Рязанская Мещера, часть 2: и снова Касимов

Dec 13, 2022 00:17

В Касимове мы бывали неоднократно и много гуляли по его улицам. Подробный рассказ о городе можно почитать в двух частях ( раз, два). Тем не менее, в эту поездку в городе обнаружилось несколько интереснейших мест, упущенных нами ранее. О них расскажу ниже. Ну и всегда приятно увидеть и показать еще раз уже знакомые места - с учетом изменений, имевших место в последние годы.

Одно из колоритенйших мест Касимова - Татарская слобода, центром которой является Ханская мечеть XVIII века со стоящим рядом минаретом 1467 года постройки (старейшее здание города). За несколько дней до нашего приезда здесь открыли памятник казанской царице Сююмбике, которая после взятия Казани была против своей воли выдана замуж за касимовского хана Шах-Али. Здесь же она скончалась около 1557 года, но могила утрачена. Ради этого памятника мы и пришли в это прекрасное место в который раз.

А вот где мы ранее не были, так это на т.н. "новом" татарском кладбище. Хотя "новым" оно не является: основан некрополь еще в XV в. Кладбище также очень колоритное, где вперемешку стоят старые и новые татарские надгробия. Основная часть надгробий относится к XIX - нач. ХХ вв. Представлены надгробия представителей всех главных татарских семей Касимова: Янбаевых, Шакуловых, Ишимбаевых... Выделяются ворота и ограда кладбища, выстроенные в кон. XIX в.

Мечеть 1768 г и минарет 1467 года - центр Татарской слободы Касимова. Когда-то в ней размещался музей касимовских татар. Сейчас, если я правильно понимаю, эти экспонаты перемещены в городской музей, о котором речь пойдет далее.


Минарет и крыльцо мечети 1768 г.



Рядом стоит текийе (гробница) Шах-Али хана (1555 г).


Памятная надпись на текийе.


Буквально за несколько дней до нашего приезда рядом с мечетью открыли памятник казанской царице Сююмбике, которую выдали замуж за касимовского хана Шах-Али. В Касимове она и скончалась в 1557 году.


Сююмбике в приближении. Наличник Татарской слободы.



Дом в Татарской слободе.


Еще один старый особняе оттуда же.



Татарская лавка XIX в на ул. Воровского.


Старый татарский дом на ул. Татарская.


Декор дома на Татарской.


Дом купца Хайруллы Кастрова в Татарской слободе (XIX в).


Кастровское медресе, основанное в 1808 г. Здание II пол. XIX в.


Еще одна усадьба с Татарской ул. д. 6.


Декор татарского дома.


Современный наличник, но традиции живы.


Ограда т.н. нового татарского кладбища (кон. XIX в).


Надгробия кон. XIX - нач. ХХ вв на татарском кладбище.


Могилы недавнего времени с полумесяцами на ограде.


Татарские надгробия с татарскими надписями поближе.



Могилы здесь старые и новые в перемешку. Лица касимовских татар сейчас, к сожалению, больше шансов увидеть на надгробиях - в самом городе татар осталось несколько сотен человек (на 28 тыс. жителей).



Татарская лавка в слободе.


Новая мечеть (1906 г) и ее ограда.



Мечеть 1906 г с бокового фасада.


Ворота некрополя кон. XIX в с мусульманским полумесяцем и звездами.


Помимо татарского наследия Касимов сохранил великое множество памятник русской архитектуры. Церквей здесь уцелело на удивление много. Почти обо всех них я уже писала. Отдельно стоит отметить Никольский храм (1703-1705 гг), где хорошо сохранился оригинальный интерьер. Мы попали внутрь после службы и смогли немного пофографировать иконостас. Здесь нам попался очень знающий дьякон, который много рассказал о храме и о городе в целом.

Сердце Касимова - Соборная площадь с несколькими корпусами торговых рядов, Вознесенским собором (1854 г), Успенской церковью (1753-1775 гг) и т.д. Рядом с собором сохранился редкий памятник - обелиск в память о погибших за Советскую власть, установленный в 1924 году. От площади Рязанский спуск ведет к набережной Оки, где тоже много интересного, о чем подробно можно почитать в моих более ранних отчетах.

Никольская церковь (1703-1705 гг, колокольня 1867 г).


В церкви сохранился иконостас XIX в.


Иконы и скульптуры иконостасы.


