимо прекрасных старого моста и замка нашлась еще масса всего любопытного. В нескольких километрах от города на берегу Куршского залива в поселке Заливино сохранился и превращен в музей старый немецкий маяк (1868 г).
Отдельный день посвятили знакомству с городами Черняховск (Инстербург) и Озерск (Даркенен). Первый относится к одним из самых сохарнных городов области, плюс здесь можно найти руины аж двух замков. Второй же приятно удивил нас хорошо сохранившейся рыночной площадью, роскошным модерновым особняком Вихерта и его же мельницей, а также самой старой на территрии РФ гидроэлектростанцией.

Пограничный мост королевы Луизы в Советске (Тильзите), выстроенный в 1907 г к 100-летию Тильзитского мира. Мост был взорван в годы войны, но роскошный портал устоял.



Тильзит. Рыцарь украшает фасад бывшего доходного дома кон. XIX в. В парке недавно восстановлен памятник любимице Пруссии королеве Луизе.



Неман. Замок Рагнит основан тевтонами в кон. XIII в, но в камне выстроен в сер. XIV в. У менонитской кирхи в Немане заново установлен откопанный немецкий памятник павшим в I Мировой войне.



Фрески XIV в в кирхе Арнау. Это совсем близко от областного центра по дороге на восток.


Гвардейск. Замок Тапиау (1347-1359 гг, перестроен в 1879 г) нынче на реконструкции, но попасть сюда на экскурсию вроде реально.


Гумбиненский лось. Немцы вообще любили устанавливать везде скульптуры животных.


И снова Гусев (Гумбинен). Здание народног банка нач. ХХ в.


Бывший замок Лаукен в пос. Саранское основан в 1327 г, но нынешний вид приобрел после многочисленных перестроек (начиная с XVI в). Сейчас здесь действует школа.


В Полесске (Лабиау) уцелел мост с башенками, построенный в 1919-1922 гг через реку Дейма.


Один из трех дошедших до нас немецких маяков (1868, башня 1908 г) стоит на берегу Куршского залива в поселке Заливино (Риндерорт). В нем даже музей работает, но мы приехали не в самое урочное время.


Надо признать, что многие небольшие города Килининградской области нынче приведены в порядок. Но в Полесске (Лабиау) мы еще застали пару улиц в таком непарадном виде.


Одна из самых красивых кирх области находится в пос. Тургенево (Гросс-Легиттен - 1400 - сер. XV в).


Далеко на востоке области в городке Озерск (Даркемен) сохранилась самая старая ГЭС на территории РФ (1880 г). Рядом мельница Вихерта, выстроенная в 1898 г.


Георгенбург - один из двух замков Черняховска - в камне начал возводиться в 1351 г. Сейчас тоже на ремонте.


Застройка Театральной площади Черняховска (Интсербург).


Гусев (Гумбинен). Фреска Отто Хайхерта появилась в 1913 году в молельне Фридрихсшуле (сейчас с/х техникум). Ее можно осмотреть в ходе экскурсии от местного музея.


Следующий блок фотографий рассказывает о южной части области. Сначала отправимся в сторону города Железнодорожный (Гердауэн), по пути осмотрев несколько древних кирх (Хайлигенвальде, Алленбург, Веллау плюс заброшенная психбольница Алленберг). Гредауэн потребовал небольшой прогулки - здесь есть руины замка, фабрика на берегу озера, полуразрушенная кирха, а центральные улицы неплохо сохранили немецкую застройку. Часто пишут, что это чуть ли не XV век, но это не так: город сильно пострадал в Первую мировую и был восстановлен немцами в стиле "святая прусь" в нач ХХ в. Хорошо уже то, что и эта, ставшая за 100 лет исторической, застройка недавно приведена в относительный порядок. После чего отправились еще в один райцентр Правдинск (Фридланд), где в действующей как православная церковь орденской кирхе 1360-1380 гг постройки за символическую плату пускают на смотровую площадку на колокольне. Далее сделали короткие остановки в поселках Домново (Дамнау), Каштаново, Чехово, где тоже есть свои кирхи и не только они.
Для знакомства с южной частью региона нам понадобился еще один полный день. Сначала осмотрели два музеефицированных тевтонских замка: Бранденбург и Бальга (вероятно, самый известный в области). Далее было еще несколько древних и не очень кирх, самыми красивыми из которых нам показались Тарау и Мюльхаузен. Во вторую обязательно нужно попадать внутрь: здесь находится самый сохранный церковный интерьер во всей области. Нам это удалось не с первого раза: смотрительницы (телефон указан на вротах) не было дома. В итоге мы продлили арендуу автомобиля и на следующий день попали-таки внутрь. Оно того стоило: росписи потолка XVII века по-своему уникальны. А наш путь лежал далее к польской границе в город Багратионовск (Прёйсиш-Эйлау), на окраине которого стоит монумент в память о героях известной битвы наполеоновских войн.

