По Ленинградскому шоссе: от Куркино до Солнечногорска

Apr 26, 2024 14:17

Первая часть моего рассказа может называться "удивительное рядом" - причем, рядом с Москвой. При всем нашем интересе к архитектуре и истории, об этом месте мы до последнего времени не знали ровным счетом ничего, что удивительно. Вотчинный храм XVII века сам по себе заслуживает посещения. Но есть здесь еще одна постройка, ценность которой тружно переоценить. Впрочем, обо всем по порядку.
В Московском районе Куркино в 1672-1678 гг князем И.А. Воротынским была построена каменная церковь Владимирской иконы Божией Матери. К концу века она оказалась во владениях патриарха, потом Синода. К середине XVIII в храм обветшал настолько, что ему требовалась перестройка, которая случилась в 1760-х гг. В результате от здания XVII века остались декор стен основного объема и апсид, но исчезли паперти и крыльцо. В то же время было обновлено внутреннее убранство церкви - и к великому счастью, оно сохранилось до сих пор (хотя с 1930-х по 1946 гг службы здесь не проводились). Росписи стен, впрочем, мне каждется, относятся к более позднему времени, а вот иконостас и иконы в нем явно принадлежат XVIII веку. Нам удалось также попасть в нижний храм, который также сохранил интерьер, хотя и более скромный.

Но это еще не все. На кладбище рядом с Владимирской церковью в 1899 году по проекту самого Осипа Шехтеля была выстроена совершенно ренессансного вида часовня-усыпальница врача-терапевта Г. Захарьина. Помимо того, что это незаурядный памятник архитектуры, внутри и над входной дверью сохранились очень красивые мозаики. Самая запоминающаяся из них - Распятый Христос - была создана в 1903 г в Венеции по эскизу В.М. Васнецова. Мозаика купола имеет удивительный синий цвет, а ее орнаменты несут романское и византийское влияние. Часовню отличает множество других красноречивых деталей, которые очень интересно изучать.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Куркино (1672-1678 гг). Слева от нее стоит часовня-усыпальница Захарьиных (1899 г, арх. О. Шехтель).



В 1760-е гг ее сильно перестроили, пристроив трапезную и колокольню.


Барабан храма сохранился с XVII в. На церковном кладбище сохранились старые надгробия.



Надгробие семейства Генке (1880 г)...



...и надпись на нем.


Иконостас XVIII в с иконами того же времени.



Резной декор иконостаса в приближении.


Изображения архангела Михаила и архидиакона Стефана на боковых вратах иконостаса.



Царские врата иконостаса и изображение Господа-Саваофа на своде.



Свод верхнего храма с изображением евангелистов и Саваофа.


Росписи на стенах верхнего храма относятся к кон. XIX в. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине


Благовещение.


Иисус и самарянка у колодца.


Явление воскресшего Христа двум ученикам по дороге в Эммаус.


Интерьер нижнего храма более скромен. Иконостас XVIII в.


Архангел Михаил и архидиакон Стефан на боковых вратах иконостаса.



Роспись по мотивам картины Иванова "Явление Христа народу".


Избранные святые. Эти кованые двери явно сохранились с XVIII в (или даже с XVII в).



На стоящей рядом воскресной школе тоже поместили мозаику.


Часовня - усыпальница Захарьиных, выстроенная по проекту О. Шехтеля в 1903 г. По виду настоящая ренессансная капелла.



Фрагмент декора часовни.


Мозаика с монограммой Христа над входной дверью.


Дверное кольцо оригинальной формы. Фигурная решетка на двери усыпальницы.



Интерьер часовни-усыпальницы.


Орнамент поближе.


Мозаика свода купола часовни - очень романские по виду.


Она же в приближении.


Распятый Христос был выполнен в Венеции в 1903 г по эскизам В.М. Васнецова.


Деталь мозаики: скорбящие ангелы.


Автограф изготовителей мозаики.


Мозаика Распятый Христос из часовни-усыпальницы Захарьиных на Куркинском кладбище выполнена в Венеции по эскизу В.М. Васнецова.


Неподалеку от Московского района Зеленоград у села Алабушево сохранились остатки усадьбы Дедешино. От ансамбля, выстроенного В.М. Голицыным во Ii пол. XVIII века, остались только два флигеля. Главный дом и Троицкая церковь утрачены в 1930-е гг. Зато флигели восстановлены и вполне доступны для осмотра.

В город Солнечногорс мы съездили еще зимой. Главной целью было посещение местного историко-краеведческого музея. Расположен он в отреставрированном императорском путевом дворце, выстроенном в кон. XVIII в на трассе Москва-Санкт-Петербург. В селе Солнечная Гора была устроена вторая от Москвы ямщицкая станция на этом пути, которому посвящен первый зал музея. Есть здесь небольшая коллекция археологических находок из Льяловских (Никльских) курганов - в основном, украшения и оружие славян-вятичей. В зале, посвященном дворянскому быту, представлены вещи, например, из усадьбы Середниково, принадлежавшей двоюродному деду М.Ю. Лермонтова Д.А. Столыпину. Усадьба известна тем, что с 1829-1832 гг здесь каждое лето гостил юный Лермонтов со своей бабушкой (сестрой хозяина имения). Это тоже территория Солнечногорского района - надо бы повторить визит в Середниково - давно мы там не были.

