Оригинал взят у
tromentano в
Наш домашний первый класс: сколько это занимает времени? Всем понятно, как происходит обучение обычных диких первоклассников, а вот обучение домашнего первоклассника может происходить самыми разными способами. Расскажу, как это происходит у нас.
В целом как-то более жёстко организовывать занятия и форсировать процесс мы были вынуждены, потому что, как ни крути, аттестации-то нам сдавать нужно в установленные законом сроки, и школьную программу осваивать с некоторым опережением. Наши «школьные» занятия касались, прежде всего, русского языка (в особенности каллиграфии) и математики (в особенности умения записывать ответы, ход решения).
Общая идея организации процесса заключалась в том, чтобы он был прост, эффективен и требовал минимальных усилий и от нас, родителей, и от Никиты. Занятия происходят утром, 3-5 раз в неделю. В остальные дни недели у Никиты утром английский, занятия в клубе по истории/культуре, ну и наш домашний кружок.
Каждый день вечером я готовлю задания и оставляю на столе, а с утра Никита их делает первым делом, до всех остальных дел (игры, мультики, радио). Не скажу, что задания всегда делаются по зову сердца и не требуют напоминаний - но, по мере формирования привычки, так происходит всё чаще
В начале учебного года, в сентябре, когда важно было адаптироваться к занятиям, я прикидывал объём так, чтобы выполнение занимало 10-15 минут. Сейчас, в конце года, ориентируемся на 20-30 минут. Если Никита увлекается каким-то рисовательным или творческим заданием, или если «раскиснет», столкнувшись с какой-то сложностью - то, конечно, всё может занимать и большее время.
В начале года задание могло быть таким по объёму:
А вот объём задания в декабре:
Не с первого раза я откалибровался, какой нужен объём - всегда есть тенденция недооценить время выполнения задания ребёнком, глядя на задание с точки зрения взрослого. Для себя я сделал вывод, что удовлетворённый, бодрый и мотивированный ученик - в сто раз важнее, чем объём выполненных заданий, и ошибаться здесь лучше в меньшую сторону.
Так что лучше дать слишком мало, чтобы ребёнок сделал за пять минут и был доволен собой, чем дать слишком много, чтобы выполнение потребовало сверхусилий или какого-то дополнительного внешнего стимулирования. Потому что в первом случае обеспечить прогресс легко и просто, а вот с замученным, демотивированным ребёнком даже оставаться на том же уровне сложно, каждое занятие - испытание и для него, и для преподавателя.
У взрослых же, по моим наблюдениям, напротив, часто есть стремление «выжимать до щелчка», т.е. наращивать и длительность и сложность занятий до тех пор, пока ребёнок с ними может хоть как-то справляться, не все останавливаются и на этом, «отжимая» ещё дальше.
Кстати, мы не делаем каких-то каникул, выходных и т.д. Иногда они вынужденно получаются, но, в целом, постоянство и регулярность формируют очень полезную привычку, и хоть какие-то задания мы стараемся давать всегда. К примеру, даже на выезде с туристической секцией у Никиты была задача каждый день утром писать три любые фразы.
В общем, если всё получается чётко, то каждый день вечером я трачу 10-20 минут на подготовку (или сам пишу задания, или намечаю из какого-то сборника заданий). Никита утром тратит на выполнение 20-30 минут, потом я просматриваю выполненное, и мы обсуждаем, что получилось - это ещё 10-15 минут может занимать.
Как ни странно, просто собрать, отвести и забрать ребёнка из школы у нас занимало бы больше времени.
Если сравнивать наши затраты времени на занятия с длительностью обычных школьных уроков, всё очень похоже на то, что я
писал два года назад.