Кирха св. Якоба (1360-1380 гг) в поселке Знаменск (Веллау). Правдинск (Фридланд) сохранил орденскую кирху 1360-1380 гг. Она передана РПЦ...



...и на колокольню пускают за символическую плату. Отсюда виден неплохо сохранившийся центр города.


Железнодорожный (Гердауэн) когда-то был одним из самых запущенных в области. Сейчас его центр поднят из руин. Понятно, что где-то новоделы, где-то перереставрация... Но люди старались - пусть уж лучше так.


Один из самых знаменитых замков области - Бальга - был основан тевтонами первым на территории нынешней Калининградской области. В камне его начали строить в 1250 г. До сих пор устояли стены конвента.


Кирха Тарау (Владимирово) (ок. 1350 г). Семейное надгробие XVI в их кирхи Домнау.



Мельница в Чехово (Ундерваген) выстроена на месте разрушенной в годы ПМВ в 1916 г.


Обелиск славы русского оружия установлен в 1856 г и посвящен участникам битвы при Прёйсиш-Эйлау. Находится на окраине города Багратионовск.


Лучше всего в области интерьер сохранила кирха Мюльхаузен (Гвардейское). Ради знакомства с ним мы даже продлили на день аренду автомобиля, о чем ни разу не пожалели. Вот росписи потолка по дереву, предположительно, кон. XVII в.


Росписи потолка кон. XVII в кирхи Мюльхаузен (Гвардейское) - редчайший для этого региона сохранившийся образец местной монументальной живописи (причем, уже лютеранского периода!). Апостол Андрей.


На окраине большого и шумного города Гурьевск заново строят очередной замок Нойхаузен (который впервые выстроили тевтоны во II пол. XIV в). Хороша и местная кирха. А на север от Калининграда в этот раз поехали ради замка Шаакен (Некрасово) и кирхи Повунден (Храброво), где на одной из стен до сих пор видно изображение св. Павла XIV века!
Регион Земландия оканчивается на севере и западе побережьем Балтийского моря, где мы в один день смотрели два города: Светлогорск (Раушен/) и Зеленоградск (Кранц). Оба относятся к историческим немецким курортам, но отличаются по размеру, рельефу и общей атмосфере. Впрочем, остатки старой курортной инфраструктуры сохранились и там, и там.
Балтийское море можно увидеть и в городе Балтийск (Пилау), куда мы отправились ради поездки на Балтийскую косу - не столь раскрученную, как Куршская, но не менее красивую и куда более малолюдную.

Замок Нойхаузен на окраине города Гурьевск был выстроен в камне во II пол. XIV в. Сейчас его фактически строят заново...


Светлогорск (Раушен). Здание водолечебницы с водонапорной башней (1907-1908 гг) - одно из красивейших в своем роде.


Зеленоградск (Кранц). Курортный бульвар.


Музей Зеленоградска - один из немногих, который мы посетили в эту поездку - размеситлся в старом особняке Макса Крелля (нач. ХХ в). Здесь, в том числе, сохранился интерьер ванной комнаты.


Балтийск (Пилау). Здание городского суда (1903 г) сейчас вмещает музей Балтийского флота, за ним быв. реальная гимназия 1906 г постройки.


Дюны Балтийской косы.


В поселке Коса (часть Балтийска) сохранились руины немецкого военного аэродрома Нойтиф (1939 г).


