Ареццо не так давно вошел в число топовых туристических городов Тосканы - и честно говоря, это чувствуется. Несколько лет назад здесь был снят фильм Роберто Бениньи "Жизнь прекрасна", что сильно поспособствовало славе города. Правда, о нем (о городе, не о фильме) писал еще Муратов - но только в связи с одним объектом: капеллой Животворящего креста в церкви Сан-Франческо.
Мне же с Ареццо не повезло как-то сразу: главная городская достопримечательность - фрески Пьеро делла Франческа в церкви Сан-Франческо, о которых написано столько восторженных отзывов, и ради которых многие едут в Ареццо, мне не понравились. Конечно, крупные планы росписей на фотографиях хороши - с этим не поспоришь. Но ведь на месте видишь не крупные планы. Первым делом бросаются в глаза не детали, а композиция и колор - а с этим, на мой взгляд, у делла Франческа большие проблемы: композиция зачастую перегруженная, фон неинтересныый, а цвета какие-то мертвенные (здесь, правда, могли сыграть свою роль многочисленные повреждения и/или неудачные реставрации росписей). В любом случае, несмотря на наличие здесь некоторого количества неплохой доренессансной живописи, из церкви Сан-Франческо я вышла разочарованной.
С другой стороны, архитектурно Ареццо, безусловно, интересен - здесь осталось много сооружений романо-готической эпохи. Особенно хороша церковь Пьеве-ди-Санта-Мария, где помимо живописного фасада и терракотового скульптурного декора портала стоит обратить внимание на полиптих XIVв работы Пьетро Лоренцетти в алтарной части и неплохую фреску с изображением святых Франциска и Доминика.
Апсидой церковь выходит на красивую площадь Гранде, расположенную под уклоном (в гайд-буках пишут, что перепад высот здесь до 10 метров, но визуально кажется, что все-таки поменьше). Здесь также сохранился колодец XVв, палаццо делле Лодже, спроектированной Джорджо Вазари (Вазари в Ареццо вообще много - он местный уроженец и довольно часто бывал в родном городе), жилые дома XII-XIVвв, а также замечательное палаццо Фратернита дей Лаичи, увенчанное башней с часами.
Еще одно архитектурное чудо Ареццо - палаццо Преторио (XIV-XVвв), украшенное множеством терракотовых гербов городских подест. Здесь, пишут, и росписи интерьеров сохранились, но я как-то не решилась ломиться с визитом в библиотеку, которая сейчас размещается в здании.
Пьяцца Гранде, на которую выходит апсидой церковь Пьеве-ди-Санта-Мария, и палаццо Фратернита дей Лаичи.
А так выглядит "средневековая" часть пьяццы Гранде.
Палаццо-делле-Лодже начал строить Вазари в 1573 году, а закончил Альфонсо Париджи в 1595.
Незаконченный фасад церкви Сан-Франческо (XIII-XIVвв). Фотографировать внутри нельзя, так что с росписями можно ознакомиться, например, здесь:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%E7%E8%EB%E8%EA%E0_%D1%E0%ED-%D4%F0%E0%ED%F7%E5%F1%EA%EE_%E2_%C0%F0%E5%F6%F6%EE
Вид с Корсо Италия на колокольню и фасад церкви Пьеве (XII-XIVвв).
Фреска XIVв из церкви Пьеве с изображение св.Франциска и св. Доминика.
Люнет портала церкви Пьеве (рельеф "Вознесение Марии" 1216г и фигурки 12 месяцев тоже XIIIв).
Терракотовые гербы, украшающие фасад палаццо Преторио.
Корсо Италия уходит вниз от палаццо Преторио (справа).
Памятник Петрарке возведен в XXв.
Дальше по хорошо сохранившейся улице Корсо Италия расположен т.н. дом Петрарки - там сейчас какое-то культурное учреждение. Внутрь я не слишком стремилась попасть по той причине, что дом этот все-таки не подлинный, а воссозданный в 1948г.
В двух шагах отсюда расположен городской собор Дуомо. В соборе сохранилось несколько интересных готических надгробий, неоклассическая капелла Мадонны Утешения с рельефами делла Робиа, а также (у входа в ризницу) хорошая фреска Пьеро делла Франческа, которая понравилась мне гораздо больше его росписей из церкви Сан-Франческо. Кстати, работы делла Франческа из Уффици и Бреры мне тоже очень нравятся, но монументальный жанр, похоже, не его сильная сторона.
На площади Дуомо можно посетить сразу два музея сакрального искусства - один (с несколькими Распятиями XII-XIIIвв, другой (побольше) - в палаццо дей Приори. Музеи, кстати, неплохие и сами по себе, а тем более, по меркам Ареццо.
