Тверская область: Бежецкий верх (часть 1)

Sep 25, 2015 01:00

В прошедшие выходные съездили с Неизвестной провинцией в Тверскую область, а именно, в местность, называемую Бежецкий верх - возвышенность в бассейне реки Волги на территории Бежецкого, Кесовогорского, Краснохолмского, Рамешковского и Сонковского районов.
Смотрели, в основном, храмы XVIII-XIX вв, а также города Калязин, Бежецк и Красный Холм. Церкви здесь часто строили большие, во многих сохранилась в той или иной степени классицистическая монументальная живопись. Но обо всем по порядку.

Про Калязин - город, почти полностью ушедший под воды Угличского водохранилища в 1939-1940гг, - много писать не буду. Во-первых, его главная достопримечательность - полузатопленная колокольня Никольского монастыря (1800г), достаточно хорошо известна, во-вторых, здесь я бывала неоднократно (о чем писала и в этом журнале), а единственное место, которое еще хотелось бы здесь посетить, - местный краеведческий музей в этот раз в программу включен не был. Собственно, Калязин стал единственным известным мне местом из всей программы, все последующие объекты являлись абсолютной террой инкогнитой - до поездки я даже об их существовании не подозревала.

В селе Сукромны стоит внушительная барочная Тихвинская церковь (1779-1785гг), которая не слишком интересна снаружи, зато представляет большой интерес ее интерьер, так как храм почти не закрывался в советское время. Поэтому здесь почти целиком сохранились неплохие академические росписи клеевыми красками, датируемые серединой XIXв, а также высокий барочный иконостас, выкрашенный в белый цвет и покрытый золоченой резьбой.




Калязин. Колокольня Никольского монастыря (1800г).



Калязин. Здание быв. городской управы.



Тихвинская церковь в Сукромнах (1779-1785гг).

Росписи сер.XIXв:



Свод трапезной.



Росписи трапезной на евангельские темы мне понравились больше всего.



Христос-отрок в храме.



Придел Параскевы-Пятницы.





Его росписи самые яркие: Христос в доме Симона-фарисея.



Свод Пятницкого придела: Преображение.



Иисус успокаивает шторм.



Нагорная проповедь.



Барочный иконостас церкви в Сукромнах.



Христос и грешница (?) - росписи основного объема храма.



Явление ангела женам-мироносицам.



Троица новозаветная в куполе.



Христос в Эммаусе (?)



Коронование Богородицы.



Брак в Кане Галилейской.

На сводах основного объема церкви есть росписи на редкую тему: заповеди Блаженства:







Резная композиция Царских врат с Богом-отцом и ангелами.



Ангелы поближе.



Бог отец и ангелы - деревянная скульптура Царских врат поближе.

Интересные росписи 1843-47гг можно видеть также в заброшенной нынче церкви Богоявления (1783-1810гг) деревни Еськи, среди которых особо выделяется грандиозная сложная многофигурная композиция «Изгнание торгующих их храма», выполненная, как нам объяснили, по картине итальянского художника Луки Джордано. Живопись по шаблонам получила значительное распространение в XIXв, когда в России были в ходу сборники гравюр на библейские сюжеты Шнорра фон Карольсфельда, Гюстава Доре и т.д. (хотя еще в XVIIв ярославские мастера использовали в качестве образцов для своих росписей Пескаторово Евангелие).
В Еськах есть еще один интересный храм - Владимирская церковь середины XIX, которую отличает интересная архитектура, необычная для того времени и больше напоминающая стиль модерн.



Роспись Богоявленской церкви в Еськах: Изгнание торгующих из храма.




Торговцы в панике разбегаются.



Отлично написанные в технике гризайль ангелы.



"Благословение детей" выполнено по гравюре Килиана.



Как и "Христос в доме Симона-фарисея".



Сожжение еретических книг.



Ангел выводит апостолов из темницы.



В барабане купола изображены пророки и евангелисты.



Своды алтарной части.



Росписи алтарной части не столь профессиональные. Вознесение Господне.



Преображение Господне.



Снятие с креста.



Богоявленская церковь в Еськах (1783-1810гг).



Владимирская церковь в Еськах (1857г) похожа на постройку в стиле модерн, но никакого модерна во времена ее строительства еще не было. Так что пусть будет эклектика.



Покрытие шлемовидных куполов из металла имитирует лемех.



Росписей внутри осталось мало.



Остатки алтаря Владимирской церкви.

Город Бежецк удалось немного посмотреть вечером, когда стемнело, и на следующий день, во время интенсивной пробежки по главной улице. Поскольку никаким особенным нашествиям с XVIIв Бежецк не подвергался (в последнюю войну он не был взят фашистами, линия фронта сюда не дошла), его историческая застройка сохранилась весьма неплохо, особенно на главной улице, которая здесь называется Большой. На протяжении нескольких сотен метров можно увидеть несколько любопытных деревянных особняков, а также два музея, посвященных самым знаменитым уроженцам города: В.Андрееву - основателю первого оркестра русских народных инструментов и В.Шишкову - инженеру и писателю, автору романа "Угрюм-река". Тут же в виде крайне загадочного монумента увековечена память Анны Ахматовой, Льва и Николая Гумилевых, несколько лет проживавших сначала в небольшом имении под Бежецком, а потом и в самом городе.
Впечатляют также торговые ряды, которых мы насчитали штук пять, наверное, - они здесь занимают чуть ли не целый квартал.




"Музыкальный" дом на улице Большой - дом Трусова (1914г).



"Музыкальным" мы его назвали вот из-за таких наличников с лирами и рожками.



Дом купца Постникова (1910г).



Особняк купцов Неворотиных (кон.XIX-нач.ХХвв).



Его атланты



И Меркурий на крыше.



Дом Бобунова (1913г).



Оформлен круглым окном - типичным и очень красивым элементом стиля модерн.



Памятник А.Ахматовой, Л.Гумилеву и Н.Гумилеву, который здесь присутствует как-бы инфернально - в виде бесплотного духа бюста. Кто разгадает чистый замысел творца-ваятеля, сообщите, пожалуйста, - а то я уже который день ломаю голову.



В руках у Льва, который выглядит здесь значительно старше своих родителей, похоже, его книга "Этногенез и биосфера земли".



Усадьба Соколовой (нач. ХХв),



К которой примыкает еще одна постройка в стиле модерн.



В.В. Андреев - основатель оркестра русских народных инструментов.



И его музей.





Торговые ряды нач. ХХв.



А это торговые ряды XIXв на ул. Рыбинской.



И еще одни - с аркадой.



Снова ул. Рыбинская - похоже на старую купеческую лавку.



В Бежецке есть два монастыря, правда, в довольно плохом состоянии, так что мы их не смотрели. Из церквей здесь самая интересная - вот этот кладбищенский Спасский храм, выстроенный в 1895-1898гг и никогда не закрывавшийся, даже в годы Советской власти. а потому сохранивший богатый интерьер.



В интерьере не фотографировала, так как в церковь попали во время службы. Удалось снять лишь вот это интересное деревянное Распятие.



Такие объявления сопровождали нас по ходу всей прогулки по городу. Наверное, для Бежецка предложение актуально.

Россия, Твер. Калязинский район, охота к перемене мест, Твер. Бежецкий район, Тверская область

Previous post Next post
Up