напомню. второй подход к т.н. "реформе ффк" состоял в более прагматической ориентации учебного процесса. обучение становится не только накоплением знаний, но и его конвертацией в исследовательские программы. поэтому, кафедры переориентируются по принципу спектра проблем.
например, на данный момент в моей голове такая структура:
"кафедра социальных исследований"
"кафедра когнитивных исследований"
"кафедра логических исследований"
"кафедра методологических исследований"
и тэдэ.
учебный процесс строится следующим образом.
помимо специальных курсов по выбранной ориентации в учебный процесс вводится такой предмет как "исследование". сейчас вкратце поясню его суть и его отличие.
на каждой кафедре должно существовать от 4 до 6 ныне проводимых достаточно глобальных исследования. например - на "каф. соц. исслед" единовременно проводятся следующие исслед. работы - "Пеницитарные учреждения, власть и общество - характер взаимоотношений", "Урбанистический человек", "Университет и Общество", "Новые медиа и процессы глобализации", "Межнациональные отношения в СССР/Средние Века/Викторианской Британии: республики и метрополии, нац.меньшинства и рецепции решения локальных конфликтов". Первый семестр этого предмета - введение в текущий курс дел по этим исследованиям, на каком этапе они находятся, какой метод использовался, какая информация использовалась и тэдэ. Со второго семестра студент вовлекается в процесс этого исследования. Сначала на чёрную работу - поиск и сортировка инфы, мелкие поручения. Потом, в зависимости от его результатов он может постепенно подниматься по уровню своих полномочий и обязанностей.
Таким образом по окончанию своего образования студент уже имеет некоторый опыт исследовательской работы и знает технологию проведения подобных исследований.
Для этого подхода необходимы хорошо развитые горизонтальные связи внутри университета и вообще академического сообщества. "Каф. соц. исслед." должна тесно работать с ист.факом, соц.факом и тэдэ. также как и "каф. когнит. исслед." должна тесно работать с биофаком, психфаком, мединститутом, мехматом и тэдэ, в зависимости от исследований.
Зарабатывать можно участием в грантах (совсем не оригинально) или же адресными предложениями к различным гос.ведомствам. думаю им оч не хватает спецом по многим видам регулирования общ. жизни)
Но вопросы заработка и финансирования - вопросы очень непростые и им лучше посвятить отдельный пост как нибудь позднее.