Распятие, венчающее центральный иконостас.



Рядом с храмом часовня сер. XIX в.



Старые надгробия во дворе Никольской церкви.


Рязанский спуск ведет от Соборной площади к Оке.


Вид на противоположный берег Оки.


Обелиск Петровской заставы (1786 г) на набережной Оки обозначает въезд в город.


Церковь Благовещения (1740 г, 1784г), колокольня 1868 г.


Соборная площадь: Успенская церковь (1753-1775 гг) и дом Алянчикова (1844 г) за ней.


Успенская церковь (1756-1775 гг) - вид из дома Алянчикова.


Вид на соборную площадь из светового фонаря дома Алянчикова: Вознесенский собор (1854-1862 гг) и торговые ряды (нач. XIX в).


Вознесенский собор (1854-1862 гг, арх. Н.И. Никитин)


Дом С.С. Анурина (I пол. XIX в) и прекрасная Ока.


Корпуса торговых рядов (нач. XIX в, арх. И. Гагин) - вид с Рязанского спуска.


Еще один корпус торговых рядов (нач. XIX в).


Жилой дом 1824-1826 гг на Соборной площади.


А это закат - вид из дома, где мы остановились.


В парке рядом с Вознесенским собором еще в 1924 году был установлен обелиск в память о погибших большевиках.


...с вот такой надписью на основании.


Женская гимназия (XIX в).


Дом и склады Салазкина (Баркова) (нач. XIX в) на главной улице Советская.


Красивый деревянный дом на ул. Карла Маркса.


И его крыльцо.


Лавка И.М. Абухова (кон. XIX в).


Панорама Соборной горы на закате.


На другом конце Соборной площади стоит дом Алянчикова, выстроенный в 1844 году. В нем разместились экспозиции краеведеского музея, куда мы наконец-то сподобились зайти. Музей невелик, но очень интересен.
Когда-то в Касимове был отдельный музей, посвященный касимовским татарам - сейчас часть его экспозиции перенесена в дом Алянчикова. Это и народные костюмы, и оружие татарских воинов, и религиозные артефакты.
Весьма познавательна экспозиция, повествующая об истории города и края. Здесь стоит обратить внимание на небольшую коллекцию народного костюма и собрание деревянной скульптуры. В музее сохранилось уникальное Распяте (Голгофа), датируемое концом XVII в. Его отличительной чертой считается явно татарский облик и самого Христа, и предстоящих святых. Вполне вероятно, что это Распятие испльзовалось в том числе и для обращения в православие местного татарского населения.

Дом Алянчикова (1844 г), в котором размещены экспозиции касимовского краеведческого музея.


Гостиная с мебелью кон. XIX в.


и еще мебель того времени.


Дом Алячикова увенчан световым фонарем, с которого открываются великолепные виды на Соборную площадь, Оку и районы Касимова.


Предметы крестьянского быта, глухая домовая резьба. Печь XIX в.



Доска от лодки с автографом поэта В.А. Жуковского "15 августа 1837 года на этом катере переправлено его императорское высочество государь наследник. Жуковский".


Бюст Д.С. Баркова. Портрет А.В. Алянчикова - хозяина особняка, гдей сейчас размещается музей.



Расписной крестьянский сундук.


Простоватая, но забавная вырковская игрушка (Касимовский уезд)


Одежда крестьянки Касимовского уезда: сорока, навершник и понева. На заднем плане мужской костюм. И еще один наряд касимовской крестьянки: рубаха, понева, навершник, фартук (кон. XIX в).



Татарский женский костюм: одежда и сапоги.



Снаряжение татарского воина XVI в.



Молитвенный плат (касимовские татары, XIX в).


Рукописный Коран (XVIII-XIX вв).


Мужской татарский халат (1882 г), посол муллы и скамееска для Корана (нач. ХХ в), стоящая на коврике для намаза (кон. XIX в),


Николай Можаймкий XVII в. Монах-летописец (XIX в).



Распятие с спредстоящими кон. XVII в. Татарские лица Христа и сотника Лонгина.


Мария и Мария Магдалина тоже изображены с восточными лицами.


Распятие с предстоящими (Голгофа) (кон. XVII в), видимо, использовалось для обращения в христианство местного татарского населения. Отсюда и татарские лица у всех изображенных персонажей.

Россия, Ряз. Касимовский район, Рязанская область, охота к перемене мест

Previous post Next post
Up