Последние полтора дня путешествия (явно недостаточно, но что делать) посвятили самому Кенигсбергу, где, несмотря на разрушения Второй Мировой войны, все еще немало интерсного. Правда, концентрируется оно не в историческом центре, от которого, действительно, мало что осталось после английских бомбардировок и советского штурма, а чуть поодаль от него или совсем на окраинах. Имеет смысл съездить в район Юдиттен, где вы найдете старейшую кирху области, или в Понарт, центром которого стал пивзавод 1849 года основания. Неплохо сохранили застройку XIX - I пол. ХХ вв респектабельный Хуфен и рабочий Ратсхоф. Виллы немецкой буржуазии лучше всего смотреть в Амалиеннау, хотя и в Марауненхофе их немало. В общем, с разнообразием немецкой архитектуры лучше знакомиться именно в областном центре: здесь представлены и средневековые кирхи, и югенд-стиль, и баухаус, и "новая вещественность", и даже немного застройки времен третьего рейха.
А вот на местные музеи времени, к сожалению, не осталось совсем. Планировали заглянуть в историко-краеведческий, но от прошлог (правда, очень давнего) посещения у меня остались весьма невзрачные воспоминания. Очень хвалят Музей мирового океана, но, честно говоря, вообще не наша тема, да и на посещение его нужен не один час. Вызвал наш интерес и музеефицированный форт №11, но он расположен далеко на окраине. Так что всему перечисленному предпочли прогулку в районе центрального рынка, где нашлись очередной модерн и очередная "новая вещественность".

Калининград. Проспект Мира, 9. Здание Госархива (1930 г). Это, похоже, стиль баухаус.


А вот пример архитектуры "новой вещественности" - Дом Техники (1923-1925 гг).


И еще "новая вещественность": удивительный портал переговорной "Прегель" (1928 г) с рельефами на тему связи людей посредством телефона.


Застройка ул. Ремонтная - одно из самых ярких впечатлений от прогулки по городу. Это дома для рабочих из пролетарского района Ратсхоф. В каждом таком домике было по 4 квартиры со всеми удобствами. У меня нет особых причин любить немцев, но не восхищаться их инфраструктурой и бытовой культурой трудно. А ведь если подумать, то в то же время пролетариат в стране победившего социализма ютился в коммуналках, где "на 38 комнаток всего ода уборная".


Католическая капелла св. Адальберта выстроена в районе Амалиенау в 1904 г. Из этого же района - вилла Шмидта (нач. ХХ в).



Вилла Михаэлис (1905 г).


Район Хуфен. Жилой дом нач. ХХ в на ул. Комсомольская.


Касса зоопарка (1935 г). Рельефы Дома ремесел (нач. ХХ в) из района Марауненхоф.



Здания бывшего пивзавода Понарт (1849 г) сейчас превращены в арт-пространство.


Рельефы с головой Марса с реконструируемой комендатуры (1888-1889 гг).

Кольцо укреплений Кенигсберга сер. XIX в мы в этот раз не смотрели. Росгартенские ворота сфотографировала из окна автобуса.


Замечательной архитектуры Кройцкирха (Крестовоздвиженский собор) выстроена в 1930-1933 гг. Ну и к кафедральному собору (1333-1380 гг), что на острове Канта, не могли не подойти.



Собор сильно пострадал в годы войны, его серьезно восстанавливали. Но удивительным образом могила Канта (в коментах подсказывают, что это кенотаф) (1924 г) устояла.


Традиционно закончу общими впечатлениями, сувенирами и кухней, с которыми, правда, в этот раз будет негусто. Немного украшений из янтаря, косметика с янтарной кислотой, собранные на берегу заливов и моря ракушки и камешки, марципан (в основном, правда, немецкий), какая-то рыба в ресторанах - всего этого было немного и особо яркого впечатления не произвело. Правда, было много прекрасного калининградского пива, которое в другие регионы РФ не поставляется: лучшие сорта из того, что удалось попробовать, варят в Советске (Тильзит) и Полесске (Лабиау). В этом вопросе немцев догнать (а, возможно, даже превзойти) удалось. Во всех остальных - ну сами понимаете... Впрочем, каждый сможет сделать свои выводы: подробный рассказ обо всем увиденном, иншалла, впереди.

В калининградских кафе и ресторанах неплохо умеют готовить рыбу и морепродукты. Хотя Балтика рыбой и не слишком богата, но какой-никакой рыбфлот здесь есть.


Зато выпечка в местных пекарнях не уступает итальянской.


Марципан - главный съедобный сувенир региона.


Ну а из несъедобных главный - янтарь. Я не любитель, но тоже не удержалась...


С янтарной кислотой делают разную косметику и парфюмерию.  Например, мыло.


Старые немецкие пробки от пива и минералки можно купить у местных мальчишек в разных туристических местах. Можно и в антикварных лавках, наверное. Но у мальчишек, согласитесь, интереснее )


Россия, Калининградская область, охота к перемене мест

Previous post Next post
Up