Из музеев Ростова-на-Дону наиболее интересным нам показался историко-краеведческий, где помимо классической краеведческой экспозиции действует еще несколько выставок. Самой интересной из них, однозначно, является постоянная выставка «Сокровища Донских степей». Ее экспонаты - находки из скифских и сарматских курганов, а также артефакты из античных полисов и факторий, которые действовали на территории современной Ростовской области. Сюда можно попасть только с экскурсией, которые проводятся каждый час. Остальные разделы экспозиции (казачество, городской быт, природа и т.д.) не показались нам особенно интересными - но тогда мы еще не знали, что главный музей области находится не в Ростове, а в соседнем Азове.
Богатейшее захоронение на юге России (гробница скифского царя IV в до н.э.) было найдено в 1980 г в одном из курганов рядом со станицей Елизаветинская. Это фрагмент золотого горита (обкладки для лука и стрел) из него - со сценами из жизни Ахиллеса: все-таки приазовские скифы были сильно эллинизированы.
Еще один фрагмент горита.
А это горит IV в до н.э. целиком.
Оттуда же - золотая обкладка ножен,...
...на которой изображена сцена битвы греков с варварами (греки, ясен пень, побеждают).
Костюм скифского царя из того же могильника реконструирован, а вот золотые украшения на нем подлинные. Посуду, конечно же, оставляли рядом с покойником.
Меч царя (IV в до н.э) из Елизаветинского кургана.
У Елизаветинской было пять курганов, которые ученые сейчас считают царскими могильниками скифов. Оттуда же этот женский головной убор - калаф.
Ритуальный серебряный сосуд с вакхической сценой (I - II вв н.э.) из кургана Садовый - могильника сарматского царя, который был разграблен еще в древности, но не целиком. Таких чаш там было найдено аж 8 штук.
оттуда же эти фалары - украшение конской сбруи.
Удивительная шейная гривна из гробницы сарматской царицы (или жрицы) (кон. I - нач. II вв н.э.) из Кобяковского могильника.
Золотые серьги из Танаиса.
Казачьи костюмы.
А это костюмы казаков-некрасовцев (группа казаков-старообрядцев, которые жили, в основном, вне пределов Российской империи, хотя часть, в конце-концов, вернулась на родину).
Флаг Войска Донского (копия нач. ХХ в).
Тачанка-ростовчанка времен Гражданской войны.
Здание торгового товарищества Гельферик-Саде (кон. XIX в), в котором сейчас размещаются экспозиции Ростовского областного музея краеведения.
а во дворе музея стоят половецкие каменные бабы - непременный атрибут всех музеев на гигантской территории бывшей Великой степи.
И еще двор музея. Есть информация, что эти изваяния перевезены сюда из Танаиса.
А вот и сарматский звериный стиль - поясная пластина (I в до н.э. - I в н.э.) из кургана с территории мехзавода в Ростове-на-Дону. Его характерной особенностью являются вот эти бирюзовые вставки.
Ростовский музей изобразительных искусств разместил свои коллекции сразу в двух зданиях (отдельно русской и зарубежной искусство). Изначально мы не планировали его посещение, но погода в первый день вынудила нас чем-то заменить прогулку по городу. «Русская» часть музея невелика (залов 5-6, наверное), но по-своему интересна: здесь и иконы представлены (самые старые из нач. XVII в), и - понемногу - работы многих ведущих русских живописцев XIX - нач. ХХ вв, среди которых стоит отметить прекрасный графический "Портрет балерины Б.С. Гудзикевич" (1889 г) работы Михаила Врубеля.
В первом зале - экспозиция икон. Богоматерь Печерская (I пол. XVII в). Апостолы Варфоломей и Иуда-Фаддей (I пол. XVII в)
Спас Нерукотворный (XVII в). Чудо Георгия о Змии (I пол. XVII в).
Икона Николай Чудотворец с житием (XVII в) и ее фрагменты.
Походный деревянный иконостас-складень (XIX в).
Неизвестный художник XVIII в "Портрет Ермака" (который, как известно, тоже выходец с Дона). К-Л. Христианек "Портрет донского атамана С.Д. Ефремова" (1765 г).
Репин И.Е. "Портрет Л.Н. Сазоновой-Шуваловой" (1899 г). Маковский К.Е. "Портрет девочки" (1877 г)
Карл Брюллов "Апостол Петр" (1839 г). интерьер особняка Домбровского частично сохранился.
Особенно хорошо - вот эта лепнина на потолке.
Сам особняк (1898 г) на ул. Пушкинской я уже показывала, но не грех такую красоту разместить здесь еще раз.
М.А. Врубель, великолепный "Портрет балерины Б.С. Гудзикевич" (1889 г). Выполнен итальянским карандашом.