В Бергамо (итальянцы делают ударение на первый слог) приехала не слишком рано - поезд Трениталии почему-то отправился из Милана с 40-минутным опозданием (это при 50-минутной дороге!). Купив на вокзале небольшой путеводитель на русском языке с картой, поспешила к порта Нуова, рядом с которыми располагается театр Гаэтано Доницетти (один из моих любимых композиторов - уроженец Бергамо), а также церковь Бартоломео, в которой в алтаре можно увидеть "Мадонну Мартиненго" работы Лоренцо Лотто. Рассматривать ее мне, правда, пришлось в бинокль - в церкви шла служба, и подойти к алтарю не было возможности.
Живопись замечательного, хоть и своеобразного, венецианского мастера Лоренцо Лотто в местных церквях встречается довольно часто - не имея возможности получать заказы на родине (Тициан, пишут, плохо терпел рядом с собой конкурентов), Лотто много работал в небольших городах севера Италии, в т.ч. и в Бергамо, который тогда принадлежал Венеции. Следующую работу Лотто "Мадонна с младенцем и святые" можно увидеть неподалеку - в церкви Санто-Спирито, где, на мое счастье, службы не было, потому удалось все неплохо разглядеть и сфотографировать.
Дальше по пути в старый Верхний город (до сих пор я гуляла по Нижнему Бергамо, появившемуся только в XIXв на месте нескольких небольших поселений - от них остались древние храмы, гражданская застройка вся XIXв) попыталась осмотреть еще 2 церкви с работами Лотто. Но первая (Сан-Бернардино) открыта лишь пару часов в день, и я не успела до закрытия (спасибо Трениталии), а во второй (Сант-Алессандро-ин-Кроче) меня не пустили в сакристию, где, собственно, и находится работа Лотто (такое случилось со мной в Италии чуть ли не впервые, потому сделала для себя вывод о недружелюбии нового Бергамо к туристам).
Уличный арт-проект властей Бергамо - такие стенды установлены по всему городу. На одной стороне - портрет кого-нибудь из известных бергамасков (в данном случае - архитектор XVIIIв Джакомо Кваренги, много чего построивший в Санкт-Петербурге, да и в Москве кое-что тоже - за что и был сфотографирован). Надпись гласит: "Я - такой-то и Бергамо - мой город". Ниже приведена краткая биография персонажа. С другой стороны стенда - фотография кого-то из современных бергамасков с той же надписью и кратким рассказом.
Театр Гаэтано Доницетти строился долго - с 1786 (еще до рождения Доницетти), а фасад закончили лишь в 1897г.
Памятник Доницетти (1897г).
Церковь Сан-Бартоломео (1613-1642гг, фасад XIХв).
"Мадонна со святыми" Лоренцо Лотто из церкви Санто-Спирито.
Фасад церкви Санто-Спирито (XVIв, бронзовая скульптура "Сошествие Святого духа" установлена на нем в 1971г).
Такие вагончики возят пассажиров по фуникулеру из нижнего города в верхний и обратно.
Купить билеты на фуникулер можно в этом симпатичном кафе, оформленном в стиле модерн, где я отогревалась кофе и ликером в ожидании вагончика.
От Порта Нуова и главного городского променада Сентерионе открывается чудесный вид на верхний Бергамо.
Верхний Бергамо в отношении к туристам - прямая противоположность нижнему: здесь открыто если не все, то очень многое - причем часто внутри церквей и музеев вообще нет никаких смотрителей.
Войдя в старый город через ворота Сан-Агостино, дошла до чудесной маленькой церкви Сан-Микеле-аль-Поццо-Бьянко (XIIIв), где помимо забавных фресок XIIIв и древней крипты (тоже с фресками), есть капелла Девы Марии, расписанная все тем же Лоренцо Лотто в 1525г.
Отсюда мимо пьяцца Меркато-делле-Скарпе (площади Обувого рынка), где находится станция Бергамского фуникулера, который просто необходим в столь "многоэтажном" городе, добрела до внушительной и очень интересной церкви Санта-Мария-Маджоре, украшенной с двух сторон дивными Львиными порталами XIVв. На осмотр интерьера понадобится какое-то время: во-первых, здесь много фресок разных периодов (XIV-XVIIвв), во-вторых - фламандские гобелены XVIIв, а также могила Доницетти, барочная резная исповедальня 1705г и главное - алтарные панели-интарсии (мозаики из разных пород дерева) по рисункам (кого бы вы думали?) Лоренцо Лотто. Все они, правда, в мой первый приход были закрыты другими панелями с изображениями соответствующих аллегорий (тоже выполненными по рисункам Лотто, но не таким эффектными). Зайдя в церковь после обеда, смогла увидеть открытой одну из оригинальных интарсий - "Всемирный потоп".
Рядом с Санта-Мария-Маджоре находится очень древний храм Темпьето Санта-Кроче (который оказался закрыт), а также дворец Епископской курии с дивным залом Аула Пикта, чудесные росписи которого (XIII-XIVвв) производят сильное впечатление.
