Следующий день начался поездкой в село Алабузино, где сохранился ансамбль из двух храмов: условно барочной Троицкой церкви (1765-81гг) и внушительной Смоленской, выстроенной в 1806-1816гг в формах классицизма. Во второй, говорят, есть росписи XIXвека, но это был чуть ли не единственный случай, куда мы не смогли увидеть интерьеры.
В соседние Градницы большинство туристов едет не за Троицкой церковью (1782-1804гг), которая мало чем примечательна, а в расположенный здесь литературный музей Н.С.Гумилева и А.Ахматовой. Музей разместился в небольшом деревянном доме, перенесенном из села Слепнево в 1930-е годы. Дом этот некогда принадлежал матери Н.С. Гумилева, сюда в 1911г Николай Степанович привез свою молодую жену. В Слепнево семейство прожило до 1917 года, после чего переселилось в Бежецк, где, в основном, и прошли детские годы знаменитого сына двух поэтов - Льва Гумилева.
Непродолжительную остановку совершили в селе Сулега, чтобы осмотреть заброшенный большой классицистический Воскресенский храм (1820-1835гг, арх. Н.Легран), где уже провалились полы, но на стенах местами еще можно рассмотреть довольно качественно выполненные росписи в стиле академизма.
Алабузино. Троицкая церковь (1765-81гг, колокольня 1800г) вполне типична для этих мест - мы еще не раз повстречаем подобную архитектуру на своем пути.
Ее купола покрыты металлическими пластинами со звездами, которые когда-то, наверное, были золотыми.
Большая классицистическая церковь Смоленской иконы Божией Матери (1806-1816гг).
Троицкая церковь из Градниц (1782-1804гг).
Литературный музей Н.С.Гумилева и А.Ахматовой в доме матери Н.С.Гумилева, перевезенном в Градницы из села Слепнево в 1930-е гг.
Сулега. Церковь Воскресения Христова (1820-1835гг).
И немного ее росписей.
Евангелист.
Святой (не разберу, какой именно).
Росписи трапезной Воскресенской церкви закоптились и потемнели.
Только Спас нерукотворный и можно разобрать.
Следующие пара объектов показались мне, пожалуй, самыми интересными из всей программы. Во-первых, порадовал город Красный Холм, где помимо нескольких довольно любопытных деревянных особняков в стиле модерн и не слишком интересной колокольни Троицкого собора (1883) мы увидели хорошо сохранившееся деревянное здание ж/д станции (1899г, тоже модерн), куда можно спокойно зайти внутрь и посмотреть вполне аутентичный по виду интерьер.
Но главная достопримечательность города - Краснохолмская Антониева пустынь - находится в соседнем поселке Слобода. Это был древнейший объект на нашем маршруте, а значит, заслуживающий внимания по определению. Самая старая из сохранившихся (условно сохранившихся, конечно - состояние всех объектов здесь очень плохое) построек монастыря - три стены Троицкого собора (то ли 1494г, то ли все-таки II пол. XVIв), на внутренних сторонах которых еще можно различить остатки росписей нач. XVIIIв, выполненных в традициях ярославской школы (это насколько я смогла разглядеть). Стоящая рядом Покровская церковь (1590-1592г) тоже руинирована. Чуть в лучшем состоянии находится надвратный Вознесенский храм (1690г), выполненный в формах нарышкинского барокко, и пара башен ограды кон.XVIIв.
Здание ж/д станции Красный Холм.
И ее декор поближе.
Станция внутри - небольшой зал ожидания.
Его потолок также красиво оформлен.
Красный Холм. Дом Баруздиных-Хильтовых (нач.ХХв) - самый красивый в городе.
О чем нам не преминул сообщить один из его жильцов :) Заодно можно рассмотреть декор балкона.
Рядом также стоит интересное здание, но в гораздо худшем состоянии.
Балясины полуобвалившегося балкона некогда были украшены резьбой.
Краснохолмская Антониева пустынь. Братский корпус (XVIIв) и надвратная Вознесенская церковь (1690г) с примыкающей к ней башней кон.XVIIв.
Декор Воскресенской церкви в стиле русского узорочья.
Резьба по кирпичу в филенках братского корпуса XVIIв.
Слева Покровская церковь (1590-1592г), справа руина Троицкого собора (1494г или II пол. XVIв).
Троицкий собор с другого ракурса.
Портал XVIв.
А вот в таком состоянии его росписи нач. XVIIIв, что неудивительно - Бог знает, сколько времени они уже находятся под открытым небом.
Специалист бы без труда разобрал эти сюжеты, но я вижу только то, что росписи сложные многофигурные.
Здесь фигуры вполне различимы, но сюжет не разберу.
А это, похоже, Благовещение.
Троица ветхозаветная (?)
Тоже не разберу сюжет, но у сидящего (слева) персонажа удивительно интересный головной убор. А вот то, как написана правая фигура, по-моему, ясно указывает на ярославскую школу - впрочем, а какой здесь еще быть? :)
От этой процессии святых остались, в основном, насечки на штукатурке - зато сразу видно технологию фресковой живописи: сначала процарапывали рисунок, а потом наносили краски. В Пизе, кстати, такие рисунки (их там называют синопиями), открывшиеся после гибели фресок кладбища Кампо Санто после американских бомбардировок, сейчас висят в специальном Музее синопий. Считается, что они имеют большую ценность, поскольку точно выполнены рукой мастера, в то время, как расписывать могли и подмастерья.
А это изображение какой-то битвы, видимо, - могу только разобрать голову в шлеме в левой верхней части фрагмента.
Тайная вечеря (?)
