Здравствуй, Дон! (Ростов-на-Дону, ч.3: краеведческий и художественный музеи)

Mar 30, 2021 22:46

Из музеев Ростова-на-Дону наиболее интересным нам показался историко-краеведческий, где помимо классической краеведческой экспозиции действует еще несколько выставок. Самой интересной из них, однозначно, является постоянная выставка «Сокровища Донских степей». Ее экспонаты - находки из скифских и сарматских курганов, а также артефакты из античных полисов и факторий, которые действовали на территории современной Ростовской области. Сюда можно попасть только с экскурсией, которые проводятся каждый час. Остальные разделы экспозиции (казачество, городской быт, природа и т.д.) не показались нам особенно интересными - но тогда мы еще не знали, что главный музей области находится не в Ростове, а в соседнем Азове.



Богатейшее захоронение на юге России (гробница скифского царя IV в до н.э.) было найдено в 1980 г в одном из курганов рядом со станицей Елизаветинская. Это фрагмент золотого горита (обкладки для лука и стрел) из него - со сценами из жизни Ахиллеса: все-таки приазовские скифы были сильно эллинизированы.



Еще один фрагмент горита.



А это горит IV в до н.э. целиком.



Оттуда же - золотая обкладка ножен,...



...на которой изображена сцена битвы греков с варварами (греки, ясен пень, побеждают).




Костюм скифского царя из того же могильника реконструирован, а вот золотые украшения на нем подлинные. Посуду, конечно же, оставляли рядом с покойником.



Меч царя (IV в до н.э) из Елизаветинского кургана.



У Елизаветинской было пять курганов, которые ученые сейчас считают царскими могильниками скифов. Оттуда же этот женский головной убор - калаф.



Ритуальный серебряный сосуд с вакхической сценой (I - II вв н.э.) из кургана Садовый - могильника сарматского царя, который был разграблен еще в древности, но не целиком. Таких чаш там было найдено аж 8 штук.



оттуда же эти фалары - украшение конской сбруи.



Удивительная шейная гривна из гробницы сарматской царицы (или жрицы) (кон. I - нач. II вв н.э.) из Кобяковского могильника.



Золотые серьги из Танаиса.




Казачьи костюмы.



А это костюмы казаков-некрасовцев (группа казаков-старообрядцев, которые жили, в основном, вне пределов Российской империи, хотя часть, в конце-концов, вернулась на родину).



Флаг Войска Донского (копия нач. ХХ в).



Тачанка-ростовчанка времен Гражданской войны.



Здание торгового товарищества Гельферик-Саде (кон. XIX в), в котором сейчас размещаются экспозиции Ростовского областного музея краеведения.



а во дворе музея стоят половецкие каменные бабы - непременный атрибут всех музеев на гигантской территории бывшей Великой степи.



И еще двор музея. Есть информация, что эти изваяния перевезены сюда из Танаиса.



А вот и сарматский звериный стиль - поясная пластина (I в до н.э. - I в н.э.) из кургана с территории мехзавода в Ростове-на-Дону. Его характерной особенностью являются вот эти бирюзовые вставки.

Ростовский музей изобразительных искусств разместил свои коллекции сразу в двух зданиях (отдельно русской и зарубежной искусство). Изначально мы не планировали его посещение, но погода в первый день вынудила нас чем-то заменить прогулку по городу. «Русская» часть музея невелика (залов 5-6, наверное), но по-своему интересна: здесь и иконы представлены (самые старые из нач. XVII в), и - понемногу - работы многих ведущих русских живописцев XIX - нач. ХХ вв, среди которых стоит отметить прекрасный графический "Портрет балерины Б.С. Гудзикевич" (1889 г) работы Михаила Врубеля.




В первом зале - экспозиция икон. Богоматерь Печерская (I пол. XVII в). Апостолы Варфоломей и Иуда-Фаддей (I пол. XVII в)




Спас Нерукотворный (XVII в). Чудо Георгия о Змии (I пол. XVII в).




Икона Николай Чудотворец с житием (XVII в) и ее фрагменты.



Походный деревянный иконостас-складень (XIX в).




Неизвестный художник XVIII  в "Портрет Ермака" (который, как известно, тоже выходец с Дона). К-Л. Христианек "Портрет донского атамана С.Д. Ефремова" (1765 г).




Репин И.Е. "Портрет Л.Н. Сазоновой-Шуваловой" (1899 г). Маковский К.Е. "Портрет девочки" (1877 г)




Карл Брюллов "Апостол Петр" (1839 г). интерьер особняка Домбровского частично сохранился.



Особенно хорошо - вот эта лепнина на потолке.



Сам особняк (1898 г) на ул. Пушкинской я уже показывала, но не грех такую красоту разместить здесь еще раз.



М.А. Врубель, великолепный "Портрет балерины Б.С. Гудзикевич" (1889 г). Выполнен итальянским карандашом.

Россия, Ростовская область, Здравствуй Дон!, охота к перемене мест

Previous post Next post
Up