Вообще-то хотел написать, как проехала по улице поливальная машина, и мокрый асфальт, и ранняя прохлада, и солнце в лужах ярче, чем в небе - что утро сегодня было добротное, как при невозможно отвратительной советской власти.
Но увидел комментарии к предыдущему посту (очень заторможено читаю), и мысли опять вернулись в прежнюю сторону.
Про Бэкона, Пикассо и шок.
Предлагаю такую схему, как мне это видится, а вы следите, и если я где-то путаю - поправьте:
Главная мысль: искусство НЕ ДОЛЖНО шокировать, т.к. сильные удары по мозгам лишают высказывание нюансов, художественности, и даже неплохо написанные в картине куски (пейзаж, складки одежды) не заметны в лучах электрошока. Например, если художник мастерски в смысле тона-цвета-валеров написал на холсте гениталии, то вряд ли кто будет вслушиваться в поверхность холста, искать там чудо и тайну.
А, значит, они не нужны (тон, рисунок, чудо), поверхность - это избыточная сложность. Пикассо еще заботился о форме (и иногда попадал в чудо) - но совершенно зря: если содержание зашкаливает, то форма не считывается. И следующее поколение художников совершенно логично от неё отказалось, сосредоточившись чтобы как можно сильнее ударить высказыванием (Бэкон, совершенно беспомощный в смысле работы с поверхностью холста).
А без органичной, единственно возможной длянего формы высказывание превращается в знак (Д. Херст, его например шкафчики с таблетками, купленные в магазине. Или его же «картины вращения», которые выполняют специально нанятые художники-исполнители).
В чистом виде замысел, оторванный от исполнения, становится знаком, которым очень легко спекулировать. Как совершенно верно заметил
zastris , всё превращается в продюсерский-музыкальный проект, типа «Ласковый май -4», или Басков, или Крутой, когда людям все равно что слушать, главное - кого. накачать проект деньгами и спецтехнологиями, а потом хоть и вовсе ничего не делай, открывай рот под фанеру.
Первым это понял именно Пикассо, который превратил свою подпись в бренд и фактически за деньги раздавал автографы.
...
Еще бы поговорить про шок, про его типы, но в другой раз. Всё-таки надеюсь успеть пройтись по Москве до жары - ощущение совершенно южного приморского города: влажно, прохладно в тени, яркие пятна на асфальте и редкие пушинки совсем не противные, так что можно и хочется следить за ними взглядом.
И постоянно ловишь себя на мысли, что люди вокруг - просто отдыхающие, которые вяло идут на пляж или уже обратно. А за углом - море.