Отсюда можно выйти к красивейшей площади пьяцца Веккья - средоточию основных бергамских достопримечательностей (кафедральный собор, бибиотека Анджело Маи, палаццо делла Раджоне, палаццо-дель-Подеста, фонтан Контарини (1780г) и всемирно известная капелла Коллеони).
Местный Дуомо впечатлили разве что хорошей алтарной живописью (одна из картин "Мученичество св. Иоанна" принадлежит кисти Джамбастисты Тьеполо). Зато под ним находятся крипта с остатками древнего собора (с фрагментами пола, фресок и мозаик XIVв и небольшой художественно-археологической экспозицией), превращенная нынче в музей.
В палаццо делла Раджоне сейчас экспонируется малая, но очень значимая часть коллекции Академии Каррара - одного из лучших в Европе собраний живописи. Сама Академия нынче на реконструкции - причем, уже давно, и неизвестно, когда вновь откроется.
Красивый бело-розовый Баптистерий обычно закрыт, внутрь попасть можно лишь по запросу, но описания интерьера из путеводителей не слишком меня впечатлили, потому решила пока этим не заморачиваться.
В капеллу Коллеони пускают бесплатно, но фотографировать внутри нельзя. Я-то, конечно, купила книжку, но все равно жаль: место совершенно потрясающее. Удивляет и работа по камню (три надгробия: самого кондотьера,его жены и дочери выполнены мастером Джованни Амадео, автором фасада Павийской чертозы), и скульптура (конная статуя Коллеони над его могилой), но более того - сияющие росписи купола капеллы кисти Джамбатисты Тьеполо.
Закончив с главным, отправилась в быв. монастырь св. Франциска, где сейчас организован музей Истории Бергамо. Но не ради музея пришла я туда (да простят меня патриоты Италии), а ради двориков и залов с росписями XIII-XVIIвв, а также дивного вида на окрестные холмы, открывающегося с террасы XVв.
Ворота Сант-Агостино (1575г) были построены при венецианцах.
Фрески XIVв из церкви Сан-Микеле:
Церковь Сан-Микеле-аль-Поццо-Бьянко (XIIIв).
Мадонна с младенцем.
Пьета.
Страшный суд.
Св. Христофор (XIIIв).
Фрески капеллы Девы Марии из церкви Сан-Микеле (Лоренцо Лотто, 1525г):
Главный неф церкви Сан-Микеле.
Монастырь Сант-Агостино (XIIIв).
Темпьетто Санта-Кроче (XI-XIIвв).
Церковь Санта-Мария-Маджоре (XIIв).
Белый львиный портал церкви Санта-Мария-Маджоре (1360г).
Фрагмент красного львиного портала церкви Санта-Мария-Маджоре (1351-1353гг).
Интарсия "Всемирный потоп" по рисунку Лоренцо Лотто (1522-1555гг).
А это интарсия по аллегорическому рисунку Лотто (Юдифь и Олоферн).
Фрески XIVв на тему из жизни св. Франциска из церкви Санта-Мария-Маджоре.
Гробница Гаэтано Доницетти (1855г).
Фрески XIIIв зала Аула Пикта Епископской курии:
Тайная вечеря.
Омовение ног апостолов.
Святые епископы Нарно и Виаторе.
Святой Александр на коне.
А вот фреска XIVв поверх фрески XIIIв.
Баптистерий (1340г).
Потрясающая капелла Коллеони 1473-1476гг (внутри которой снимать нельзя) и красный львиный портал базилики Санта-Мария-Маджоре.
Пьяцца Веккья и библиотека Маи (XVIIв).
Еще один бергамский арт-проект - вся пьяцца Веккья была уставлена обувью красного цвета - большинство пар были выкрашены красной краской, но попадалась и изначально красные туфли.
Фонтан Контарини (1780г) и городская башня Кампаноне (XII-XVвв).
Палаццо делла Раджоне - бывшая ратуша (XIIв).
Барочный интерьер Дуомо (XVIIв).
Фрески монастыря Сан-Франческо (XVв).
Вид на холмы Ломбардии с портика Сан-Франческо (XVв).
Фасад палаццо Терци (XVIIIв).
В этот момент хмурившееся уже несколько часов небо разразилось наконец небольшим, но не слишком приятным дождем. Потому, зайдя в пару магазинов и купив легкий кардиган (на улице похолодало), отправилась к фуникулеру. Пока я коротала время до прихода вагончика в кафе с хорошим (хоть и подпорченным погодой) видом на нижний Бергамо, дождь прекратился. Спустившись вниз, хотела поглядеть еще пару церквей (хоть и не было надежды, что застану их открытыми), но неожиданно заблудилась. Описав весьма приличный круг, вновь вышла к станции фуникулера, и не стала больше испытывать судьбу - отправилась прямиком к ж/д вокзалу.