Москва: Рогожская застава - оплот старообрядчества. Сокольники и Богородское.

Feb 01, 2019 00:19

Комплекс церквей Рогожской заставы прекрасно виден издалека - я сама неоднократно наблюдала его, проезжая по Третьему Транспортному кольцу. Но вот на более подробное посещение сподобилась только в марте прошлого года.
Рогожское кладбище появилось за пределами городской черты в 1771 году, когда, в связи с чумой, все московские кладбища были закрыты. Территория была дарована императрицей Екатериной II старообрядческой общине города Москвы за заслуги в спасении города от чумы путем организации противоэпидемических мероприятий. В конце XVIII века здесь было возведено два храма Русской древлеправославной церкви - Покровский собор (1790-1792 гг), спроектированный выдающимся зодчим М.Ф. Казаковым, и церковь св. Николая (1776 г), позже в 1854 г переданная единоверцам и перестроенная в 1866 году. В 1804 году рядом возвели еще и зимний храм Рождества Богородицы, имевший калориферное отопление. Покровский собор изначально задумывался огромных масштабов, но, конечно, власти такой проект реализовать не разрешили - проект пришлось переделать. Но в целом, при Екатерине II и Александре I староверческая община не испытывала серьезных утеснений. А вот при Николае I в 1827 г престолы обоих храмов были запечатаны (хотя службы в Покровском соборе продолжались даже в таких условиях - как в часовне). После издания манифеста о веротерпимости в честь распечатывания престолов рогожских храмов в 1907-1910 гг комплекс пополнился церковью-колокольней Воскресения Христова (арх. Ф.Горностаев).
Здесь находится и несколько вспомогательных зданий XIX в: гостиница, богадельня, дом причта, хозяйственные постройки и т.д. Кроме того, в нач. ХХ в здесь построили резиденцию старообрядческой митрополии. Собственно, и в наши дни Рогожа является центром Русской Старообрядческой Православной церкви.
Рогожское кладбище, расположенное рядом с храмовым комплексом, сильно пострадало в советское время. Но и сейчас здесь можно найти захоронения известных старообрядческих семей Москвы: Морозовых, фарфорозаводчика Кузнецова и других.



Кафедральный собор Покрова Богородицы на Рогожском кладбище (1790-1792 гг) спроектирован выдающимся зодчим М. Казаковым.



Старообрядческая церковь Рождества Богородицы (1804 г, арх. И.Д. Жуков). Как раз ее алтари были опечатаны с 1856 по 1905 гг).




Эта Воскресенская церковь-колокольня выстроена в 1908-1913 гг в честь распечатывания алтарей Рождественской церкви. У нее интересный декор.



Церковь Николая Чудотворца (1776 г, перестроен в 1863-1866 гг архитектором В.Карнеевым). Его в 1854 г передали единоверческой общине.



К церкви примыкает богадельня (XIX в).



Еще одна богадельня XIX в. Богадельни, кстати, здесь побогаче выглядят, чем здание старообрядческой митрополии Московской и Всея Руси.



Рогожское кладбище возникло в 1771 году во время эпидемии чумы, когда хоронить в черте грода (тех времен) было запрещено.



Голбцы (кресты с "домиком") традиционны для старообрядческих кладбищ. Захоронение древлеправославного духовенства.



Еще интересные голбцы немного другой формы.




Захоронения семейства Морозовых.




Некрополь Морозовых и могила фарфорозаводчика М.Кузнецова, который, видимо, также принадлежал к старообрядческой общине.

Если проехать от Рогожи по Третьему Транспортному Кольцу чуть дальше на север, на 3-ей Рыбинской улице можно обнаружить достопримечательность совсем иного порядка: первую московскую макаронную фабрику, основанную еще в кон. XIX в немецким предпринимателем Иоганном Дингом. Наиболее примечателен здесь красивый особняк в стиле модерн - контора фабрики Динга (1914 г, арх. А.Калмыков). Что интересно, предприятие действует до сих пор, и даже профиль его не поменялся - это макаронная фабрика «Экстра-М». А в модерновой конторе я когда-то даже работала, но, как водится, сфотографировать ее и рассказать о ней догадалась только спустя много лет.

Неподалеку от района Сокольники находится бывшее село Богородское, вошедшее в состав Москвы в 1902 г. Еще до этого события в 1880-е гг здесь была выстроена деревянная церковь Спаса Преображения (1877-1880 гг, приделы 1894-1898 гг, арх. Н.А. Ипатьев). Это не только один из немногих сохранившихся деревянных храмов Москвы, он также никогда не закрывался и не разорялся. По виду это типичная "дачная" церковь (такие есть еще в Подмосковье - например, в Удельной) - и это понятно, церковь построена тогда, когда здесь еще была дачная местность.
Рядом находится еще один интересный объект - конструктивистская пожарная часть 1933 г.



Контора первой московской макаронной фабрики - фабрики Иоганна Динга (1902 г, архитектор А.Калмыков).



Московская макаронная фабрика и контора фабрики Дина (1902 г, архитектор А.Калмыков).




Особняк украшен лепниной и майоликой.



Кстати, решетка ограды тоже старая и интересная.



Витражи на окнах.



В Богородском, первым делом, обнаружили конструктивистскую пожарную часть, выстроенную в 1933 году под руководством архитектора А.Куровского для противопожарной защиты завода "Красный богатырь".



Церковь Спаса Преображения в Богородском (1877-1880 гг, приделы 1894-1898 гг).



Церковь Спаса Преображения в Богородском (1877-1880 гг, приделы 1894-1898 гг). Застекленная галерея приделов - именно она придает ей "дачный" вид.

Москва, Россия, охота к перемене мест, деревянное зодчество

Previous post Next post
Up