Первые пару дней мы проживали в курортном поселке Жемчужный Ширинского района, расположенном на берегу соленого озера Шира. Озеро славится также целебными грязями, которые и сейчас активно используются в лечении различных заболеваний. Тем не менее, этому курорту уже более 100 лет, здесь поправлял здоровье еще «главный» красноярский художник В.Суриков, страдавший всю жизнь легочным заболеванием. От того времени в Жемчужном сохранилось несколько деревянных домиков, пару из которых мы видели.
В районном центре - поселке Шира находится замечательный музей, где помимо традиционных экспозиций, посвященных быту русских переселенцев, природе и истории края, есть прекрасная реконструкция таштыкского кургана со склепом внутри, а также деревянная хакасская юрта, где можно ознакомиться с бытом хакасов XIX-нач.ХХвв.
Такими домами курортный поселок Жемчужный был застроен первоначально.
Озеро Шира в тумане. Кстати, мне удалось в нем искупаться. Несмотря на то, что дело было в середине сентября, и воздух после захода солнца был уже достаточно прохладным, вода еще не остыла. Озеро оказалось очень приятным, вода мягкой и лишь слегка солоноватой. Но тем не менее, ополаскиваться пресной водой нужно после купания достаточно быстро - иначе кожу начинает щипать.
В этом интересном деревянном здании находится краеведческий музей поселка Шира.
За деревьями не видно, как интересно оформлены стены здания музея.
Русский отдел музея.
Археологические находки тагарской эпохи на территории Ширинского района.
Аркадий Голиков и Иван Соловьев - главные антагонисты времен Гражданской войны на территории Хакасии. Соловьев в 1920г поднял антибольшевистское восстание, пользовавшееся сочувствием и поддержкой местного населения, а Голиков руководил ЧОН (частью особого назначения), которая подавляла это восстание. Методы подавления были исключительно жестокими, настолько жестокими, что через несколько месяцев большевисткие власти сочли целесообразным отозвать молодого командира из Хакасии, пока тот не настроил против Советской власти абсолютное большинство населения.
На территории музея воссоздан таштыкский склеп (IIв до н.э. - Vв н.э.).
Реконструкция позволяет представить, как выглядел склеп изнутри. На полках складывались тела усопших...
Для каждого тела делалась своя кукла, лицо которой покрывалось маской.
Таштыкские маски (здесь, конечно, все реконструкция) - отдельный и очень интересный пласт культуры. Неплохое их собрание есть в абаканском музее, но мы там смотрели лишь стелариум, а маски пока находятся в старом здании.
Для плохого никчемного человека делалась берестяная уродливая кукла.
Еще одна реконструкция на территории ширинского музея - деревянная хакасская юрта XIXв.
И ее интерьер
В это время среди хакасов было принято собирать стеклянную посуду, которая была достаточно редкой и очень ценилась в этих местах.
В Ширинском и Орджоникидзевском районах Хакасии расположена горная гряда Сундуки, помимо пейзажей известная как вместилище всяких хакасских древностей: стел, писаниц, петроглифов и т.д. К сожалению, на осмотр всего этого требуется гораздо больше времени, чем мы располагали, потому ограничились лишь осмотром первого Сундука, где работник заповедника по имени Андрей довольно убедительно, по крайней мере, на мой дилетантский взгляд, пытался доказать нам, что это и есть довольно совершенная обсерватория древних людей.
По пути в поселок Чебаки сделали короткую остановку на берегу красивого Черного озера, а потом продолжили путь к довольно редкому для Хакасии памятнику - сохранившемуся дому владельца золотых приисков "Богомдарованный" и "Знаменитый" К.И.Иваницкого, представляющему из себя деревянный дом с элементами стиля модерн (кон.XIX-нач.ХХв).
А вот добраться до древней крепости Чебаки эпохи бронзы (IIв до н.э.) наш автобус, к сожалению, не смог - слишком сложной оказалась для него грунтовая дорога, карабкающаяся вврех по горным склонам. Потому полюбовавшись открывающимися панорамами, вернулись вниз и поехали к Сулекской писанице - одному из самых интересных памятников Хакасии, относящемуся по преимуществу к IX-Xвв, т.е. к эпохе енисейских киргизов. Особенно хороша начальная часть писаницы - здесь очень тонкие и в то же время очень живые и динамичные по исполнению изображения различных животных. Рядом на вершине соседней горы находятся руины окуневской све (крепости), отыскать и распознать которые как рукотворные без Валерия Порфирьевича нам было бы сложно.
Так выглядит первый Сундук.
Окуневская стела с личиной, петроглифами и рунами на территории национального парка Сундуки.
Справа внизу можно рассмотреть замечательную окуневскую личину (в профиль) с ушами, рогами и т.д.
Где-то в этих горах находится рельеф Белая лошадь.
Который мы увидели лишь на картинке - пешком подниматься туда долго, а автобус наш там бы не прошел.
А вот в этом прекрасном природном амфитеатре сотрудник Национального парка Сундуки Андрей долго рассказывал нам о том, в какой точке солнце появляется в день весеннего равноденствия ровно в полдень и где оно оказывается в день летнего солнцестояния.
В это время также можно было полюбоваться окрестными пейзажами.
Вершина первого Сундука, действительно, напоминает по форме сундук.
В свободное время мы поднялись к этому месту,
Где обнаружили вот такой петроглиф - вероятно, это солярный знак и символ созвездия Овна. Возможно, Андрей со своими астрономическими изысканиями не так уж далек от истины (а вот и нифига - в комментах меня поправляют, что изображение все-таки современное, т.е. ему вряд ли большее 200 лет :)
Почти в каждом хакасском райцентре встречаются такие нарядные домики. Это фито-центр "Прасковья", основанный народной целительницей Прасковьей Лосевской и имеющий филиалы по всей России.
Вид на Черное озеро.
Усадьба К.И.Иваницкого (кон.XIX-нач.ХХв) в Чебаках.
Дом, в основном, одноэтажный.
Местами двухэтажный.
А эта башенка - чистый модерн. Мы даже поднялись в нее (в доме сейчас находится какой-то детский дом отдыха, но нас пустили внутрь).
У дома типичные южносибирские наличники с кулисками.
Вид из окна дома Иваницкого - думаю, лет 100 назад он был не хуже.
Если взобраться на эту гору, можно попасть к крепости эпохи бронзы (II тыс. до н.э.).
А вот такие прекрасные виды открываются с той природной террасы, на которую мы плднялись.
Остатки крепости окуневского времени на Сулекских скалах.
Здесь, действительно, видна искусственная кладка.
Подъем на гору.
Вид с вершины открывается замечательный.
На этой скале находится Сулекская писаница.
Рядом традиционно находится реконструированная деревянная хакасская юрта. Вот ее интерьер.
А это собрание стеклянной посуды из нее.
Сулекская писаница (IX-Xвв) довольно длинная, вот несколько ее фрагментов:
Писаница общим планом.
Животные.
И люди.
Лошади и всадники.
Косули и собака.
И даже верблюды. Возможно, здесь где-то проходили торговые караваны.
Лошади и всадники. К сожалению, многие рисунки писаницы испорчены более поздними надписями.
Лучник на коне.
Лучник.
Хищники. Чтобы их рассмотреть, нужно абстрагироваться от вандальных надписей более поздних времен.
Собака.
Сулекская писаница. Олень и погонщик.
Сулекская писаница (IX-Xвв). Фрагмент.