Псковщина зимняя, часть 3: Псков известный и не очень

Dec 27, 2022 00:21

Если в мае в ходе нашей южно-псковской поездки в Псков мы не заезжали вообще, что в марте жили именно в областном центре. Впрочем, сколько бы вы ни бывали в этом прекрасном городе, всегда найдется то, что вы ранее здесь не видели. Ну или то, что захочется посмотреть еще раз.

Один из главных памятников Пскова - Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, основанный в сер. XII века, - сохранил свой первый храм Спасо-Преображенский собор, заложенный в 1156 году. Сразу после постройки храм был расписан, скорее всего, византийскими мастерами. В XVII веке Спасо-Преображенский собор несколько обветшал, и эти росписи забелили. Из раскрыли только в сер. XIX века, укрепили, расчистили, а затем ... поновили клеевыми красками. Программу росписей при этом сохранили, но колористической гамме был нанесен значительный ущерб.
Новая расчитска древней живописи началась еще в 1920-х гг, но капитально их реставрировали в 1960-1980-х гг.
Сейчас расчищены большие фрагменты живописи XII века, но там, где она понесла утраты, сохранили клеевые росписи 1890-1910-х гг. В целом, это один из самых значительных в России комплексов древней живописи - и по объему, и по качеству живописи. Не зря Мирожский монастырь включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Имея свободный час решила потратить его на очередное посещение Спасо-Преображенского собора, с целью пофотографировать фрески, которые я, если мне не изменяет память, в ЖЖ подробно не описывала.

Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Симеон-Богоприимец с Христом-младенцем.



Росписи одного из сводов.


И еще общий вид одного из нефов. Запись клеевыми красками заметно отличается по колору. Но и сохранность у этих фрагментов лучше.



Вот здесь хорошо видна разница между оригинальной живописью и записью кон. XIX - нач. ХХ вв.


Святые - это, видимо, оригинальный фрагмент.


Встреча Захария и Елизаветы


Купание Богородицы.


Рождество Богородицы.


Евангелист Матфей. Святой.



Крещение Господне.


Неверие Петра.


Исцеление прокаженных.


Исцеление слепых.


Воскрешение Лазаря.


Христос и апостолы.


Купание святого младенца.


Конха апсиды собора.


Христос на троне в конхе апсиды.


Евхаристия - причащение апостолов Христом.


И снова апостолы.


Преображение Господне.


Христос и апостолы.


Христос перед первосвященниками.


Христос и богатый юноша.


Успение Богородицы с элементами расчитстки первоначальной живописи.


Сошествие во ад.


Жены-мироносицы у гроба Господня.


Чудеса Христовы.


Поцелуй Иуды (?) и святой на своде арки.



Распятие


Оплакивание.


Рыбаки на Тивериадском озере. Богородица (из Благовещения).



В притворе собора размещена коллекция каменных крестов XIV-XVI вв.


Каменные кресты поближе.


И еще кресты XV-XVI вв.



И снова кресты и окно собора с раскрытой кладкой.



"Служба святых отцов" - фреска алтарной апсиды церкви Воскресенской церкви с Довмонтова городища (кон. XIV в).


Фреска поближе.


Спасо-Преображенский Мирожский монастырь - двор.


Настоятельский корпус XIX в.


Спасо-Преображенский собор 1156 г.


Собор со стороны звонницы  типичного элемента древнепсковской архитектуры.


Фреска над входом в собор - плохая сохранность для такого климата неудивительная.


Церковь св. Стефана (нач. XVII в).


Храмоздатные доски Стефановской церкви.



Вид на псковский кремль и Троицкий собор (XVII в).


Ангел из Благовещения - фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (сер. XII в).


Коротким прогулкам по Пскову мы посвятили пару свободных вечеров. Старались добраться до тех мест, где давно либо никогда ранее не бывали. Например, до Варваринской церкви 1618 года постройки - единственного деревянного храма Пскова, сохранившего ряд интересных архитектурных деталей.
Еще один малоизвестный псковский храм - Константина и Елены - выстроен в XVI веке в излучине реки Псковы. В XIX веке его перестроили путем добавления трапезной, а также возвели ограду и колокольню.
А вот до дальнего района Любятово придется добираться на транспорте. Это тоже традиционный псковский хам XV века. Тоже перестроенный и достроенный на рубеже XIX-ХХ вв. У церкви типовая колокольня XIX в и валунная ограда, в которую встроена небольшая часовенка с удивительной памятной доской. Гласит она примерно следующее: "В память о 200 русских офицерах, арестованных псковским ЧК и распиленных (!!!) китайскими красноармейцами в Любятове весной 1919 год." Знаю, что факт этого столь неоднозначно упомянутого распила подвергается сомнению рядом специалистов и любителей истории, так что я не решусь сделать какой-то окончательный вывод о его достоверности.

С музеями в этот раз в Пскове у нас не сложилось - в палаты Поздняковых XVII века я не попала по причине выходного дня. Зато осмотрела сохранившийся неподалеку редкий для Пскова памятник в стиле модерн (которых здесь как бы не меньше, чем палат XVII в) - канатную фабрику  нач. ХХ в.

Церковь Варвары Великомученицы (1618 г)


Она же с другого фасада.


Церковь св. Варвары со стороны апсиды. Старинное окно.



Церковь Константина и Елены (XVI в) - типичная посадская церковь Пскова своего времени.


Трапезная, ограда и колокольня относятся к XIX в.


Еленоконстантиновская церковь - вид из-за ограды.


Излучина реки Псковы.


Двор Трубинских XVII в.


Здание канатной фабрики (дом Мейера) (нач. ХХ в).


Палаты Постниковых (XVII в), в которых размещаются очередные экспозиции псковского музея-заповедника.


Церковь Николая Чудотворца в Любятове (XV в), что на окраине города.


Колокольня была перестроена в кон. XIX в.


Иконостас XIX в.


Часовня в ограде поставлена, как гласит табличка, "в память о 200 русских офицерах, арестованных псковским ЧК и распиленных (!!!) китайскими красноармейцами в Любятове весной 1919 год." Честно говоря, за достоверность этого факта головой поручиться не могу.


Псков. Церковь Николая Чудотворца в Любятове (XV век, валунная ограда и колокольня XIX в).

Псков, Псковский район, Россия, Псковская область, охота к перемене мест

Previous post Next post
Up