Руины Краснохолмской Антониевой пустыни. Слева направо: братский корпус (кон.XVIIв), надвратная Вознесенская церковь (1690г), еще один братский корпус (1748г), башня кон.XVIIв.
Если бы на этом поездка закончилась, я уже могла бы быть ею довольна, но нас ожидало еще несколько интерсных мест. Во-первых, Крестовоздвиженская церковь в Поводнево (1827-1836гг), довольно типичная классицистическая постройка, интересная только тем, что церковь никогда не закрывалась, а значит, сохранила богато украшенный интерьер. Здесь замечательно все - и клеевые росписи XIXв, дошедшие до нас в хорошем состоянии, и деревянное распятие с предстоящими, и золоченая резьба киотов, и даже псевдо-византийские масляные росписи в трапезной, выполненные, как нам рассказал настоятель храма, в 1950-е годы (!), что, согласитесь, нетривиально само по себе.
Но сначала райцентр Сонково - водонапорная башня у ж/д станции с деревянным верхом.
Вот он поближе (нач.ХХв, похоже).
Крестовоздвиженская церковь в Поводнево (1827-1836гг) не заслуживала бы внимания, если бы не ее интерьер (напомню, церковь не закрывалась - чуть ли не единственная на весь район). Сюда специально приезжал священник, чтобы нам ее открыть, так что самостоятельно попасть внутрь можно только во время службы.
Евангелист Иоанн - росписи трапезной.
Оттуда же "Изгнание торговцев из храма".
Очень интересное Распятие с предстоящими (XIXв).
Иоанн Богослов.
Венчание одного из алтарей в трапезной.
Росписи свода трапезной (1950-е гг - !).
Апостолы - фрагмент этой росписи.
То же самое - Андрей Боголюбский.
Ангелы и резьба, украшающая алтари.
Коронование Богородицы в куполе основного объема церкви.
Так выглядит купол целиком.
Центральный алтарь. Сверху роспись на сюжет "Христос во славе" (?) - ничего иного в голову не приходит, не припомню, чтобы раньше мне подобный сюжет где-то попадался.
Вот роспись поближе.
А вот цари земные - фрагмент этого сюжета.
А вот это точно Страшный суд.
Евангелисты в парусах купола - Лука.
Умножение хлебов (?).
Крещение расположено высоковато, сняла, как получилось.
Грандиозная Троицкая церковь (1717-1731гг), что в селе Кой, упомянутая во многих путеводителях по Тверской области, производит странное впечатление - с одной стороны, постройка выдержана в традициях ярославского зодчества (да, этот район исторически тяготел к Ярославщине, хотя по факту это Тверская область), с другой - размах и масштабы у нее совсем не традиционные, свойственные уже, скорее, новому времени. Тем более, что в начале XIXв храм был частично перестроен, рядом сооружена классицистическая колокольня и ограда с башенками-часовнями, а интерьер расписан в стиле академизма. В общем, некий легкий когнитивный диссонанс я здесь поимела, хотя объект, безусловно, рекомендован к осмотру.
Гигантская Троицкая церковь (1717-1731гг) в селе Кой, колокольня нач.XIXв.
Эти барельефы - также добавление XIXв.
Кесарю кесарево - росписи нижнего храма (нач.XIXв).
Христос и грешница - оттуда же.
В верхний храм ведет широкая лестница (тоже нач.XIXв). Как пояснил уважаемый
uchazdneg, металлические пластины, прикрепленные в верхней части здания, ранее были расписаны - удивительное дело, никогда о таком декоре ничего раньше не слышала.
Как это выглядело, можно увидеть, например, на старой фотографии.
Ну или попытаться различить остатки фигур на этой пластине.
Росписи покрывали и металлическую обшивку этой часовенки в углу ограды.
Лестница на колокольню.
Остатки иконостаса верхнего храма.
Росписей здесь сохранилось довольно много, пусть и не в идеальном состоянии.
Вот несколько сюжетов:
Лепта вдовицы.
Брак в Кане.
Благословение святого князя Михаила Тверского на поездку в Орду.
И убийство князя Михаила в Орде.
Тихвинская церковь (1775-1784гг) в селе Синево-Дуброво куда более традиционна - это типичное барокко, с не менее типичной классицистической колокольней и красивой аркой ворот, сохранившихся от прежней каменной ограды. Внутри почти целиком сохранился иконостас (без икон, конечно, - церковь заброшена) и росписи - в небольшом количестве, но очень хорошего качества.
Последний объект, который успели посмотреть, - Благовещенская церковь в селе Княжево. В основе ее - барочный храм 1784г, но в 1880-е годы его сильно перестроили в формах эклектики, были добавлены трапезная и колокольня. Внутри сохранились росписи: в четверике основного объема и в трапезной - кон.XIX-нач.ХХвв. Живопись довольно высокого качества, но, к сожалению, рассмотреть ее подробно я смогла только на фотографиях, сделанных со вспышкой, - наступающие сумерки помешали сделать это на месте.
Барочная Тихвинская церковь (1775-1784гг) в селе Синево-Дуброво.
Ее иконостас сохранился очень хорошо.
И росписи здесь очень пристойного качества.
Уж не князь ли это Михаил Тверской снова?
Обращение Савла, похоже.
Благовещенская церковь в Княжево (1784г - правая часть, трапезная и колокольня 1880гг).
И ее росписи:
Свод трапезной Благовещенской церкви.
Благовещение.
Нагорная проповедь - тоже из трапезной.
Как и эти ангелы апокалипсиса.
Бог Саваоф в куполе основного объема церкви.
Оттуда же: Распятие.
Очень романтичного вида евангелист Лука.
Евангелист Матфей несколько постарше.