В начале мая мы традиционно отправились в Среднее Поволжье - регион, отличающийся большим разнообразием достопримечательностей. Здесь есть и незаурядной архитектуры храмы, и некогда богатые дворянские усадьбы, и достойные музеи, и старинные города и сёла, и крестьянское искусство, и нетривиальная этнография. Основной целью поездки была музей-усадьба А.С Пушкина в Большом Болдино, но за 4-хдневную поездку мы посетили 3 региона (один для нас новый) и успели увидеть массу интересного.
Первые наши объекты были в Нижегородской области в районе Арзамаса. Сначала по убитой (но с признаками ремонта) дороге добрались до деревни Костылиха, где находится старейшая деревянная церковь Нижегородской области - Воскресения Словущего. Церковь изначально была построена в Арзамасе в 1652 г, но дважды переносилась в другие населенные пункты (в 1742 и в 1914 гг).
Прибыв в Арзамас, поспешили в историко-краеведческий музей, который оказался небольшим, но очень информативным. Особенно запомнились витрины с богатой мордовской археологией (в районе Арзамаса и сейчас проживают эрзяне). - правда, тогда мы еще не видели роскошный
шиловский музей. Неплохая здесь и этнографическая экспозиция (мордва-эрзя, русские), и раздел о городском быте XIX - нач. ХХ вв.
Второй музей Арзамаса - патриаршества - запомнился больше тем, что находится в здании городского магистрата нач.XVIII в. Интерьер этого здания мало на что похож - непередаваемое сочетание древнерусских палат и барочного дворца. Юг Нижегородской области, действительно, связан с именами многих церковных деятелей, связанных впоследствии патриархами РПЦ. Начиная с Никона, родившегося в селе Вельдеманово в мордовской семье (территория современного Перевозского района), и заканчивая нынешним, чей дед происходит из села под городом Лукоянов.
Центр Арзамаса встретил нас вдрызг перекопанными улицами, строительными сетками и временными заборами. Читала, что недавно на реконструкцию города выделили "многоденег" - ну что ж, иншалла, когда-нибудь поглядим на результат. Хорошо, что мы основательно
осмотрели этот прекрасный город несколько лет назад - в этом году туристу здесь было бы грустно. Мы, конечно, погуляли по нескольким улицам, но от центральной площади старались держаться подальше.
Как я уже упоминала, в Арзамасском историко-краеведческом музее очень достойная коллекция мордовских древностей. Накосник-пулокерь из могильника Выползово VI (кон. XI в).
По лороге в селе Мечасово попалась церковь Спаса Преображения, выстроенная в 1812 году в утсаревшем для того времени стиле барокко. Для такой глуши, чпрочем, простительно. Красивый дом с резьбой в Костылихе.
Дом - общий вид.
На двери изображения рыб.
Еще один старый дом из Костылихи...
...с великолепными наличниками.
Костылиха. Старейшая в Нижегородской области сохранившаяся деревянная церковь Воскресения Словущего (1652 г). По ней, впрочем, видно, что ее неднократно перестраивали.
Воскресенская церковь со стороны апсид (их здесь три!).
Краеведческий музей Арзамаса размещается в этом скромном здании кон. XIX в.
Пояс из мужского погребения из могильника Стеклово II (III-XIII вв). Поясные бляшки VIII-XIII вв.
Фрагменты нагружного женского ожерелья - тоже из могильника Стеклово II.
Замечательные украшения обуви тоже из Стеклово.
Серповидная гривна оттуда же. Находки из женского погребения из могильника Красное III. Здесь и височные и прочие разные подвески, и спиральные перстни, и пастовые бусы, и пояс. Но наиболее любопытен (справа) металлический накосник.
Деревянная скульптура Христос в темнице (кон. XIX в).
Домовая резьба XIX в.
Портрет художника А.В. Ступина, расписывавшего Восересенский собор. Женский крестьянский (!) костюм из с. Чернуха (нач. ХХ в).
Роскошные детали этого богатого костюма (золотое шитье) и прекрасные вышитые сапожки.
Женская мордовская (эрзянская) рубаха (кон. XIX в). Парь - очень характерный мордовский сундук для хранения украшений и одежды.
Набор ножей для фруктов и венчик для взбивания яиц (кон. XIX в).
Воскресенский собор в лесах и здание магистрата (сер. XVIII в) на центральной площади Арзамаса.
Внутри музей патриаршества. Своды и переходы здания.
И еще немного интерьеров здания магистрата.
Экспонаты много не фотографировала - здесь, в основном, портреты, документы и фотографии. Но есть и печные изразцы балахнинского производства XVIII в.
А это более традиционные изразцы - тоже из Балахны и тоже XVIII в.
Богослужебные облачения кон. XVIII в.
Водонапорная башня с гербом Арзамаса на ней (1911 г).
На следующий день по пути в Большое Болдино осмотрели еще два интересных места. Сначала заехали в село Хирино, где сохранился шедевр барокко, выстроенный в 1758 г князем Алексеем Путятиным, - храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Хотя как сохранился... Еще лет 10 назад это была маловнятная руина, которую за это время неплохо восстановили, воссоздав заново барабан, купола и роскошные выносные крыльца.
Еще дальше на пути в селе Малое Болдино стоит сделать остановку у шатровой дереянной ветряной мельницы, выстроенной в XIX веке и сейчас пребывающей в весьма плачевном состоянии. Есть проекты ее реставрации, но когда они осуществятся, Бог знает.
По дороге в Саранск имеет смысл заглянуть в большое село райцентр Починки. Здесь помимо восстанавливаемой барочной Казанской церкви 1793 г вы найдете полузаброшенный комплекс построек конезавода, основанного еще в 1652 году (считается старейшим конезаводом России!). Деревянные постройки времен основателя боярина Морозова в 1820-х гг заменили классицистическими каменными (проект арх. Кутепова). Неподалеку от каре конного двора с характерными башенками в XIX-ХХ вв был выстроен целый городок для работников и служащих завода. В советское время конезавод активно работал. А вот сейчас 80% его построек заброшено, хотя в некоторых домиках люди живут до сих пор. Сам конный двор тоже обитаем (мы познакомились со здешними кобылами-тяжеловозами и их жеребятами), но, мягко говоря, не выглядит процветающим. Очень жаль - при должном подходе к делу из всего этого комплекса можно было бы сделать туристическую "конфетку".
Хирино. Поднятая из руин церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (1758 г) и её колокольня 1777 г.
Колокольня проближе. Обходная галерея.
Малое Болдино. Мельница-шатровка XIX в.
Несмотря на тяжелое состояние, внутри сохранились механизмы.
Райцентр Починки. Казанская церковь (1793 г)
В Починках долго искали конезавод. Наконец, нашли. Здания 1820-х гг.
Починковский конезавод. Каре 1820-х гг (арх. Кутепов).
Башня каре поближе.
Павильон, встроенный в каре.
Кобылы с жеребятами.
Настоящие тяжеловозы.
Контора завода - возможно, советского времени.
Рядом целый городок из построек XIX в. Во многих живут люди.