От усадьбы Дедешино, что у села Алабушево под Зеленоградом, остались два флигеля II пол. XVIII в.


Западный флигель.


На первом плане восточный флигель Дедешино.


Солнечногорск. Императорский путевой дворец выстроен в кон. XVIII в в селе Солнечная Гора на дороге Москва-Санкт-Петербург.


Путевой дворец с другого ракурса - со двора.


Бюст историка В.А. Татищева, который в ссылке последние 5 лет жизни прожил в соседнем селе Болдино. Топор, меч, копье и глиняные сосуды XIII-XIV вв.



Раскопки Никольских курганов - ювелирные украшения славян-вятичей (XII - нач. XIII вв): шейная гривна, стеклянные бусы, височные кольца, перстни.


Неожиданно здесь обнаружились предметы из имения Середниково, принадлежавшего дяде Лермонтова Салтыкову: портреты нач. XIX в, рояль Бехштейн (1890 г), напольное зеркало и канделябры нач. XIX в.


Навершие напольного зеркала в приближении.


Канделябр нач. XIX в и портрет ребенка (нач. XIX в). Консоль из усадьбы Середниково.



Люстра в этом зале музея тоже любопытная, но о ней подробностей не знаю.


Вышивка с изображением почтовой станции.


Народные костюмы. Красный угол крестьянской избы.



Пошни и лапти кон. XIX в.


Купеческий зал музея.


Мебель в русском стиле нач. ХХ в.



Резная мебель (фрагмент).


Шкафчик в неорусском стиле с резьбой и росписью. Стул тоже из той эпохи.



Подлокотник стула.


Первый зал музея посвящен тракту Москва - Санкт-Петербург.


Изразец XVIII в.


Еще в Солнечногорске имеет смысл осмотреть несколько интересных храмов. Самый отдаленный из них - самый интересный. Это церковь Всемилостивого Спаса в бывшем селе Спасское-Телешово, выстроенная на средства владельца села П.И. Лопухина в 1759 г. Храм трехуровневый. В годы советской власти не закрывался, но зимой мы смогли увидеть только интерьер нижнего храма. Хвалят внутреннюю обстановку основного объема - нужно будет съездить туда в теплый сезон*.
* Как вы можете догадаться, мы таки съездили в Спасскую церквовь в одно из немногих свободных летних воскресений. Не без усилий, но удалось попасть в верхний храм, где, действительно, уцелел замечательный иконостас XVIII в. Особенно впечатляют рельефные резные фигуры евангелистов на Царских вратах.

Прямо у трассы М10 стоит церковь Николая Чудотворца (1874-1879 гг).


В 1889-1895 гг к ней были пристроены боковые приделы. Эта церковь тоже не закрывалась, но ее интерьер нас не особенно впечатлил.


Грандиозная церковь Всемилостивого Спаса в быв. селе Спасское-Телешово (1759 г).


Она же с другого ракурса и в совсем в другой сезон..


Кресты храма увенчаны короной как признак принадлежности его царской семье. Считается, что первой владелицей Спасского-Телешово была первая супруга Петра I Евдокия Лопухина. Напоминаю, что церковь выстроена ее родственником П.И. Лопухиным: наверное, ему было приятно напоминать окружающим об этом родстве. Но, скорее всего, окружающие бы просто не поняли, если бы он не напомнил.





Рядом со Спасской церковью восстановлены старые могильные плиты и надгробия.



Интерьер нижнего храма Спасской церкви.


Росписи, по виду это, скорее, кон. XIX в.



Трапезная нижнего храма.


Иконостас невелик, но очень красив.


Трапезная верхнего храма.


Иконостас трапезной.


Росписи купола основного объема храма сохранились с XIX в.


Росписи трапезной нач. ХХ в и боковые врата иконостаса.



Пятиярусный иконостас Спасской церкви сохранился с сер. XVIII века.



Иконы XVIII в в иконостасе.


Царские врата иконостаса невероятно хороши. Это типиное барокко, но со своими "изюминками".



Например, барельефные резные фигуры евангелистов.


Трапезная Спасской церкви, как небольшой музей. Расписной лестничный вестибюль.





В трапезной второго этажа тоже интересно. Есть иконы в старинных окладах.



Оклад иконы с житием Богородицы поближе.




Небольшая коллекция икон в трапезной Спасской церкви.


Интерьер нижнего храма Спасской церкви в быв. селе Спасское-Телешово неплохо сохранился. Царские врата XVIII в украшены изображениями евангелистов и апостолов.


МО Солнечногорский район, Россия, Московская область, охота к перемене мест, МО Северное Подмосковье

Previous post Next post
Up