"Мария Магдалина" Пьеро делла Франческа из Дуомо.
Т.н. "дом Петрарки" выглядит многообещающе, но это 1948 год.
Главный собор Ареццо (Дуомо) строиля с 1277г по нач. XVIв.
Готический мраморный саркофаг св. Донато (XIVв) и витражи Гийома де Марсилла (1516-1524гг) из Дуомо.
Фрагмент алтаря Валадьер работы делла Робиа из капеллы Мадонны Утешения.
Палаццо дей Приори (XIVв) и башня 1337г с часами XVв.
"Распятие" работы Пьетро Лоренцетти из музея Епархиального искусства.
Следующим пунктом было посещение церкви Сан-Доменико, где хранится пркрасное "Распятие" работы учителя Джотто - Чимабуэ. Здесь также можно увидеть остатки интресных росписей XIV-XVIвв.
В церкви Санта-Мария-ин-Гради помимо надалтарного рельефа работы Андреа делла Роббиа можно увидеть два роскошный орган XVIIв. А в церкви Сантиссима-Аннунциата 1490гг постройки представляют интерес полотна Вазари и да Кортона. Один из люнетов фасада церкви украшен хорошей фреской "Благовещение" Спинелло Аретино.
В музей средневекового и современного искусства Ареццо, что в палаццо Бруни-Чокки, пускают бесплатно - я сначала удивилась, но потом поняла, что за такое деньги брать грех. В первых залах есть несколько неплохих работ Пьетро Лоренцетти, Спинелло Аретино и пр., но дальше идет, в основном, такая неинтересная живопись, на фоне которой Вазари выглядит просто гением.
Выйдя из музея, я поняла, что у меня есть еще пара часов, а делать в Ареццо уже практически нечего (пара-тройка церквей, которые хотелось бы еще посетить, закрыты на сиесту). Честно говоря, после Пизы, которая была за день до того, и от которой у меня голова пошла кругом, Ареццо, безусловно, обескуражил. Все-таки от города, подарившего миру стольких выдающихся людей, априори ожидаешь чего-то большего.
Решила сходить в дом Вазари, превращенный нынче в музей. В отличие от дома Петрарки, дом Вазари подлинный, здесь отлично сохранились росписи самого хозяина, а также мастеров его круга. Зрелище оказалось весьма познавательное: по общему мнению, наверное, так и должно выглядеть жилище художника - Вазари оказался предскаказуем не только в живописи, но и в дизайне собственного жилища )
Напоследок от нечего делать я даже добралась до археологического музея, разместившегося в залах бывшего монастыря св. Бернардо рядом с остатками амфитеатра римского времени. Рассчитывала на этрусские древности, но ничего поражающего воображение в залах музея не обнаружила. Впрочем, допускаю, что для интересующихся археологией более глубоко музей может представлять интерес: здесь много интересных кратеров из красной глины, украшенных штампованными узорами, есть пара обширных коллекций античных и этрусских бронзовых изделий, а также несколько этрусских погребальных урн.
Небольшая уютная церковь Сан-Доменико (1275-нач. XIVв).
Фрески XIVв базилики Сан-Доменико.
"Распятие" Чимабуэ (1265-1270гг).
Еще одно "Распятие" - в виде настенной росписи XIVв.
И "Святой Себастьян" оттуда же.
Глазурованный рельеф Андреа делла Роббиа из церкви Санта-Мария-ин-Гради.
Орган XVIIв оттуда же.
Барочный фасад церкви Санта-Мария-ин-Гради.
"Благовещение" Спинелло Аретино (XVIв) с фасада церкви Сантиссима-Аннунциата.
И ее фасад XVIв.
Мадонна работы Микеле да Фиренце (ок.1430г).
"Мадонна со св. Рохом и св. Франциском" Аньоло ди Поло - ученика Андреа Вероккьо (1526г).
Церковь Бадия (XIII-XVIвв), куда внутрь мне попасть не удалось.
Церквоь Сант-Агостино.
Золотые серьги этрусской работы из Музея археологии.
Чаши из красной глины оттуда же.
Этрусская погребальная урна сер. IIв до н.э.
Этрусские бронзовые статуэтки IV-IIвв до н.э.
Мозаика пола терм (I-II вв н.э.).
На этом прогулка по Ареццо была закончена, и я поспешила на вокзал, поскольку на этот день у меня еще было запланировано посещение одного из концертов фестиваля Флорентийский музыкальный май, который как раз в это время проходит во Форенции. Но о концерте расскажу в другой раз.